Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 22:15, курсовая работа
Целью работы является проанализировать исторический и современный опыт осуществления социальной функции государства, и рассмотреть отличительные черты социального государства.
Цель работы определила стоящие перед нами задачи:
1. Рассмотреть признаки и сущность социального государства
2. Определить социальное государство, сформулировать понятие.
Постановка перед государством
и обществом определенных задач
порождает необходимость
Любые государства, находящиеся на одном этапе развития, имеют одинаково звучащие функции, хотя отличия в их содержании, а тем более в формах и, особенно в методах реализации могут быть довольно сильными. При этом следует понимать, что каждому этапу соответствуют «свои» функции, совершенно несхожие с функциями других этапов развития, и что с переходом государства на новый этап происходит полная или частичная замена его функций: появляются новые функции, большая часть существующих трансформируется и наполняется иным содержанием.
Функции государства историчны. Они
меняются на разных этапах развития общества,
а также в зависимости от изменений
его социально-политического
В тоталитарных обществах, например, в число основных направлений деятельности государства включаются функция подавления сопротивления классовых, национальных и иных противников и культурно-воспитательная функция, обеспечивающая господство единой идеологии. В социалистических обществах с их плановой экономикой появляется хозяйственно-организаторская функция и функция охраны социалистической собственности.
Сказанное подтверждает вывод: в функциях государства раскрывается его политическая природа, которая в свою очередь выражает характер породившего его общества.
Следует указать и на новые направления в решении вопросов о функциях государства. Высказываются идеи, что все функции, о которых говорилось выше, фактически не характерны именно для государства, поскольку в их решении заинтересовано все общество. Все это представляет собой цели (или задачи) общества в целом. Для государства же характерны те функции, которые вытекают из его основной сущности — осуществления политической власти. В таком случае государство имеет три основные функции: законодательную, исполнительную и судебную, которым соответствуют три одноименные основные ветви власти.
Каждая из этих властей имеет основную, соответствующую ее наименованию функцию, но обладает, хотя и в меньшей степени, другими функциями, Так, исполнительная власть (президент, правительство) помимо исполнительской деятельности осуществляет нормотворчество, а также в некоторой мере судебные полномочия (разрешение споров государственных органов, входящих в систему исполнительной власти, привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушения норм права должностных лиц, привлечение к материальной ответственности рабочих и служащих, назначение и реализация в определенной, установленной законом части мер административной ответственности и т.п.).
Законодательные органы, в свою очередь,
имеют, кроме законодательных, и
иные функции: исполнительную (работа
ряда комитетов и комиссий) и судебную
(вопросы ответственности
Формирование функций
Каждая из функций государства имеет определенное содержание, которое показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным - оно меняется вместе с изменениями, происходящими в обществе. На содержание функций современных государств оказывают влияние национальные факторы, научно-технический прогресс, процессы информатизации и др.
1 Лазарев В.В., Липень С.В. «Теория государства и права»: Учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Спарк, 2000. – с. 291
2 Ленин В. И. Политическое собрание сочинений Т.33.С.7.
3 Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право: Ежемесячный журнал, 2001. — № 7 – с. 211
4 Основной Закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. // Конституции зарубежных государств. М.: Бек, 1997 – с. 132
5 Конституция Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г. // Там же – с. 109
6 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. Т. 3 / Отв. ред. Б.А. Страшун. М.: Бек, 1997. – с. 88
7 Конституция США от 17 сентября 1787 г. Ст. 1, разд. 9 // Конституции зарубежных государств. – с. 12
8 Торлопов В.А. Социальное государство в России: идеалы, реалии, перспективы: Монография. СПб.: Изд-во РПТУ им. А.И. Герцена, 1999. – с. 87
9 Руткевич А. М. Прусский социализм и консервативная революция // Шпенглер О. Пруссачество и социализм. М.: Праксис, 2002 – с. 66
10 Руткевич А. М. Прусский социализм и консервативная революция // Шпенглер О. Пруссачество и социализм. М.: Праксис, 2002 – с. 45
11 Андерс Фог Расмуссен "От социального государства к минимальному",1993 – с. 209
12 Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право : Ежемесячный журнал. — 2001. — № 7. — С. 5-14.
13 Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. – 1993 г. - № 6. – с. 55
14 Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. – 1993 г. - № 6. – с. 59
15 Торлопов В.А. «Социальное государство в России: идеалы, реалии, перспективы. Монография.» // СПб.: РПТУ им. А.И. Герцена, 1999 г. – с. 123
16 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. // М.: Издательство НОРМА, 2001 г. – с. 328
17 Валентин Роик «Экономика, финансы и право социального страхования. Институты и страховые механизмы.» // М.: Альпина Паблишер, 2012. — с. 78
18 Валентин Роик «Экономика, финансы и право социального страхования. Институты и страховые механизмы.» // М.: Альпина Паблишер, 2012. — с. 83 - 84
19 Калашников С. В. Становление социального государства в России (2003), - с. 123