Соотношение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является - анализ понятия и особенностей соотношения государства и права.
Для успешной реализации целей данного научного исследования необходимо решить следующие теоретические задачи:
1. Рассмотреть и проанализировать эволюцию понимания соотношения и взаимодействия государства и права
2. Исследовать понятие правового государства
3. Проанализировать понятие соотношения государства и права
5. Исследовать правовое государство как форму взаимодействия государства и права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..
3 стр.
1.Определение государства и права…………………………………
6 стр.
2.Происхождение государства и права………………………………
14 стр.
2.1. Власть и социальные нормы в первобытном обществе………….
14 стр.
2.2. Причины возникновения государства и права…………………….
15 стр.
2.3. Основные теории происхождения государства и права…………..
17 стр.
2.4.Возникновение права………………………………………………...
19 стр.
3. Соотношение государства и права………………………………...
23 стр.
3.1. Методологические подходы к проблеме………………………….
23 стр.
3.2. Воздействие государства на право. Роль государства в обеспечении права……………………………………………………….
25 стр.
3.3. Воздействие права на государство. Связанность государства правом……………………………………………………………………..
27 стр.
3.4. Возникновение и развитие идеи правового государства………...
29 стр.
4.Соотношение государства и права с другими юридическими науками…………………………………………………………………...
32 стр.
Заключение………………………………………………………………..
35 стр.
Список литературы……………………………………………………….
37 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП Васильевой.docx

— 71.07 Кб (Скачать файл)

Вывод: государство - продукт  истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. По мере развития истории  позитивный потенциал государства  все более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование  и укрепление государства во всем комплексе его институтов - единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества.

Развитие государства, его  совершенствование и укрепление, разумеется, так, чтобы во всем комплексе  его институтов все более реализовывались  начала демократии, экономическая свобода, свобода личности - это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.

Государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой веления обязательными для населения всей страны.

Очень часто в нашей  жизни мы встречаемся со словом "право", прекрасно представляя себе, когда  речь идет о моральном или юридическом  праве. Юридические права четко  определенные, записанные в законе, устойчивые, защищаемые особенными государственными органами.

Под термином "право" понимается обоснованная, оправданная, свобода  или возможность поведения, которая  признается в обществе (6) .Есть еще и другие значения этого слова:

  1. в смысле обычных прав - свободы или возможности поведения, основанной на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку.
  2. в смысле моральных прав - свободы или возможности поведения, основанной на принципах добра и справедливости.
  3. в смысле корпоративных прав - свободы или возможности поведения, основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.
  4. в юридическом смысле - свободы или возможности поведения, называемой субъективным правом, основанной на законе, иных официальных источниках.

Но и в юридическом  смысл "право" имеет два значения:

  1. субъективное юридическое право - свобода и возможность субъекта, конкретного лица, на юридически обеспеченное поведение (7) .
  2. объективное право - здесь термин "право" близок к терминам "закон", "законодательство", и имеется в виду не свобода и возможности поведения, а нечто "объективное" в обществе - юридические нормы, выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (Российское право), либо как часть (гражданское право) (8) .

В каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом  смысле существует естественное право, которое охватывает такие права  как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при товарном обмене.

Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того, закреплены они где либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических, духовных и даже естественно-природных факторов.

В отличие от естественного  права, право в юридическом значении предстает как позитивное право, выраженное в законе, в других источниках. Как позитивное право оно:

  1. создается людьми, общественными образованьями, - законодателями, судами, самими субъектами права и т.д. является результатом их творчества, целенаправленной волевой деятельности.
  2. существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи).

Существует три способа  формирования и существования позитивного  права: обычное право, право судей, право законодателя.

Обычное право - исторически первая, наиболее тесно связанная с самой жизнью форма позитивного права.

Право судей - судебное решение, посвященное определенному лицу, конкретному делу, может стать образцом, примером (прецедентом) для подобных же жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е. прецедентное право.

Право законодателя (право закона) - формирование позитивного права путем прямой деятельности государственных органов, как правило, высших, по мере развития демократии - представительных.

Сущность права заключается  в регулировании общественных отношений  в условии цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильной организации, организованности общества, при которой регулируется демократия, экономическая свобода, свобода  личности. Высшее общественное предназначение права - гарантировать в нормативном  порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные  условия для развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие в  общественной жизни. По своим исходным началам право призвано быть стабилизирующим  и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена важнейшая сторона  правового регулирования.

Основные функции права  в соответствии с его предназначением  таковы:

  1. регулятивная - упорядочение общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей и порядков и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов.
  2. охранительная - установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Таким образом, право, как  и государство. призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.

Наиболее общими признаками права являются:

  1. Общеобязательная нормативность - нормы права распространяют свое действие на территорию всей страны, на все население.
  2. Выражение норм в законах и иных признаваемых государством источниках - юридические нормы, это строгая внешняя реальность, независимая от усмотрения отдельных лиц.
  3. Действие через дозволение через субъективные права - признак, который раскрывает особенности права как "права" выделяет его из других норм, действующих в обществе.
  4. Государственная обеспеченность - признак, свидетельствующий о том, что общие правила, которые признаются государством в качестве правовых, имеют поддержку самой мощной социальной силы - государственной власти.

