Современные проблемы политической системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является исследование особенностей политической системы, выявление проблем политической системы, раскрыть содержание основных направлений политической системы России и показать ее значимость и сущность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения о политической системы Российской Федерации;
раскрыть понятие и виды политической системы Российской Федерации;
изучить формирование политической системы Российской Федерации;
исследовать специфику развития и функционирования политической системы России;

Содержание работы

Введение 3
Общие положения о политической системы Российской Федерации 6
Понятие и виды политической системы Российской Федерации 6
Формирование политической системы Российской Федерации 11
Специфика развития и функционирования политической системы России 14
Структурные элементы политической системы современной России 14
Институциональные изменения политической системы России 20
Перспективы развития политической системы Российской Федерации 23
Современные проблемы политической системы Российской Федерации 26
Заключение 29
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 82.10 Кб (Скачать файл)

Процессы, направленные на достижение этих целей, характеризуют правовую систему с новой стороны, показывают ее социальную ценность, полезность, необходимость.

Функции правовой системы  выражают взаимодействие элементов  в системе, способ их связи в условиях воздействия на ее структуру, как внешних условий, так и внутренних изменений.

Надо учитывать, что функциональный аспект исследования отдельных элементов  правовой системы выявляет не только движение их внутренней структуры, но и показывает прямую и обратную связь  элементов данной системы со средой21.

«Функционирование правовой системы обеспечивает правовое регулирование  общественных отношений, тем самым  реализуется главная социальная функция права - разграничение и  интегрирование интересов, насколько  это возможно в соответствующей  формации».

Функции правовой системы  и функции права соотносятся  как функции системы в целом  и функции ее основного элемента.

Правовая система в  данном случае решает задачи, стоящие  перед обществом в политической сфере, координируя действия всех своих  элементов с учетом их специфического инструментального назначения. Праву в системе отводится роль социального регулятора общественных отношений, структурно-функциональная характеристика, которого раскрывается через понятие нормативности.

Нормативная структура - один из важнейших признаков правовой системы, поэтому изучение функций  правовой системы предполагает раскрытие  закономерных связей отрасли права  и правовых институтов с регулируемыми  ими общественными отношениями22.

Исходя из социального  и «прикладного» назначения правовой системы в современном обществе, можно выделить следующие основные ее основные функции: интегративную, коммуникативную, регулятивную, охранительную.

Интегративная функция правовой системы. Ей принадлежит ведущая  роль по сравнению с другими функциями.

Объясняется это, прежде всего социальным значением правовой системы, для реализации которого необходимо объединение всех компонентов системы.

«Правовая система оказывает  свое регулирующее воздействие на индивидов, группы, классы, стремясь приспособить определенные нормативные системы  к наиболее оптимальному обслуживанию общеклассовых или групповых  интересов».

При этом она стремится  к сплочению, как государственных структур, так и трудовых коллективов, общественных организаций, разных слоев общества.

Свою интегративную функцию  правовая система реализует посредством  социальных, прежде всего, правовых норм, направленных на поддержание устойчивости и порядка в общественных отношениях.

Интегративная функция правовой системы приобретает сегодня  особое значение, поскольку Россия вступила на путь формирования правового  государства, нового типа политических и иных отношений.

При этом углубляется социальное расслоение общества, разобщенность  людей. В этой ситуации первостепенную роль в правовой системе призваны играть юридические нормы, выраженные в Конституции и законах, других важных правовых актах23.

Нормы - это прежде всего результат социальной практики. Они создаются на основе сформировавшихся социальных связей, которые усваиваются и субъективно осознаются общественным и индивидуальным сознанием. Нормы всегда социальны по своей природе, так как они возникают и формируются в процессе взаимодействия людей, и определяются особенностями политического строя данного общества24.

Создание идеальных норм, адекватно выражающих интересы и  потребности различных классов  и социальных групп, слоев, характерно для более высоких стадий развития общества.

Задача правовой системы  и, в частности, субъектов нормотворчества - создать единую, внутренне согласованную  подсистему, осуществляющую управление всей системой сообразно с интересами социальных слоев, групп данного  общества.

Воздействуя на социальные процессы, поведение членов трудовых коллективов, общественных объединений, социальных групп, слоев, правовая система  способствует интегрированию, сплочению  общества вокруг общегосударственных, общенациональных задач.

Надо отметить, что интегративная  функция правовой системы в плане  обеспечения целостности государства, единства общества на сегодняшний день не обеспечивается в полной мере. Естественные и неотъемлемые права личности, закрепленные в ныне действующей Конституции  РФ, зачастую носят декларативный  характер25 (ст. 64).

