Соотношение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является - анализ понятия и особенностей соотношения государства и права.
Для успешной реализации целей данного научного исследования необходимо решить следующие теоретические задачи:
1. Рассмотреть и проанализировать эволюцию понимания соотношения и взаимодействия государства и права
2. Исследовать понятие правового государства
3. Проанализировать понятие соотношения государства и права
5. Исследовать правовое государство как форму взаимодействия государства и права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..
3 стр.
1.Определение государства и права…………………………………
6 стр.
2.Происхождение государства и права………………………………
14 стр.
2.1. Власть и социальные нормы в первобытном обществе………….
14 стр.
2.2. Причины возникновения государства и права…………………….
15 стр.
2.3. Основные теории происхождения государства и права…………..
17 стр.
2.4.Возникновение права………………………………………………...
19 стр.
3. Соотношение государства и права………………………………...
23 стр.
3.1. Методологические подходы к проблеме………………………….
23 стр.
3.2. Воздействие государства на право. Роль государства в обеспечении права……………………………………………………….
25 стр.
3.3. Воздействие права на государство. Связанность государства правом……………………………………………………………………..
27 стр.
3.4. Возникновение и развитие идеи правового государства………...
29 стр.
4.Соотношение государства и права с другими юридическими науками…………………………………………………………………...
32 стр.
Заключение………………………………………………………………..
35 стр.
Список литературы……………………………………………………….
37 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП Васильевой.docx

— 71.07 Кб (Скачать файл)

В настоящем государство  вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его  стадиях. Отсюда творческая роль государства  в отношении образования права  заключается в следующем.

  1. В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, придавая им авторитетом государственной власти формально юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права.
  2. В санкционировании государством норм, которые не имеют прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ «производства» права является преобладающим. Так, образование мусульманского права является характеризовалось как раз тем, что государство санкционировало главным образом те нормы, которые выработаны были мусульманской доктриной. Из истории права известны случаи, когда положениям, выработанным правовой доктриной или появляющимся вследствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное значение.
  3. Государство обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуя с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, методов правового регулирования, государственно-юридических средств обеспечения правомерного проведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает её обновление соответственно духу времени.

Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении  реализации права. Назначение государства  как раз и проявляется в  том, что оно своей деятельностью  призвано создавать фактические, организационные, юридические предпосылки для  использования гражданами, их организациями  предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых  разнообразных интересов и потребностей.

Государство, далее, обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение  является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет  государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем  самым упрочивает правопорядок, создается  режим наибольшего благоприятствуя.

 

3.3. Воздействие права на государство.

Связанность государства правом.

Тем не менее, государство  нуждается в праве не менее  чем право в государстве. Зависимость  государства от права проявляется: 1) во внутренней организации государства  и 2) в его деятельности(12).

  1. Исторический опыт показывает, что для своего существования государство, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что оно создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Таким образом, отношения между государственными структурами получают правовое урегулирование, превращаются в правоотношения. С помощью права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Для федеративного государства четкое разграничение компетенции федерации и её субъектов, федеральных органов и органов членов Федерации является необходимым условием существования федерации как единого, целостного государства.
  2. Известны два метода, посредством которых государство навязывает волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государства, цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом.

Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих  организующую роль права в отношении  государства:

  1. Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью права. Отсюда ценность права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивное развитие личности.
  2. Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства.
  3. Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.
  4. Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в её взаимоотношениях с нациями и народностями.
  5. Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением.
  6. Право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом.
  7. Право является основным средством легитимации государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения.

 

3.4. Возникновение и развитие идеи правового государства.

 

Правовое государство - это  такая  форма  организации  и  деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами  и их различными объединениями на основе норм права.

Представления  о  государстве  как  организации,  осуществляющей  свою деятельность на основе закона, начали формироваться  уже  на  ранних  этапах развития   человеческой   цивилизации.   С   идеей   правового   государства связывались  поиски  более  совершенных  и  справедливых  форм  общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель,  Полибий, Цицерон) пытались выявить  такие  связи  и  взаимодействия  между  правом  и государственной    властью,    которые    бы    обеспечивали     гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что  наиболее разумна и справедлива  лишь  та  политическая  форма  общежития  людей,  при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства(10).

Государственная   власть,   признающая   право   и,    одновременно, ограниченная  им,  по  мнению  древних  мыслителей,  считается  справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве  как  о  “деле  народа”,  как  о  правовом  общении   и   “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и  институты  Древней  Греции  и Рима оказали заметное  влияние  на  становление  и  развитие  более  поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

Рост  производительных  сил,  изменение  социальных  и   политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму  порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации  общественных дел.  Центральное  место  в  них  занимают  проблемы  правовой   организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного  лица или  властного  органа,   утверждающей   равенство   всех   перед   законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права (3).

