Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:56, дипломная работа
Цель дипломного проекта – совершенствование кадровой политики торговой компании ООО «Лента».
Объектом исследования является торговая компания ООО «Лента». Предметом исследования является кадровая политика в торговой компании ООО «Лента». Задачи дипломного проекта: - раскрыть сущность, цели, задачи и виды кадровой политики; - проанализировать принципы формирования кадровой политики; - описать деятельность торговой компании ООО «Лента»; - провести анализ кадровой политики торговой компании ООО «Лента»; - выявить проблемы и предложить направления совершенствования кадровой политики в торговой компании ООО «Лента».
ВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7
1.1. Кадровая политика организации: сущность, цели, задачи, виды 7
1.2. Принципы формирования и совершенствования кадровой политики организации в современных условиях 16
1.3. Найм, развитие и мотивация как элементы кадровой политики 26
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 39
2.1. Общая характеристика организации и ее трудового потенциала 39
2.2. Анализ системы найма персонала 49
2.3. Анализ системы обучения и развития персонала 56
2.4. Анализ системы стимулирования персонала 61
2.5. Выводы по результатам анализа и задание на оргпроектирование 69
3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 72
3.1. Разработка проекта системы оплаты труда торгового персонала 72
3.2. Совершенствование процедуры отбора торгового персонала 80
3.3. Оценка экономической эффективности мероприятий 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Таблица 1.5
Кадровые мероприятия, реализуемые в закрытом типе кадровой политики22
Тип стратегии организации |
Уровень планирования | ||
Долгосрочный (стратегический) |
Среднесрочный (управленческий) |
краткосрочный (оперативный) | |
Открытая кадровая политика | |||
Предпринимательская |
Создание собственных (фирменных) институтов. |
Поиск перспективных студентов, выплата стипендий, стажировка на предприятии. |
Привлечение друзей, родственников и знакомых. |
Динамического роста |
Планирование карьеры. Разработка нетрадиционных способов найма (пожизненный - Япония). |
Проведение внутрифирменных программ обучения с учетом личных потребностей в обучении. Разработка программ стимулирования труда в зависимости от вклада и выслуги лет. |
Набор сотрудников с высоким потенциалом и способностью к обучению. Проведение программ адаптации персонала. |
Прибыльности |
Разработка схем оптимизации труда, сокращения трудовых затрат. |
Реализация программ обучения управленческого персонала. Разработка социальных программ. |
Создание кружков «качества», активное включение персонала в оптимизацию деятельности организации. Использование ресурсов «внутреннего найма» - совмещение. |
Ликвидационная |
Не рассматривается. |
Проведение программ переподготовки. |
Поиск рабочих мест для перемещаемого персонала. Увольнение в первую очередь новых сотрудников. |
Круговорота |
Создание «инновационных» отделов. Разработка программ стимулирования творческой активности сотрудников. Проведение конкурсов проектов. |
Разработка программ частичной занятости по основному направлению с возможностью реализовать активность сотрудников в направлениях, полезных фирме. |
Культивирование «философии фирмы». Включение персонала в обсуждение перспектив развития организации. |
Так, у части уже давно
Если мы создаем предприятие и заинтересованы в том, чтобы кадровая политика проводилась осознанно, то необходимо осуществить следующие этапы по проектированию кадровой политики23:
1. Нормирование. Цель – согласование принципов и целей работы с персоналом с принципами и целями организации в целом, стратегией и этапом ее развития. В рамках этого этапа работ важно проанализировать существенные особенности корпоративной культуры, спрогнозировать возможные изменения внешней и внутренней среды организации, конкретизировать образ желаемого сотрудника и определить цели развития человеческого ресурса.
2. Программирование. Цель – разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах, и обязательно с учетом как нынешнего состояния, так и возможностей изменений.
Существенный параметр, оказывающий влияние на разработку таких программ, – представление о приемлемых инструментах и способах воздействия, их согласование с ценностями организации. Для корпоративной культуры с элементами органической организационной культуры, основанной на «семейных» ценностях, при наборе персонала представляется нецелесообразным использование строгих психологических тестов. Скорее в данном случае следует уделять большее внимание процедурам собеседований, групповым мероприятиям и моделированию реальных производственных ситуаций.
3. Мониторинг персонала. Цель – разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. На данном этапе важно определить существенные индикаторы состояния кадрового потенциала, а также разработать комплексную программу постоянной диагностики и развития умений и навыков работников. Кроме того, целесообразно разработать и внедрить методику оценки эффективности кадровых программ.
Для предприятий, осуществляющих мониторинг персонала на постоянной основе, множество отдельных программ кадровой работы (по крайней мере, таких, как оценка и аттестация, планирование карьеры, поддержание благоприятного социально-психологического климата) могут быть включены в единую систему внутренне связанных между собой программ. В рамках подобной мега-программы в организации могут быть решены не только кадровые задачи, но и реализованы способы диагностики управленческой ситуации, практически отработаны способы принятия и осуществления управленческих решений. В этом случае кадровая политика организации предстает как инструмент управления предприятием.
