Социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проанализировать исторический и современный опыт осуществления социальной функции государства, и рассмотреть отличительные черты социального государства.
Цель работы определила стоящие перед нами задачи:
1. Рассмотреть признаки и сущность социального государства
2. Определить социальное государство, сформулировать понятие.

Файлы: 1 файл

КР по ТГП.docx

— 71.54 Кб (Скачать файл)

Бисмарк был убеждён, что невозможно сделать всех счастливыми одновременно и потому его преобразования нередко  подвергались критике, причём как справа, так и слева.

3 июля 1869 года Бисмарк издал «Закон, касающийся уравнивания в правах конфессий в их гражданских правах», имевший силу для Северо-германского союза. После провозглашения Второго Райха в 1871 году этот закон получил силу во всём государстве.

Так 23 сентября 1933 Гитлер бросил первую «лопату» земли на строительстве автобана, положив начало "сражению на трудовом фронте" и, одновременно, созданию множества рабочих мест. К их числу относились и чисто пропагандистские мероприятия по введению, например, традиции "Зоннтагтопф" (de. Eintopf-Sonntag -общенациональному объединяющему ритуалу по потреблению супа в первое воскресенье каждого месяца - 50 пфенигов за тарелку), единовременными пособиями многодетным семьям (15 сентября 1935 года) так и действующий до сих пор запрет на торговлю в воскресные дни, предназначенные исключительно для отдыха.10

13 мая 1934 года был учреждён празднуемый и сейчас "День матери". Сильное впечатление производили, также, мероприятия организации КДФ по организации массового отдыха на курортах, в том числе и морских. 5 мая 1937 года был спущен на воду комфортабельный теплоход "Вильгельм Густлов", предназначенный для организации круизов по Средиземному морю и посещению островов Атлантического океана, без деления кают на классы по комфортабельности. Судно было передано организации КДФ, заменившей упразднённые профсоюзы и наследовавшей их финансовые активы.

2 декабря введены 1937 г."Книги почёта" для многодетных семей. 14 февраля 1938 года КДФ организовала горячее питание на производстве. 26 мая 1938 г. был заложен первый камень в строительство завода по производству доступного автомобиля "Фольксваген" ценой в 1000 марок. 16 декабря был введен орден трёх степеней (золото, серебро и бронза) для награждения немецких женщин, отличившихся на почве материнства. В связи с этим Гитлер заявил: "Женщины тоже имеют своё поле боя". Вблизи крупных предприятий было развёрнуто массовое строительство домов для рабочих.

      1. Государство благосостояния

Большой резонанс имели меры социальной защиты, вводимые в США правительством Ф. Д. Рузвельта в рамках «нового курса» в начале 1930-х годов в связи с Великой депрессией.

В Великобритании значительным событием стал доклад У. Бевериджа в парламенте (1942 год), где говорилось о принципах «государства благосостояния». Термин «государство благосостояния» употреблялся как совпадающий в основном с понятием «социальное государство».11

Модель Бевериджа предполагает распределение ответственности между государством (базовые гарантии соцзащиты для всего населения с ориентацией на прожиточный минимум), работодателем (страхование наемных работников с их частичным участием) и работником (дополнительное личное страхование).

На основании доклада правительство  Великобритании в 1944 году начало реформу  системы социального страхования. К 1952 году были введены в действие законы о государственной службе здравоохранения, программы страхования  в связи с несчастными случаями на производстве, пенсионного страхования.12

В США в 8 января 1964 г. в первом послании о положении страны президент Л. Джонсон торжественно провозгласил начало «бескомпромиссной войны с бедностью в Америке» как часть программы построения «Великого общества». 16 марта того же года он направил в конгресс специальное послание «О войне с бедностью», на основании которого 20 августа был принят закон об экономических возможностях. Он включал четыре вида мероприятий по борьбе с бедностью: профессиональная подготовка и обучение, программы так называемых «общинных действий», осуществляемых под эгидой местных властей, специальные программы помощи для сельской местности и мелкого бизнеса, а также деятельность организации «Добровольцы на службе Америки». В соответствии с этим законом учреждалось федеральное Управление экономических возможностей. В области медицинского обслуживания в 1965 году была введена специальная программа «Медикейд» для наиболее нуждающихся и «Медикэр» для пенсионеров. В 1964 г. была также начата федеральная программа субсидирования части расходов малообеспеченных граждан на продукты питания в виде продовольственных купонов. Кроме того, во второй половине 60-х годов были приняты некоторые меры по оказанию помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир в частных жилых домах и по расширению программ федерального финансирования строительства дешевых жилищ в рамках законов о жилищном строительстве и городском развитии 1965 и 1968 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функции социального государства

 

Функции социального государства - это главные направления деятельности социального государства, выражающие его сущность. Появляются в ходе эволюционного развития государства, и их появление связано со сменой доминирования отношений государство – общество на отношения государство – личность. Причем социальные функции появляются у государства только на определенных стадиях развития производственных отношений, с изменением места человека в структуре производительных сил, с появлением нового эволюционного типа индустриального государства, что происходит не ранее первой трети XIX века.

Возникновение и развитие социальных функций государства  характеризуется двойственным процессом. С одной стороны, происходит рост количества социальных функций на более высоких уровнях развития государства, а с другой – включение социальных функций в сложные функциональные системы наравне с правовыми, политическими и экономическими функциями, в результате чего происходит «социализация» всех функций государства. Общественные гарантии выживания, поддержка малоимущих и бедствующих существуют с «догосударственных» времен. Но только социальное государство ставит удовлетворение социальных потребностей своей целью, развивая социально-рыночное хозяйство.13

Социальное государство, в отличие от других, обладает рядом  признаков, к которым относятся: а) правовая основа социальной политики; б) наличие системы социального  страхования; в) существование бюджетных  социальных выплат; г) существование  государственных систем социальной защиты, социального обеспечения  и обеспечения занятости; д) доступность социальной поддержки всем без исключения членам общества; е) принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния граждан; ж) существование институтов гражданского общества.