Наиболее   известные   идеи   правовой   государственности   изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли  и Ж.  Боден.  В своей теории Маккиавелли на  основе  опыта существования государств  прошлого  и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические  силы.

Цель государства он видел  в возможности  свободного  пользования  имуществом и обеспечении безопасности для каждого.  Боден  определяет  государство  как правовое управление многими семействами и тем, что  им  принадлежит.  Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций  в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные  мыслители  Б.Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Хотелось бы отметить,  что  среди  русских  философов  идеи  правового государства тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля,  Н. Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.

      Так,  Шершеневич  отмечает  следующие пути  формирования  и основные параметры правового государства:  1)  для  устранения  произвола  необходимо установление норм объективного права,  которые  определяют  пределы  свободы каждого  и  ограничивают  одни  интересы  от   других,   в   том   числе   и государственной организации,- отсюда идея господства права в управлении;  2)если  личная  инициатива  требует  простора,   то   государству   достаточно ограничиться охраною субьективных прав; 3) чтобы новый порядок не  нарушался самими органами власти, необходимо строго определить  полномочия  последних, отделив    от    исполнительной     власти     законодательную,     утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в  законодательстве выборные общественные элементы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. СООТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА С ДРУГИМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ НАУКАМИ.

Теория государства и  права занимает важное место не только среди гуманитарных неюридических, но и в системе юридических  наук. В зависимости от предмета исследования и сферы научного познания все юридические науки и учебные  дисциплины подразделяются на три основные группы: историко- и теоретико-правовые, отраслевые и специальные (прикладные) юридические науки и дисциплины.

К историко- и теоретико-правовым дисциплинам относятся история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений, теория государства и права, философия права, социология права и сравнительное право, или сравнительное правоведение. К этой же группе юридических наук следует отнести также все более проявляющуюся как самостоятельная отрасль знаний и дисциплина юридическую конфликтологию.

К отраслевым юридическим  наукам и учебным дисциплинам относятся конституционное право, административное, коммунальное, гражданское, финансовое, коммерческое, уголовное, уголовно-процессуальное, трудовое, земельное, экологическое право и другие юридические науки, имеющие в качестве объекта изучения различные отрасли права.

Специальные (прикладные) юридические науки и учебные  дисциплины — это криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная статистика и др.

Особое место в системе  юридических наук занимает международное  право.

Для того чтобы понять, какое  место теории государства и права  отводится в системе юридических  наук и какую роль она при этом играет, необходимо соотнести ее с  каждой из названных групп наук.

Обратимся вначале  к историко- и теоретико-правовым наукам и дисциплинам. В данной группе наук и дисциплин объективно существуют две подгруппы — историко-правовые и теоретико-правовые дисциплины. Относясь ко второй подгруппе, теория государства и права с каждой из них соотносится по-разному.

С историко-правовыми науками  взаимосвязь и взаимодействие теории государства проявляется, с одной  стороны, в том, что при выявлении  общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правового  механизма, равно как и при  проведении других теоретических исследований, представители теории государства  и права не могут обойтись без  конкретного исторического материала, а также без знания основных исторических событий и процессов, без понимания  того, что процесс развития государства и права изучается в рамках историко-правовых дисциплин под иным (по сравнению с теорией государства и права) углом зрения и в хронологическом порядке.

С другой стороны, эта взаимосвязь  и взаимодействие проявляются в  том, что история государства  и права в процессе познания тех  или иных глобальных по своему характеру  исторических явлений и событий  не может зачастую обойтись без выводов  и обобщений, сделанных в рамках теории государства и права. Речь идет, в частности, о выводах и  обобщениях, касающихся форм правления  и форм государственного устройства, государственного режима, аппарата государства, системы права и источников права, понятия и содержания рецепции права  и др.

Затрагивая проблему соотношения  теории государства и права, с  одной стороны, и истории государства  и права — с другой, многие авторы вполне резонно замечают, что если теория государства и права, имея дело с общими закономерностями развития государственно-правовой материи, отражает исторический процесс лишь в абстрактной форме, «освобожденной от всех исторических случайностей», и только с помощью логического метода, то в отношении истории государства и права дело обстоит иным образом.

А именно: имея предметом  своего изучения «исторические процессы развития сложной системы государственных  и юридических учреждений», история  государства и права исследует  их не «вообще», в абстрактной форме, а в строго «определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности», на основе выявления как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, проявляющихся в пределах тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных общественных систем(13).

Информация о работе Соотношение государства и права