Вывод: Право - это система  общеобязательных норм, выраженных в  законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ  ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

2.1. Власть  и социальные нормы в первобытном  обществе.

   Человечество в  своем развитии прошло ряд   исторических эпох,  каждая из  которых определялась уровнем  и  характером общественных  отношений: социальных экономических,  культурных ,  религиозных и политических (9) .

    Самой продолжительной  эпохой человечества является  первобытная организация общества, для которой характерно отсутствие  политической организации и правовых  норм, являющихся инструментом государственного  управления.

   Родоплеменную организацию  общества характеризуют два основных  признака :  наличие потестарной власти, не имеющей политического характера, и существование специфических норм первобытного общества, получивших в теории права название «мононормы».

   Потестарная власть (от лат potestas- мощь, сила) принадлежала вождям, предводителям либо совету старейшин и опиралась на личный авторитет. Эта власть распространялась на эгалитарное сообщество, члены которого были равны. Первобытное общество, основанное на  присваивающей экономике ( охота, рыболовство, собирательство), не знало политического давления на управляющих и  управляемых и не нуждалось в нем, так как  социальные нормы в первобытном обществе выполнялись добровольно. В родовом обществе существовало половозрастное разделение, необходимое для занятия  различными видами хозяйственной деятельности, распределения пищи и вступления в брачные отношения.

   Социальные нормы  первобытного общества обеспечивали  существование присваивающей экономики  и продолжение рода. Эти нормы  регулировали определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Мононормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Формами выражения таких норм выступали обычаии, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях . Содержание мононорм составляли различного рода табу – запреты совершать определенные действия, тотемы- обязанности сохранять определенные виды животных и регламенты- определенные дозволения. К нарушителям применялись потестарные санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины.

     Следует отметить, что представили отечественного  правоведения отрицают существование права в родоплеменном обществе, Западные антропологи, напротив, оценивают первобытную нормативную систему как право либо протоправо, то есть как ступень в праву.

    

2.2. Причины  возникновения государства и  права.

     Сторонники классовой  концепции происхождения государства (Маркс, Энгельс, и их продолжатели) считают , что причиной возникновения государства и права является раскол общества на классы, который возник в результате социально- экономического развития общества (10) .

     В процессе  этого развития произошли три  крупных разделения труда : скотоводство  отделилось от земледелия, затем  от земледелия отделилось ремесло,  и, наконец, от производства  отделилась торговля; рост производительности  труда привел к образованию  избыточного продукта, возникла  возможность регулярного обмена, что привело к появлению частной  собственности , а не ее основе – к эксплуатации. В результате общество разделилось на имущие и неимущие классы. Органы управления родового строя, которые держались на авторитете старейшин, и первобытные социальные  нормы, которые выполнялись в силу привычки, оказались не способными регулировать отношения классового общества. На смену им происходит государство- публичная власть, стоящая над населением, и право- инструмент управления, опирающихся на государственное принуждение. По Ленину, государство- это орган подавления одного класса другим, а право-  средство навязывания воли господствующего класса всему населению.

     Сторонники  экономической концепции происхождения  государства и права (А.Б. Венгеров  и другие) считают, что государство  и право формировались в процессе  перехода общества от присваивающей  экономики к производящей (4-3-е тысячелетие до н.э.). Производящая экономика объединила  значительные массы людей, создала новые способы существования (оседлость, производство, обмен), усложнила организацию общества. В обществе производящей экономики из представителей знатных и богатых семей сформировался особый слой людей- аппарат управления. Власть переходила по наследству либо была куплена. Аппарат управления для решения государственных задач в необходимых случаях стал использовать принуждение и насилие. Власть приобрела политический характер. Родоплеменную организацию общества сменила иная организация: государство-общество, разделенное на управляющих и управляемых (9).

    Одновременно  с образованием первичного государства  происходил процесс формирования  права. Этот процесс шел двумя  путями:

во-первых , государство санкционировало обычаи, которые способствовали защите и осуществлению государственных интересов;

во вторых, государство  создало новые правила поведения, которые выражали волю правящего  класса (институциональный путь). Постепенно так называемое обычное право  уступает прецедентному праву, основой  которого становятся административные и судебные решения.  Когда на смену прецедентному праву приходит статутное право (законы), первичное  право получает письменные формы выражения- законы, кодексы, своды законов, ордонансы и так далее.

    Эти нормативные  акты, в отличие от нормативной  системы первобытного общества, имеют четкую структуру и содержание. Правовые нормы содержат запреты,  дозволения и обязывающие предписания.  Санкции предусматривают виды  и размеры наказания. Но главное  отличие права от первобытных  норм заключается в способе  обеспечения. Таким  способом  становится государственное принуждение.

 

    2.3. Основные теории происхождения государства и права.

     Проблема происхождения государства и права в науке является дискуссионной. Существует множество концепций происхождения государства и права (11).

     Договорная (естественно-правовая) теория. Ее родоначальники (Платон, Т.Гоббс, Б.Спиноза, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо) считали , что государство возникло в результате соглашения, то есть договора между людьми, которые, находясь в естественном состоянии, вынуждены были вести «войну всех против всех». В силу договора часть своих прав люди делегировали государству в обмен на его защиту и покровительство и перешли в правовое состояние.

Информация о работе Соотношение государства и права