Наличие разработанной кадровой политики в организации означает, что:
Произошедший в России переход от плановой экономики к рыночной является сложным макро- и микроэкономическим процессом, порождающем массу изменений, принципиальных для кадровой политики организаций, таких как возникновение рынка труда и изменение социально-культурных отношений и систем ценностей.
Наиболее важные изменения в бизнесе24:
- организация и ее среда
- организационная структура
- «горизонтальное» управление становится более важным, чем «вертикальное», иерархическое, что повышает роль таких ценностей, как инициатива, риск, независимость, способность к предвидению;
- стиль управления, система ценностей
и квалификационно-
- изменилась роль профсоюзов, на
первый план выходит не
- резко возросла конкуренция,
в свете чего происходит
Наиболее важные изменения в сфере человеческих ресурсов25:
- от узкой специализации и
ограниченной ответственности
- от ответственности менеджеров за развитие персонала – к ответственности самих работников за свое развитие;
- от контроля над проблемами,
с которыми сталкиваются
- от уклонения от обратной связи с подчиненными- к ее активному поиску.
В свете происходящих изменений кадровый менеджмент, в том числе и кадровая политика, претерпели серьезные изменения. В процессе формирования системы кадрового менеджмента в 20 веке произошла последовательная трансформация традиционной системы кадровой работы, осуществляемой линейными руководителями различного уровня, в систему управления персоналом с четко выраженной штабной функцией, а затем (в развитых зарубежный странах в 80-х годах, в России – к началу 21 века) – в интегрированную систему стратегического управления человеческими ресурсами26. Для каждой из этих фаз трансформации характерны своя модель кадрового менеджмента и специфическая роль менеджера по персоналу: попечитель работников; специалист по трудовым договорам; архитектор кадрового потенциала или бизнес-партнер.
Миссия складывающейся новой системы кадрового менеджмента – в числе других приоритетных стратегических целей предприятия реализовывать и ключевые цели ее кадровой политики, которая тоже не остается неизменной.
Для того, чтобы кадровая политика способствовала повышению устойчивости развития предприятия, она должна быть достаточно гибкой.
Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой – динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменением тактики и стратегии предприятия, производственной и экономической ситуации, факторов внешней и внутренней среды, учитывать все научные разработки, нормативные и законодательные требования. Стабильными должны быть те ее стороны, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия.
Таким образом, учитывая выше изложенное, можно определить основные подходы к формированию кадровой политики в современных условиях, учитывающие произошедшие изменения в бизнесе и сфере человеческих ресурсов. Понимание и использование данных подходов при формировании кадровой политики обеспечит повышение устойчивости развития предприятия.
1. От инструментализма кадровой функции к стратегической роли кадровой политики. Если ранее «специалисты-кадровики» часто были даже не информированы о деловой стратегии компании, связь между производством и планированием персонала была очень слабая, то сейчас функция управления персоналом имеет интегрирующий характер и сама является частью стратегии предприятия. Акцент кадровой политики смещается с подбора и расстановки кадров к участию в формировании и реализации стратегии бизнеса. Управление персоналом в рамках выработанной новой кадровой политики становится стратегической задачей организации. Это делает кадровую политику более активной в отличие от пассивной и реактивной политики, характерной для традиционных моделей управления персоналом.
2. От выполнения фрагментарных кадровых функций к вовлечению линейного управления в управление персоналом и помощи ему. Наряду с рядом прежних кадровых функций, у специалиста по персоналу добавляется новая функция – оказание помощи линейному менеджменту в развитии и лучшем использовании его организационного потенциала, т.е. подчиненных ему человеческих ресурсов. Ответственность за реализацию более активной кадровой политики возлагается так же и на линейных менеджеров, а это означает, что кадровая работа руководителей всех звеньев интегрируется в систему кадрового менеджмента, которая только и способна эффективно реализовать такую политику.
3. Развитие кадрового потенциала
превращается в статью
Современный подход к персоналу как к человеческому ресурсу означает, что люди рассматриваются как достояние компании в конкурентной борьбе, которое требует капиталовложений в их формирование, использование и развитие в зависимости от экономической целесообразности.
Цель капиталовложений – привлечение наиболее качественных в профессиональном плане работников, их обучение и поддержание в стадии высокой трудоспособности, создание условий для их творческого и профессионального развития.
4. Происходит переориентация на
индивидуальную работу с
Персонал работает на достижение определенных целей организации. Но не только организация имеет свои цели, свои индивидуальные цели имеет и каждый работник. Эффективность его работы в значительной мере определяется тем, насколько цели каждого сотрудника адекватны целям организации. Современная кадровая политика должна придерживаться принципа совмещения целей организации и работника. В случае расхождения интересов приводятся в действие стимулирующие и мотивирующие рычаги воздействия на человека для того, чтобы тот связал свою деятельность с интересами организации.
5. Акцент в управлении
6. Профессионализация функций
Информация о работе Совершенствование кадровой политики в организации