Социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проанализировать исторический и современный опыт осуществления социальной функции государства, и рассмотреть отличительные черты социального государства.
Цель работы определила стоящие перед нами задачи:
1. Рассмотреть признаки и сущность социального государства
2. Определить социальное государство, сформулировать понятие.

Файлы: 1 файл

КР по ТГП.docx

— 71.54 Кб (Скачать файл)

Одним из признаков вступления человечества в эпоху цивилизованного  развития явились попытки сознательного  преобразования общественного и  государственного устройства в соответствии с определенными теоретическими концепциями, созданными учеными-философами, юристами, теологами и др. Начиная  осознавать пороки и недостатки эксплуататорского  государства, отдельные выдающиеся представители науки пытались создать  концепции, направленные на совершенствование  человеческой жизни, устранение недостатков  в развитии основных ее институтов.

Одной из концепций такого развития стало социалистическое учение. Зародившись почти одновременно в различных странах (Франции, Италии, Германии, Великобритании), это учение имеет множество школ, оттенков, самостоятельных ветвей и направлений  развития. Одной из наиболее своеобразных моделей общественного развития в рамках этого учения в современных  условиях является так называемая шведская модель социализма. Значительным своеобразием отличалась так называемая советская  модель, длительное время существовавшая в СССР и странах Восточной  Европы.

Теоретическая модель социалистического  государства восточноевропейского типа была заложена работами К. Маркса и Ф. Энгельса, отстаивавшими идею построения единого «общепланетарного» государства трудящихся, первыми шагами которого были установление диктатуры пролетариата, свержение власти буржуазии, отмена частной собственности на орудия и средства производства, замена ее общественной собственностью, исключение эксплуатации человека человеком, уравнительное распределение средств, коллективизм в организации производства и общественной жизни. Конечной целью общественного развития, по К. Марксу, было построение коммунизма, то есть такого общественного строя, основой которого явилась бы высочайшая производительность труда, обеспечивающая распределение жизненных благ между людьми в соответствии с их потребностями.15

Одним из фундаментальных  недостатков данной теории было то, что, дав блестящую критику современного им домонополистического капиталистического общества и государства, К. Маркс  и Ф. Энгельс лишь в общем плане  наметили прообраз будущего общественного  устройства, не показав путей его  реального достижения. Их теория страдала и целым рядом существенных недостатков  принципиального характера. Так, причиной эксплуатации человека человеком эти  философы считали наличие частной  собственности. Они отрицательно относились к федеративному устройству государства, проповедовали идею отмирания ("засыпания", по образному выражению Ф. Энгельса) государства и т.д. Причиной этих ошибок явилось чрезмерное их увлечение  теорией классовой борьбы, интересам  которой были подчинены все помыслы  этих, безусловно, выдающихся мыслителей XIX в.

Существенный вклад в  развитие учения К. Маркса и Ф. Энгельса внес В. И. Ленин, на практике воплотивший  целый ряд идей социалистического  учения, относящегося к крайне левым взглядам политического спектра. В частности, исходя из возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране, В. И. Ленин создал теорию государства диктатуры пролетариата, блестяще воплотив ее в результате Октябрьского (1917 г.) вооруженного восстания в России " стране, слабо подготовленной не только к социалистическим, но и даже к буржуазным преобразованиям. Построение социализма в СССР сопровождалось подменой диктатуры пролетариата диктатурой партийно-государственной номенклатуры, введением уравнительного распределения доходов, созданием командно-административной системы управления экономикой, огосударствлением собственности, введением моноидеологии, ограничением демократии и т.д. Дальнейшее развитие страны шло по пути усиления авторитарного режима, вульгаризации социалистических и коммунистических идей, усиления фискальных и карательных функций государства, вооруженного противостояния "идеологическим" противникам в лице "капиталистических" стран, превращения государства в авторитарно-эксплуататорское.

В то же время большинство  стран мира идет по пути реализации социалистических идей, но не левацкого, а либерально-демократического толка. Сама по себе социалистическая идея привлекает к себе все больше сторонников, о чем можно судить по расширению политического представительства социалистических партий в парламентах и правительствах развитых стран мира. Однако существенное отличие описанного выше социального государства от социалистического, особенно "советского" типа, состоит именно в наличии либерально-демократической модели развития.

