Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 18:39, курсовая работа
Цель курсовой работы является исследование особенностей политической системы, выявление проблем политической системы, раскрыть содержание основных направлений политической системы России и показать ее значимость и сущность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения о политической системы Российской Федерации;
раскрыть понятие и виды политической системы Российской Федерации;
изучить формирование политической системы Российской Федерации;
исследовать специфику развития и функционирования политической системы России;
Введение 3
Общие положения о политической системы Российской Федерации 6
Понятие и виды политической системы Российской Федерации 6
Формирование политической системы Российской Федерации 11
Специфика развития и функционирования политической системы России 14
Структурные элементы политической системы современной России 14
Институциональные изменения политической системы России 20
Перспективы развития политической системы Российской Федерации 23
Современные проблемы политической системы Российской Федерации 26
Заключение 29
Список использованных источников
7. По содержанию и формам управления различают системы (Ж. Блондель):
8. Исходя из типа политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса можно структурировать следующие политические системы:
9. Согласно классификации С.Н. Айзенштадта рассматривается шесть типов политической системы:
10. В зависимости от места и роли государства в политической системе В.В. Радаев и О.Н. Шкартан разделяют политические системы:
Этакратической была советская политическая система. В ее рамках повседневная жизнь людей, их жизненные стратегии обусловливались жестким государственным регулированием, которое определяло возможности действия, как в публичной, так и в приватной сфере (этакратия - власть государства)9.
Этакратическая система поддерживалась нормализующими и контролирующими механизмами власти. Она воспроизводилась нормативными документами, идеологическими кампаниями, механизмами государственно организованного социального контроля, средствами массовой информации. Демократическая напротив противоположна этакратической системе.
Таким образом, политическая система является одним из самых расплывчатых и полемичных вопросов не только в государствоведении, но и даже в политологии, не смотря на обилие научных исследований в данном направлении. Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном и в культурном плане.
Сложным вопросом организации власти в течение 1991 - 1995 гг. оставался и вопрос о формировании новой системы взаимоотношений между российским центром и субъектами федерации. Такие национальные республики, как Татария, Чечня, Башкирия и другие, настаивали на их особом статусе в рамках Российской Федерации10.
В целом, после длительного процесса противостояния удалось найти относительно приемлемые формы разграничения полномочий и заключить договора с большинством республик, однако многие проблемы остались нерешенными. Наиболее остро они проявились в чеченском кризисе, обернувшемся настоящей войной в декабре 1994 - июне 1995 гг. Впрочем, даже прекращение полномасштабных военных действий не завершило конфликта, переросшего в затяжной кризис во взаимоотношениях между Чечней и российским центром. Не сложилось и прочной системы взаимоотношений с областями и краями РФ, недовольными своим неравноправным положением в Федерации по сравнению с национальными республиками. Таким образом, в течение 1992 - 1995 гг. процесс формирования новой российской государственности приобрел большую динамику в его высшем звене, тогда как формирование взаимоотношений по линии "центр - регионы" заметно отстало11.
Отсутствие ясности во
внутреннем положении сказывалось
и на внешней политике России. Неопределенность
положения после развала СССР,
инерция противоборства с союзным
центром и нечеткость внутренних
целей затруднили определение национальных
государственных интересов
Формирование
Негосударственные институты политической системы могут, как ограничивать органы государственной власти, так и влиять на те законы, нормы права которые она формирует. Если государство предназначено для реализации, в первую очередь, общих общественных интересов, то многие негосударственные институты «стоят на страже» многочисленных корпоративных и даже частных интересов. У современного государства есть функция формирования правовой системы, а также сохраняются функции господства и осуществления власти. Вне правовой сферы государственная власть является основным институтом власти и господства, а область права позволяет приводить эту власть в определенные рамки и удерживать в них14.
Таким образом, российская государственность вначале 90-х гг. начала приобретать все более определенные формы, однако предстоит еще весьма длительный процесс завершения становления нового государства. Тем самым, в конце ХХ в. Россия вступила в новый этап развития государственности. Отсюда следует вывод, что граждане готовы активно проявлять свою позицию, хотят участвовать в формировании власти и делают это доступными им способами.