В соответствии с этим набором  признаков социальное государство  реализует следующий набор социальных функций:

    1. социальное обеспечение для всех членов общества;
    2. обеспечение доступного здравоохранения и образования;
    3. социальная защита нуждающихся;
    4. сглаживание социального неравенства в обществе создание достойных условий существования посредством перераспределения благ;
    5. обеспечение занятости;
    6. предоставление социальных услуг;
    7. проведение государственной социальной политики.

Перечисленные семь функций социального государства составляют его функциональную систему, находящуюся в развитии. Каждая из данных функций обязательна для социального государства, но может быть выражена с различной степенью интенсивности. Этот перечень также не является застывшим. Становление этих функций происходит не одновременно. Соответствующие изменения будут происходить и в дальнейшем. Особенностью функций социального государства является их направленность на достижение как социальных, так и экономических целей. Выравнивание условий жизни, сглаживание социального неравенства, повышение уровня личного потребления одновременно с социальными решают и такие экономические задачи, как мотивация повышения производительности труда, увеличение потребительского спроса, предотвращение социальных конфликтов и учет изменения роли человека на производстве.

Одним из признаков современного государства является утрата им жесткой  классовой организации. Различные  классы постепенно растворяются в общей  социальной организации гражданского общества, возникает все больше возможностей для перехода людей из одного класса в другой. Государство перестает  быть орудием обеспечения классового господства, а следовательно, утрачивает полностью свой эксплуататорский характер. На смену эксплуататорскому приходит социальное государство.14

Сущностью этого типа государства  является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей  в единое целое, объединенное в понятие "гражданское общество". Принципиальное его отличие от предшествующих типов  эксплуататорского государства  состоит в том, что основной его  целью является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего  общества в целом, а не отдельной  его части. Такое государство  построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в  качестве высшей ценности, приоритете прав человека перед интересами иных участников общественных отношений (хозяйствующих  субъектов, государственных органов, должностных лиц и т.д.).

Неотъемлемым элементом  социального государства является парламент, в котором равноправно  представлены все социальные группы населения данного государства.

Одной из черт современного государства является повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых. В их интересах устанавливаются  государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации.

В свою очередь, проблема поддержки  социально незащищенных категорий  населения непосредственно связана  с участием государства в управлении экономикой страны. Дело в том, что  современное государство - это рыночное государство. Суть рыночной экономики  сводится к свободному товарообмену, признанию незыблемости частной  собственности и законных интересов  собственника, свободе труда и  частного предпринимательства.

Но парадокс современного общества состоит в том, что рыночные отношения развиваются тем лучше, чем меньше государство ограничивает свободу участников этих отношений. Однако в рыночных отношениях (частном  предпринимательстве) участвуют далеко не все члены общества. Значительная часть населения страны продолжает работать в так называемой бюджетной сфере экономики, то есть в учреждениях и организациях, содержащихся за счет государства. В разных странах количество людей, занятых в этой сфере, различно. Но есть такие сферы общественной жизни, которые не могут быть переданы в область частных интересов: охрана общественного порядка и борьба с преступностью (организация и содержание полиции, судов, тюрем), оборона страны (комплектование армии, производство отдельных видов вооружения) и некоторые другие сферы общественной жизни.

Есть также категории  населения, которые не могут быть участниками рыночных отношений  не по причине их занятости в бюджетной  сфере, а в связи с их общей  неспособностью к занятию производительным трудом наряду с другими гражданами. Речь идет о названных выше социально  незащищенных категориях населения: детях, инвалидах, престарелых. В интересах  этих людей, а также в целях  содержания бюджетной сферы производства государство вмешивается в рыночные отношения, перераспределяя доходы от наиболее состоятельных категорий  населения к менее состоятельным и изымая средства на пополнение государственного бюджета. Таким образом, в условиях современного социального государства сохраняется традиционная внутренняя функция государства - сбор налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Конечно, Российскую Федерацию  сегодня вряд ли можно в полной мере отнести к такого типа государствам. Однако тенденция к этому прослеживается хотя бы в попытках конституционного закрепления многих из перечисленных признаков государства данного типа. Поэтому представляется правомерным назвать Россию страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству.

Выполняет социальное государство  и целый ряд традиционных регулятивных и охранных функций: поддержание  общественного порядка, наказание преступников, разрешение споров и конфликтов, защита от внешней опасности и др. Однако соотношение функций охранных (подавления) и регулятивных по сравнению с эксплуататорским государством меняется в сторону прогресса.

Таким образом, современное  социальное государство - это институт, направленный на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан  и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами. Необходимо отметить, что государство не утрачивает полностью своих карательно-репрессивных функций, но применяет их лишь в крайнем случае, в отношении узкого круга лиц, нарушающих права и свободы граждан, а также против государств-агрессоров и деспотических режимов, нарушающих права и свободы собственных народов.

В связи с анализом сущности социального государства представляется необходимым обратиться к рассмотрению государства социалистического, до недавнего времени существовавшего в нашей стране. Несмотря на этимологическую близость названий этих государств, их сущность представляет собой яркую противоположность, хотя исторические корни их происхождения имеют некоторую близость.

Информация о работе Социальное государство