Таким образом, все элементы правовой системы тесным образом связаны друг с другом, зависимы друг от друга, но вместе с тем обладают и относительной самостоятельностью.

Все они выполняют общие  и специфические функции в  правовой системе, характеризуются  единством и различием, способствуют эффективности функционирования всего  рассматриваемого образования.

 

2.2 Институциональные  изменения политической системы  России

 

За период 2004-2008 годов в российской политической системе произошел ряд институциональных изменений.

К числу наиболее существенных можно отнести следующие:

  • исключена возможность формирования предвыборных блоков;
  • исключена возможность политическим партиям включать в федеральный список кандидатов лиц, являющихся членами иных политических партий;
  • отменена в избирательных бюллетенях графа «против всех»;
  • отменены выборы по одномандатным округам;
  • повышен до 7% избирательный порог, преодоление которого необходимо для допуска партии к распределению депутатских мандатов;
  • отменен порог явки, преодоление которого требуется для признания выборов состоявшимися;
  • сокращено до 2 минимальное число партий, которые допускаются к распределению депутатских мандатов;
  • введена норма, согласно которой депутат Государственной Думы утрачивает мандат в случае выхода из парламентской фракции своей партии;
  • увеличены до 50000 человек требования к минимальной численности политических партий;
  • сокращена до 10% допустимая доля недостоверных или недействительных подписей, превышение которой влечет невозможность участия партии в парламентских выборах;
  • увеличен до 4% порог, преодоление которого требуется для возврата партии избирательного залога;
  • увеличена норма государственного финансирования политических партий;
  • введена финансовая отчетность политических партий перед ЦИК РФ.

Потребность в перечисленных  изменениях, по мнению их сторонников, обусловлена необходимостью дальнейшей консолидации политических партий. В  практическом плане это предполагает укрупнение и сокращение числа политических партий26.

Во внутренней политике президент  Путин проводил последовательный и  жёсткий курс на централизацию и  укрепление «вертикали» власти.

Первым серьёзным изменением в конституционно-политической системе  страны было осуществлённое в августе 2000 года изменение порядка формирования Совета Федерации, в результате которого губернаторы и главы законодательной власти регионов, до того бывшие членами СФ по должности, были заменены назначенными представителями; последние должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе (при этом одного из них назначает губернатор, а второго — законодательный орган региона). В качестве некоторой компенсации утерянных губернаторами лоббистских возможностей был создан совещательный орган — Государственный совет27.

Через несколько дней после событий в Беслане в сентябре 2004 года Путин под предлогом усиления борьбы с терроризмом объявил о своём намерении ликвидировать выборы глав регионов, что было осуществлено вопреки мнению большинства граждан страны; также был осуществлён переход к выборам депутатов Государственной Думы исключительно по партийным спискам28.

В партийном строительстве  основная ставка была сделана на укрепление партии «Единая Россия». 20 ноября 2002 председателем Высшего совета партии по рекомендации Администрации Президента стал Министр внутренних дел Борис Грызлов.

В декабре 2003 по итогам выборов в Государственную Думу большинство мест получила пропрезидентская партия «Единая Россия» (при этом сам Борис Грызлов стал Председателем Госдумы). Второе, третье и четвёртое места заняли КПРФ, ЛДПР и блок «Родина», соответственно. Во второй раз не попали в Государственную думу партии СПС и «Яблоко»29.

Законодательная деятельность депутатов полностью подчинена требованиям и пожеланиям исполнительной власти — Президента и Правительства30 (ст. 3). Представители «Единой России» заняли все руководящие посты в Государственной Думе, отказавшись предоставить оппозиции руководство хотя бы одним комитетом и практически монополизировав законодательную деятельность.

Весной 2005 был принят закон  о выборах в Госдуму исключительно  по партийным спискам. Затем Госдума  приняла поправки к федеральному законодательству, позволяющие партии, победившей на выборах в региональный парламент, предлагать Президенту России свою кандидатуру на губернаторский пост. В подавляющем большинстве  регионов это право принадлежит  «Единой России». Массовый характер принял процесс вступления губернаторов в партию власти. Вначале 2007 членами партии являлись уже 70 из 86 руководителей российских регионов. Начиная с 2005 года в партию начали вступать руководители крупных промышленных корпораций. При этом ни Президент Путин, ни его потенциальные преемники — Первые заместители Председателя Правительства Дмитрий Медведев и Сергей Иванов — этого не сделали31.