Либерально-демократическое общество основано на невмешательстве государства в жизнь человека и всего гражданского общества в целом. Одним из его принципов является идейный и политический плюрализм, в соответствии с которым граждане вправе самостоятельно осуществить демократический выбор того политического режима и типа общественного устройства, который им в наибольшей степени по душе. Возможность подобного выбора позволяет скорректировать недостатки, имеющиеся в любой (не только в социалистической) модели общественного и государственного развития, подчинить государство через институты непосредственной и представительной демократии интересам всего общества, всего народа.

Естественно, что чем более  демократическим и свободным  является общество, тем более сильным, устойчивым и стабильным должно быть государство, обеспечивающее нормальное его существование и защиту. Однако такое государство не может не быть социальным, демократическим, правовым

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. . Характерные черты современного социального государства

Современная наука пока не выработала единого понимания социального  государства. До сих пор не решен  вопрос, обладает ли понятие "социальное государство" относительной самостоятельностью или оно выражает конституционно закрепленную функциональную зависимость  между сущностью, содержанием и  формой государства. По сути, вопрос стоит  так: тождественны ли понятия "социальное государство" и "социальная функция  государства"?16

Социальная функция - это  деятельность государства, направленная на минимизацию различий в доступе  членов государства к общественным благам с целью обеспечения стабильности (самосохранения) социума. На современном  этапе социальная функция государства  претерпевает значительные изменения. Еще совсем недавно основной целью  социального государства было обеспечение  публично-властными структурами  права на достойное существование  для каждого гражданина, а мера свободы, которую может обеспечить государство посредством выплаты  пособий по безработице, пенсий, дотаций  и т.п., являлась основным критерием  степени "социальности" государства. Именно этот критерий определял парадигму социальной функции патерналистского социального государства. Сегодня происходит смена основного критерия: вместо меры свободы, обеспеченной через патронаж органов публичной власти, - скорость и степень "включения" гражданина в трудовую деятельность (речь идет исключительно о полностью или частично трудоспособных гражданах), что определяет степень "социальности" современного социального государства.

Современное социальное государство - это этап развития социального  государства, следующий за патерналистским  социальным государством. Социальное государство - это не этап развития правового государства, а этап развития государственно-организованного общества в целом. Можно согласиться с  мнением ряда авторов, которые считают, что социальное и правовое государство  как "атрибуты государства приобретают  ясный смысл только в альтернативном, а не кумулятивном режиме употребления», и толкуют о "фундаментальных противоречиях между правовым и социальным началом его бытия". Такой атрибут государства, как социальная функция, является имманентным атрибутом любого типа государства, развивающегося в рамках индустриального или постиндустриального общества. Не только государство (публичная власть и ее структуры) обязаны осуществлять социальную функцию, это обязанность всего современного государственно-организованного общества. Причем основным актором осуществления социальной функции в современном государстве в зависимости от множества факторов могут быть либо публичная власть, либо структуры гражданского общества. Возможен и такой вариант - оба эти соактора реализуют социальную функцию субсидиарно.17

Современное неопатерналистское социальное государство - это модернизированная форма социального государства, отвечающая требованиям времени. Но следует отметить, что видоизменяющаяся роль органов публичной власти в реализации социальной функции влечет за собой обретение общественными отношениями иного формата. Социальная функция в рамках неопатерналистского социального государства побуждает людей с ограниченными возможностями, женщин с малолетними детьми и безработных вести активную трудовую жизнь. И если относительно безработных такая политика может быть оправдана и государственно-организованное общество только выиграет от нее, то в отношении таких социальных групп, как женщины с малолетними детьми и лица с ограниченными возможностями (инвалиды, пенсионеры по старости), дело обстоит весьма проблематично. В отношении инвалидов вопрос стоит о гуманности такого рода шагов. Ну а в отношении матерей малолетних детей ситуация становится еще более сложной и острой. Дети, оставшиеся без необходимого присмотра, безнадзорные дети - это проблема и обременение будущих поколений, зачастую утраченная возможность должной социализации подрастающего поколения.

