Современные проблемы политической системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является исследование особенностей политической системы, выявление проблем политической системы, раскрыть содержание основных направлений политической системы России и показать ее значимость и сущность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения о политической системы Российской Федерации;
раскрыть понятие и виды политической системы Российской Федерации;
изучить формирование политической системы Российской Федерации;
исследовать специфику развития и функционирования политической системы России;

Содержание работы

Введение 3
Общие положения о политической системы Российской Федерации 6
Понятие и виды политической системы Российской Федерации 6
Формирование политической системы Российской Федерации 11
Специфика развития и функционирования политической системы России 14
Структурные элементы политической системы современной России 14
Институциональные изменения политической системы России 20
Перспективы развития политической системы Российской Федерации 23
Современные проблемы политической системы Российской Федерации 26
Заключение 29
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 82.10 Кб (Скачать файл)

Содержание

                                                                                                                                     с.

Введение                                                                                                                       3

  1. Общие положения о политической системы Российской Федерации               6
    1. Понятие и виды политической системы Российской Федерации                    6
    2. Формирование политической системы Российской Федерации    11
  2. Специфика развития и функционирования политической системы России   14
    1. Структурные элементы политической системы современной России           14
    2. Институциональные изменения политической системы России                    20
    3. Перспективы развития политической системы Российской Федерации       23
  3. Современные проблемы политической системы Российской Федерации    26

Заключение                                                                                                                 29

Список использованных источников                                                                       32

     

    

 

 

 

 

  

Введение

 

Актуальность  темы. В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более распространенного и в то же время более противоречивого термина, чем «политическая система». Однако если заглянуть в специальную советскую литературу, можно увидеть, что понятие «политическая система» не использовалось в качестве самостоятельной научной категории и не являлось предметом философско-социологического исследования вплоть до второй половины 70-х годов. Разумеется, отдельные важные стороны данной проблемы изучались при рассмотрении других вопросов социально-политической системы общества. При этом разрабатывались и применялись преимущественно такие категории, как «государство», «механизм диктатуры пролетариата», «система социалистической демократии», «политический режим». Однако процесс демократизации во всех сферах общественной жизни, а также логика развития самой политической науки вызвали потребность в совершенствовании понятийного аппарата, который должен адекватно отражать сущность новых явлений и служить эффективным средством их исследования1.

В связи с этим понимание  специфики политической системы  общества сегодня, имеет большое  значение, так как позволяет составить  представление об обществе как сложном  организме, усвоить характерные  особенности его функционирования, преодолеть односторонний подход в  анализе политики.

Проблема формирования политической системы имеет актуальное значение для современной России, переживающей переход в качественно иное состояние. Знание структуры и функций политической системы дает возможность понять происходящие политические процессы, определить их тенденции.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения в области политической системы Российской Федерации.

Предметом курсовой работы является состояние, динамика, механизмы и тенденции развития политической системы на федеральном и региональном уровнях в условиях политической трансформации России.

Цель курсовой работы является исследование особенностей политической системы, выявление проблем политической системы, раскрыть содержание основных направлений политической системы России и показать ее значимость и сущность.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть общие положения о политической системы Российской Федерации;
  • раскрыть понятие и виды политической системы Российской Федерации;
  • изучить формирование политической системы Российской Федерации;
  • исследовать специфику развития и функционирования политической системы России;
  • раскрыть элементы и функции политической системы Российской Федерации;
  • выявить институциональные изменения политической системы Российской Федерации;
  • исследовать перспективу развития политической системы Российской Федерации;
  • рассмотреть проблему политической системы Российской Федерации.

Степень изученности  темы и новизны состоит в изучении политического воздействия государственной власти на государственно-правовую (юридическую) сферу жизнедеятельности общества, в последние годы находится в ряду наиболее востребованных в общественных науках – политологии, юриспруденции, истории.

Вопросы места и роли государственной  власти в формировании политики, в  различных сферах деятельности государства  активно обсуждаются не только в  политологии, но и в теоретическом  и отраслевом правоведении, написаны специализированные учебные курсы  политико-юридического характера по политологии и юриспруденции.

Теоретическую базу работы составили научные труды известных ученых представляющих современное российское политологическое сообщество, таких как: М.Г. Анохин, Г.В. Каменская, А.А. Радугин, А.Б. Венгеров.

