Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 22:15, курсовая работа
Целью работы является проанализировать исторический и современный опыт осуществления социальной функции государства, и рассмотреть отличительные черты социального государства.
Цель работы определила стоящие перед нами задачи:
1. Рассмотреть признаки и сущность социального государства
2. Определить социальное государство, сформулировать понятие.
Принцип социального государства является в последние годы объектом пристального внимания как российских, так и зарубежных исследователей: юристов, социологов, политологов и экономистов. Его анализу посвящено немало публикаций, в которых рассматриваются проблемы сущих и целесообразных масштабов и форм социальной деятельности государства, ее исторической и современной динамики, правового оформления принципа социального государства и его соотношения с принципами государства правового и демократического.
В настоящее время принцип
социального государства
Проблематика социального
государства чрезвычайно
Разработка теории социального государства чрезвычайно важна, поскольку реализация социальной функции государства в разумных масштабах способна принести и приносит обществу столь же огромную пользу, сколь разрушительными (и экономически, и психологически, и политически) могут быть как ее недооценка, так и необоснованное в конкретных исторических условиях гипертрофирование.
Целью работы является проанализировать исторический и современный опыт осуществления социальной функции государства, и рассмотреть отличительные черты социального государства.
Объектом исследования являются отношения, которые возникаю в следствии формирования социального государства
Цель работы определила стоящие перед нами задачи:
Становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.
С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:
а) достойных условий
б) социальной защищенности;
в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.
Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Можно говорить о социальном назначении государства вообще, отвлекаясь от тех исторически преходящих задач, которые оно решало на том или ином этапе развития общества. Попытки определить социальное предназначение государства на всю его историческую перспективу предпринимались мыслителями различных эпох и различных научных направлений. Так, Платон и Аристотель считали, что назначением всякого государства является утверждение нравственности. Позже этот взгляд на социальное назначение государства поддержал и развил Гегель. Представители договорной теории происхождения государства в его существовании видели «общее благо» (Гроций); «общую безопасность» (Гоббс); «общую свободу» (Руссо). Лассаль главную задачу государства также видел в «развитии и реализации свободы человека».1
Основным предназначением государства марксистское учение считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение.2
В середине XX века возникает ряд теорий (“государство всеобщего благоденствия”, “плюралистическая демократия”, “правовое государство” и др.), которые главную задачу современной государственности видят в создании в рамках «закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого» (Ростоу, Хекшнер, Бернс, Джонс и др.).
Взгляды на социальное назначение государства, как видно, определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства.
Вместе с тем на содержание деятельности государства в отдельные исторические периоды существенное влияние оказывают и субъективные факторы. К ним относятся, прежде всего, истинность определенной теории, ее универсальность способность предвидеть историческую перспективу, возможные изменения общественной жизни, ее реализация в практике государственного строительства.
Социальное государство (нем. Sozialstaat; англ. Welfare state, государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.
Стремление к социальному
Часто считается, что именно реализация этих идей создала благосостояние Запада после Второй мировой войны.
Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 году Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штейну, «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».3
Понятия "социальное государство" и "социальное правовое государство" как политическое и государственно-правовое установление впервые в мировой конституционной практике было закреплено в ст. 20 и 28 Основного Закона ФРГ от 23 мая 1949 г.4
Во-первых, что в конституциях других европейских и североамериканских государств к тому времени не были закреплены в той или иной понятийной форме аналогичные положения. Например, в Конституции Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г. в ст. 3 было прямо записано: "Задача Республики - устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны".5
Во-вторых, такое конституционное закрепление этих установлений не означало немедленного воплощения данных положений в действительность, а растянулось на многие десятилетия, да и сейчас еще они во многом остаются юридическими фикциями 6
В самой старой из
ныне действующих - Конституции
США, хотя и не содержалось
подобных установлений, однако было
положение о том, что "никакие
денежные выдачи из
Это конституционное
положение послужило основой
для принятия в 1935 году Закона
о социальном обеспечении,
В-третьих, приведенные факты, свидетельствуют об эволюции не только государства и права, но и об эволюции взаимодействия общества и государства. Причем оно осуществляется таким образом, что не только общество влияет на изменение государства, но и государство активно воздействует на состояние общества, регулируя различные виды общественных отношений, зачастую превращая их из частных, партикулярных (например, частную благотворительность) в публичные, общеобязательные. Вследствие такого взаимодействия и общество, и государство приобретают новые социальные качества при сохранении таких качеств и свойств, которые со временем становятся архаическими. Этот сложный и противоречивый процесс социально-политического развития находит свое отражение и в политической теории, концепции, которой также оказывают обратное воздействие на принятие соответствующих установлений.
Большинство исследователей - и зарубежных, и российских - связывают появление идей о формировании социального государства с теориями Т. Гоббса и Дж. Локка, являвшимися результатом осмысления Английской революции 1648 г. и Славной революции 1688 г. Но в наиболее развитом виде эти идеи и политические требования начали проявляться с 30 - 40-х гг. XIX века. Некоторые исследователи полагают, что Гоббс анализом отношений индивида и государства заложил предпосылки для развития свободного целеполагания и атомизации общества, составляющих основу частной конкуренции и рынка.
Однако уже к концу
XIX века в западно-европейском обществе
произошли такие изменения, что был поставлен
вопрос о необходимости более широкого
вмешательства государства в общественную
жизнь. На вопрос, что это были за изменения,
приведшие в конечном счете к формированию
социального государства, различные авторы
дают разные ответы.
В.А. Торлопов, например, считает, хотя
и с оговорками, что такое государство
возникло как ответ на ряд социальных
явлений: индустриализацию и переход к
индустриальному обществу, резко снизившему
роль традиционных институтов - гильдий,
цехов, семьи, оказывавших социальную
помощь; современную бюрократию, развитие
которой сделало возможным всеобъемлющее
социальное обеспечение; демократию, поскольку
введение всеобщего избирательного права
привело к коллективному финансированию
рисков и расходованию средств на социальное
обеспечение; интересы рабочего класса,
ибо социальное государство сужает рамки
действия рынка, выводя некоторые общественные
сферы, прежде всего образование и здравоохранение,
за рамки действия рынка; капитализм, поскольку
рыночная экономика требует определенной
заботы о тех, кто проигрывает в борьбе
за выживание.8
Основы практики прусского (а следовательно, и германского) социализма заложил Отто фон Бисмарк, который впервые в истории ввел систему социального страхования по болезни (1883), в случае увечья (1884) и пенсионное обеспечение по старости (1889).9
Сохранение и воспроизводство квалифицированных работников — при наступлении социальных рисков система соцзащиты должна обеспечить достигнутый работником уровень, качество жизни и социальный статус. Размер взносов и выплат предполагает замещение зарплаты при наступлении страхового случая и качественной медицинской помощи.