28 января 2008 года Михаил Горбачёв в интервью Интекрфаксу подверг критике российскую избирательную систему и призвал «реформировать систему, при которой вся власть находится в руках окружения президента Владимира Путина».

Социолог Игорь Эйдман характеризует сложившийся окончательно в президентство В. Путина общественно-политический строй как «власть чиновничьей олигархии», имеющей «черты крайне правой диктатуры — господство государственно-монополистического капитала в экономике, силовых структур в управлении, клерикализма и государственничества в идеологии»32.

Таким образом, в настоящее время для большинства современных россиян - не только специалистов-политологов, но и обычных граждан стал очевидным тот факт, что существующая в РФ политическая система находится в состоянии глубокого кризиса, является крайне нестабильной и временной.

 

2.3 Перспективы  развития политической системы  Российской Федерации

 

Сегодня страна находится  в точке исторического выбора. В наступающем мировом кризисе  победят те, кто сможет больше и  лучше потратить в собственной экономике. Еще вначале 2000–х оставалось неясно, что могло бы стать мобилизующей идеей для следующего модернизационного рывка России.

Теперь же этот вопрос проясняется. При сохранении своих территориальных и природных преимуществ, в наследие от советских времен России достался новый ресурс — все еще значительное и притом вполне прилично образованное население, сформировавшее новый средний класс.

У России сегодня пока еще  есть средства на запуск достаточно серьезной  программы государственного развития. Она должна быть связана с экологией  и экологическими продуктами, с научными разработками и образованием, здравоохранением, жилищным строительством, транспортом, производством и сбережением  энергии.

В ситуации кризиса, как и  на войне, все будет меняться очень  быстро и неожиданно. Отсидеться и  переждать не получится.

Если не действовать упредительно, не принимать активных контратакующих мер, кризис сам к вам придет, как  громадный опустошительный завоеватель. Государство в России регулярно  выполняло роль главной мобилизующей силы, но также оно опиралось в моменты опасности на патриотический подъем общества. Это ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов33.

России необходимо лидерство  в ситуации национального кризиса, это всегда харизматический процесс, а харизма в политике плохо  совместима с обыденной конкурентной демократией.

Однако харизматические  процессы затем подвергаются рутинизации, политика становится обыденной, и тогда  появляется возможность ее демократизировать  в более парламентских рамках.

В соответствии с Конституцией страны Россия является демократическим, федеративным, светским, правовым, социальным государством с республиканской  формой правления34 (ст. 1). Соответственно и политическая система с конституционной точки зрения относится к разряду демократических.

Вместе с тем на практике в современных условиях политическая система страны переживает переходный процесс трансформации из авторитарной в демократическую.

Аналогичным образом обстоит  дело и с основным институтом политической системы – государством.

В России наблюдается процесс  становления президентско-парламентской  республики с сильной властью главы государства.

Также в процессе формирования находится административно-территориальное устройство страны.

Речь идет о становлении  в России конституционной федерации, отличающейся от договорной тем, что  в ней не предусмотрено отделения  от федерации территории того или  иного регионального субъекта.

Главное, чтобы было, что  демократизировать. Наконец, по характеру политического режима Россия может быть отнесена к демократическому государству. Правда, по мнению многих политологов, скорее, речь может идти пока о полуавторитарном-полудемократическом государстве.

Основные направления  дальнейшего реформирования политической системы и государства в России связаны с последовательным становлением в стране демократического, федеративного, правового, социального государства35.

Таким образом, у России сегодня пока еще есть средства на запуск достаточно серьезной программы государственного развития. Она должна быть связана с экологией и экологическими продуктами, с научными разработками и образованием, здравоохранением, жилищным строительством, транспортом, производством и сбережением энергии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Современные  проблемы политической системы  Российской Федерации

 

Стратегия сильной власти должна быть воплощена в конкретные формы государственного управления на федеральном, региональном, муниципальном  уровнях и на уровне субъектов  хозяйственной деятельности посредством  строгого выполнения законов, указов, постановлений и других нормативно-правовых актов36 (ст. 8).

Функционирующая в России лоскутная многопартийная система  не способствует формированию единой государственной экономической политики.

Сегодня действуют по существу не партии, а возглавляющие их элитарные  группы, выражающие либо собственные  интересы, либо интересы узких слоев  населения. Именно поэтому ни одна из них не оказалась способной выработать общенациональную, общегосударственную  российскую идею, пользующуюся поддержкой большинства населения37.

Информация о работе Современные проблемы политической системы Российской Федерации