2 Специфика развития
и функционирования
2.1 Структурные элементы политической системы современной России
В политической системе взаимодействие общественных организаций регулируется с помощью норм, действующих в обществе и содержащих в себе правила поведения, социальные ценности и ориентирующую информация для людей. В известной степени система норм и ценностей, которыми руководствуется личность, позволяет ей сохранить свою самостоятельность при взаимодействии с государственными и иными институтами. Эти нормы создаются следующим элементом политической системы - нормативной системой.
Ряд социально-политических
норм непосредственно создаются
органами государства, другие - общественными
организациями, третьи складываются и
формируются постепенно, развиваются
под влиянием и политических, и
экономических, и социальных институтов
общества. К их числу относятся
мораль, обычаи и традиции, устойчивость
которых значительна и
Правовые нормы, самых разнообразных субъектов, входящих в политическую систему общества создаются в процессе их деятельности.
Правовым нормам как общеобязательным правилам поведения, установленным государством, принадлежит ключевое место. К нормам политической системы относятся и проявления духовной жизни: мораль, обычаи и традиции, которые не могут не учитываться институтами политической системы. В данном исследовании нас интересуют правовые нормы, которым, как уже было сказано выше, принадлежит ключевое место16.
Правовые нормы создаются в недрах правовой системы, которая соответствует определенной политической системе. Для того чтобы уяснить и раскрыть механизм регулирования, существующий в политической системе России, необходимо дать определение ее правовой системы, ознакомиться с элементами ее составляющими, раскрыть ее основные функции.
В значительных переменах, происходящих сегодня в России, важная роль принадлежит отечественной правовой системе. Понятие «правовая система» сравнительно недавно появилось в юридической науке, оно дает возможность представить в единстве правовую сторону Российской общественной жизни, рассмотреть в системных связях организацию и взаимодействие всего комплекса правовых явлений.
В современной юридической науке идет интенсивная разработка самого понятия «правовая система», создаются модели ее структуры, состава, основных компонентов17.
Приступая к разработке этого
понятия, следует учитывать, что
правовая система обладает всеми
чертами объективно возникающего, исторически
закономерного общественного
В литературе предложено определение
правовой системе как совокупности
внутренне согласованных, взаимосвязанных,
социально-однородных юридических
средств, с помощью которых государства
оказывает необходимое
Неоднозначно в юридической науке трактуется структурный состав исследуемого нами понятия.
Так, одни авторы рассматривают правовую систему «узко». По существу отождествляют ее с системой правовых норм, или рассматривают в рамках данного понятия правовые нормы и правоотношения в их взаимосвязи, либо законодательство и практику его применения. Другие рассматривают ее «широко», включая в это понятие, по существу, все явления, имеющие в своем составе право18.
На мой взгляд, широкий подход наиболее целесообразен, так как достаточно полно очерчивает понятие и характеризует правовую систему как сложное, целостное структурное образование в единстве всех его составляющих.
Однако широкое понимание правовой системы вовсе не означает, что в нее надо включать те элементы, которые не являются сугубо правовыми, как например государственные, политические.
Опираясь на выше изложенное, в своем составе правовая система имеет следующие элементы: право как центральный элемент и нормативная основа правовой системы; правовые отношения; права и обязанности личности; правовая культура и правосознание; ответственность и юридическая практика.
Все элементы правовой системы тесным образом связаны друг с другом, зависимы друг от друга, но вместе с тем обладают и относительной самостоятельностью.
Все они выполняют общие и специфические функции в правовой системе, характеризуются единством и различием, способствуют эффективности функционирования всего рассматриваемого образования19.
Для того чтобы иметь полную картину правовой системы, чтобы представить ее реально действующей в политической системе, необходима функциональная характеристика данного явления.
Функции любой социальной системы или подсистемы определяют необходимость этих структур для общества.
Эффективность правовой подсистемы
определяется оптимальным функционированием
всех ее элементов, с учетом их специфического
функционального
«Существование любой социальной системы предполагает ее функционирование, т. е. достижение определенной социальной цели»20.
Основными ее целями и задачами являются:
Информация о работе Современные проблемы политической системы Российской Федерации