Идея новой исторической формы социального государства  должна консолидировать весь накопленный  опыт социальной деятельности: в нее  включаются и обязанности государства  по социальной защите, и обязанности  гражданина активно и продуктивно трудиться. Реакция общества на тенденцию приватизации социальной функции должна быть креативной, меры по сокращению государственного финансирования социальной деятельности воспринимались бы и реципиентами, и спонсорами как новаторские и вместе с тем необходимые и справедливые.

Надо отметить, что и  приватизация социальной функции не может быть полной, всеохватывающей. Потребности тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут  работать, должны удовлетворяться в  обязательном порядке либо органами публичной власти, либо под их обязательным и постоянным контролем и с  их субсидиарным финансированием в  случае необходимости. Соответствующие  группы населения должны иметь государственные  гарантии социальной помощи.

Идея модификации социальной функции не является исключительной прерогативой современной России, это  общемировая тенденция, обусловленная  объективно. В последнее время  практически во всех современных  государствах весьма существенно проявляется  тенденция сокращения бюджетных  расходов на социальные нужды, что требует  своего научного осмысления. Все без  исключения социальные государства  приступили к подобного рода модификации еще в 80 - 90-х годах XX в. Сегодня и Россия вынуждена пойти по новому пути развития социальной функции. И Президент Российской Федерации, и Правительство РФ уделяют особое внимание развитию социальной функции государства. Но она по необходимости осуществляется в рамках современных условий, данных объективно. С одной стороны, Федеральная программа по увеличению рождаемости и попытка стабилизации демографической ситуации, Федеральная программа "Семью для каждого ребенка", а с другой - "монетизация льгот", которую можно считать модифицированным способом оказания социальной помощи определенным группам населения. "Монетизация льгот" - уступка необходимости, это тот самый вынужденный рациональный подход к реализации социальной функции государства. Некоторые политики оценивают ситуацию по реформированию образования, здравоохранения, науки, культуры весьма пессимистично: "Доведение до логического конца политики коммерциализации этих сфер ставит под вопрос конституционные права граждан России и установленные Основным законом принципы социального государства". 18

Конечно, можно сожалеть о том, что социальная функция  государства изменяет методы своего осуществления, можно публично возмущаться, используя создавшуюся ситуацию для приобретения определенных преференций  в предстоящей предвыборной борьбе, но задача ученых - беспристрастно проанализировать мировой опыт, выявить критерии современной социальной функции, основные направления ее развития, современные методы ее осуществления.

Наиболее характерные  черты социального государства  определяются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) направлена "на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека".

Важная роль в реализации социальной политики России отводится  федеральным целевым программам, а также аналогичным программам, разрабатываемым в регионах.

Например, в перечень федеральных  целевых программ на 2009 г. предлагалось включить 50 программ общей стоимостью более 300 млрд. руб., распределенных по шести направлениям, в число которых  входят:

"Развитие инфраструктуры", в том числе Программа "Жилище" (стоит более 20 млрд. руб.);

"Новое поколение", в  том числе Программа "Дети  России", Федеральная целевая  программа развития образования  и др. (около 13 млрд. руб.);

"Безопасность жизнедеятельности  и сохранение окружающей среды";

"Новая экономика", в  том числе "Исследования и  разработки по приоритетным направлениям  развития науки и техники" (8 млрд. руб.);

"Региональный паритет", в том числе программы "Юг  России" (2,1 млрд. руб.), "Восстановление  и развитие экономики Чеченской  Республики" (6 млрд. руб.);

"Реформирование правосудия", в том числе Программа "Реформирование  уголовно-исполнительной системы" (2,9 млрд. руб.) и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Многие утверждают, что социальное государство приводит к социальному иждивенчеству, так как, грубо говоря, богатым приходится платить за бедных («скрытая экспроприация»). Неолибералы полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод.19

В формулировании определенной цели государства проявляется его  социальное назначение. Для ее достижения нужно решить конкретные задачи, что  в свою очередь обусловлено осуществлением соответствующих функций.

Информация о работе Социальное государство