Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 22:06, курсовая работа
Целью данной работы является - анализ понятия и особенностей соотношения государства и права.
Для успешной реализации целей данного научного исследования необходимо решить следующие теоретические задачи:
1. Рассмотреть и проанализировать эволюцию понимания соотношения и взаимодействия государства и права
2. Исследовать понятие правового государства
3. Проанализировать понятие соотношения государства и права
5. Исследовать правовое государство как форму взаимодействия государства и права.
Введение…………………………………………………………………..
3 стр.
1.Определение государства и права…………………………………
6 стр.
2.Происхождение государства и права………………………………
14 стр.
2.1. Власть и социальные нормы в первобытном обществе………….
14 стр.
2.2. Причины возникновения государства и права…………………….
15 стр.
2.3. Основные теории происхождения государства и права…………..
17 стр.
2.4.Возникновение права………………………………………………...
19 стр.
3. Соотношение государства и права………………………………...
23 стр.
3.1. Методологические подходы к проблеме………………………….
23 стр.
3.2. Воздействие государства на право. Роль государства в обеспечении права……………………………………………………….
25 стр.
3.3. Воздействие права на государство. Связанность государства правом……………………………………………………………………..
27 стр.
3.4. Возникновение и развитие идеи правового государства………...
29 стр.
4.Соотношение государства и права с другими юридическими науками…………………………………………………………………...
32 стр.
Заключение………………………………………………………………..
35 стр.
Список литературы……………………………………………………….
37 стр.
Согласно естественно- правовой теории, человеку от рождения присуще естественное право, которое включает в себя право на жизнь , свободу, достоинство, неприкосновенность и частую собственность. Государство создает позитивное право в форме законов. Естественное право по отношению к позитивному является высшим, поскольку воплощает справедливость, а принципом позитивного права является целесообразность.
Слабая сторона
данной теории заключается в
том, что государственно-
Близко к
этой теории примыкает
Психологическая теория (Л.Петражицкий, З.Фейд, Фрезер и другие) рассматривает государство и право как результат психобиологических свойств человека, его инстинктов и влечений. По Фрейду, человеку свойственны агрессивные импульсы, которые можно подавать только с помощью принуждения. Фрезер полагал, что люди испытывают потребность подчиняться силе и такой силой является государство. Русский ученый Л.Петражицкий связывал происхождение права с императивно- атрибутивным эмоциям индивида. Эти эмоции выражают его правовые притязания (атрибутивность) и представление об обязанностях ( императивность) , из которых складывается интуитивное право.
Данная
теория имеет односторонний
Родоначальники
исторической школы права (Г.
Недостатком
этой теории является
Теория насилия (Е.Дюринг, Л.Гумплович, К.Каутский) объясняют происхождение государства и права исключительно военно-политическими причинами , завоеванием одних племен другими. По Дюрингу, насилие необходимо для удержания в повиновении покоренных народов. С этой целью создается специальный аппарат принуждения – государств- и его инструмент- право.
Данная теория
преувеличивает роль насилия
в происхождении государства
и ставит на первое место
военно-политические факторы
2.4.Возникновение права.
Необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его членов. Социальное регулирование бывает двух видов: нормативное и индивидуальное. Первое носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем членам общества и не имеют конкретного адресата. Второе относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оба этих вида неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование в конечном итоге приводит к воздействия на конкретных индивидов, приобретает конкретного адресата. Индивидуальное же невозможно без общего, т.е. нормативного, установления правил осуществляющего такое регулирование субъекта на подачу соответствующих команд (4).
Социальное регулирование
приходит в человеческое сообщество
от далеких предков, а его развитие
осуществляется вместе с развитием
человеческого общества. При первобытнообщинном
строе основным регулятором общественных
отношений были обычаи. Они закрепляли
выработанные веками наиболее рациональные,
полезные для общества варианты поведения
в определенных ситуациях, передавались
из поколения в поколение и
отражали в равной степени интересы
всех членов общества. Обычаи изменялись
очень медленно, что вполне соответствовала
темпам изменения самого общества,
происходившим в тот период. В
более позднее время появились
тесно связанные с обычаями и
отражавшие существовавшие в обществе
представления о
И поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие наименования как «право», «правда» и т.д. В этом смысле право появилось раньше государства, и обеспечение его реализации, соблюдения всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства.
Развитие первобытного общества, привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная группа, составлявшая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием.
Развитие общества с появление даже зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.
Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных (Поучение Птахотепа – в Древнем Египте, Законы Ману – в Индии, Коран – в мусульманских странах и т.п.). Зафиксированные в них нормы зачастую казуальный характер. Дополняются они, в случае необходимости, другими обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию – чиновника государственного аппарата (4).
В обществе же, основанном на
частной собственности, которая
обусловила необходимость равенства
прав собственников, развивалось, как
правило, более обширное, отличающееся
более высокой степенью формализации
и определенности законодательство,
и прежде всего гражданское, регулирующее
более сложную систему
Но так или иначе, в любом государственно-организованном обществе тем или иным способом нормы права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспечиваемый государством. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в тоже время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части, и, как правило, меньшей части, общества.
3.1. Методологические подходы к проблеме.
Традиционно в науке по
вопросу о соотношении
Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы естественного права, выводившие понятие государства из общественного договора, исходили из ограничения государством права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права(7).
Есть и третья точка
зрения на рассматриваемую проблему,
позволяющая в определенной мере
интегрировать взгляды
Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право или из права рождается государство). Они (связь) видит более сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство и право друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.
Рассматриваемый подход позволяет тем самым выявить глубинные связи между государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает право государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей общественной практики.
Признание двустороннего
характера связи между
3.2. Воздействие государства на право.
Роль государства в обеспечении права.
Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конститутивное значение для самого бытия права как особого институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.
Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В то же время влияние государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений, признающих право исключительно инструментом государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с оговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.
Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляет в сфере правотворчества и правореализации. Право формируется при непременном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуры, исторических традиций народы и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право(8).