Методологической  основой являются общенаучный (диалектический) метод познания, общие приемы формальной логики (анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия и сравнение и др.) и связанные с ними частно-научные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико-юридический, лингвистический, сравнительного правоведения.

По структуре  курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Содержание построено в четкой логической последовательности, позволяющей в целом раскрыть тему исследования.

Практическая  значимость и использование результатов. Данное исследование, а также его элементы могут быть использованы в рамках изучения «Теории государства и права» студентами ССУЗов и ВУЗов, а также для тщательного уяснения темы «Политическая система Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Общие положения  о политической системы Российской Федерации

    1. Понятие и виды политической системы Российской Федерации

 

Понятие политической системы  является одним из самых расплывчатых и полемичных вопросов не только в  государствоведении, но и даже в  политологии, не смотря на обилие научных  исследований в данном направлении. Понятие «Политическая система общества» получило распространение в ХХ веке. В разработку теории политической системы внесли вклад такие западные ученые, как Т. Парсонс, Г. Алмонд, Д. Истон, Р. Даль и др2.

Политическая система  – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике3.

Сегодня под политической системой, политологи понимают:

  • организованную на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом ;
  • совокупность взаимодействующих различных элементов (подсистем) в рамках, через или посредством которых протекают политические властные отношения;
  • упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть4.

Политическая система  имеет ряд характерных черт:

  • именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;
  • она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;
  • она обладает относительной самостоятельностью.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное  множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям5.

В литературе выделяют множество  оснований классификации политических систем.

1. В зависимости от  государственного режима, политические  системы можно подразделить на:

  • демократические;
  • антидемократические (тоталитарные и авторитарные).

Данное деление основано на том итоговом политическом состоянии, которое существует в государстве  и характеризует политическую обстановку той или иной страны.

2. Национально-религиозные  детерминанты позволяют говорить  о политических системах:

  • христианских государств;
  • мусульманских стран;
  • арабских стран и т. д.

Понятно, что данная классификация  показывает расстановку национальных и религиозных факторов и политических сил в государстве.

3. В зависимости от  общественно-экономической формации  выделяют:

  • политическую систему рабовладельческого общества;
  • политическую систему феодального общества;
  • политическую систему буржуазного (капиталистического) общества;
  • политическую систему социалистического общества.

Каждый вид вышеназванных  политических систем отличает исторически  сложившийся способ производства.

4. По территориально-географическим  факторам делят: 

  • политические системы азиатских стран;
  • политические системы европейских стран;
  • политические системы североамериканского региона и т. д.

В основе этой классификации  лежит метод географического  детерминизма: предположение, что широким  фактором в развитии общества являются географические условия (климат, ландшафт, размер территории страны) основателем  которого является Ш.Л. Монтескьё.

5. Исходя из взаимодействия с внешней средой предопределяют политические системы:

  • открытого типа (они же демократические);
  • закрытого типа.

Закрытые политические системы  неохотно контактируют с внешней  средой, другими политическими системами, развиваются самобытно и не допускают  вмешательства других систем их ценностей  и ориентиров. Такие системы самодостаточны. Открытые системы наоборот готовы к взаимообмену ценностями и ресурсами. Развиваются, как правило, такие системы параллельно все вместе.

6. В зависимости от  степени культурной дифференциации  и секуляризации политические  системы подразделяются на (Дж. Пауэлл):

  • примитивные;
  • традиционные;
  • современные.

«Примитивные системы  обладают минимумом структурной  дифференциации, национальное целое  для них остается без внимания; преобладает «приходская культура»6.

Традиционные системы  имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане политических позиций характеризуются «культурой подчинения». Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях. Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические (империя инков, Англия при Тюдорах, Эфиопия и др.) и феодальные политические системы7.

Современные системы знаменуют  собой дальнейший прогресс и в  структурном и в культурном плане. Они обладают и политическими  структурами и политическими  инфраструктурами: партии, движения, группы давления, средства массовой коммуникации. При такой системе функционирует уже не «культура подчинения», а «культура участия». Граждане из «подданных» становятся «участниками». Раньше они были жертвами решений, поступавших на «выход» системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс обсуждения, требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поправлять политические действия8.

 Современные системы  подразделяются на секуляризованные  города-государства и на мобилизационные  системы, сюда относятся:

Информация о работе Современные проблемы политической системы Российской Федерации