Современные проблемы политической системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является исследование особенностей политической системы, выявление проблем политической системы, раскрыть содержание основных направлений политической системы России и показать ее значимость и сущность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения о политической системы Российской Федерации;
раскрыть понятие и виды политической системы Российской Федерации;
изучить формирование политической системы Российской Федерации;
исследовать специфику развития и функционирования политической системы России;

Содержание работы

Введение 3
Общие положения о политической системы Российской Федерации 6
Понятие и виды политической системы Российской Федерации 6
Формирование политической системы Российской Федерации 11
Специфика развития и функционирования политической системы России 14
Структурные элементы политической системы современной России 14
Институциональные изменения политической системы России 20
Перспективы развития политической системы Российской Федерации 23
Современные проблемы политической системы Российской Федерации 26
Заключение 29
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 82.10 Кб (Скачать файл)

Сегодня нужна четко выстроенная  пирамида власти, способная управлять  страной исходя из задачи стабилизации и подъема экономики.

В России пока нет базы для  формирования полноценных политических партий, функционирующих на демократической  основе.

Но страна способна избрать  демократическим путем представительную власть, на конституционной основе сформировать профессиональную исполнительную власть, образовав единую жесткую  вертикаль власти, олицетворяющую собой на данном этапе «партию власти».

Все субъекты управления, входящие в пирамиду власти, образуют «партию власти», которая призвана на данном этапе заменять отсутствующую в России правящую политическую партию38.

В современной России большинство  политических лидеров используют для  достижения власти протестное сознание основной массы населения. Естественное недовольство людей бедственным  экономическим положением ловко  превращается политиками в голоса избирателей.

Российская партийная  система в сравнительной перспективе  демонстрирует крайний уровень  недоразвитости по сравнению с возможными сравнительными референтами в восточноевропейских  странах.

Чтобы проиллюстрировать  этот тезис, приведем несколько объективных  показателей, которые могут характеризовать  развитие Российской политической системы  на современном этапе.

Основными объективными показателями такого рода являются уровни партийной  неустойчивости и фрагментации.

По уровню неустойчивости избирательских предпочтений Россия стабильно  держит первое место в пост коммунистическом пространстве и одно из первых мест в мире.

Существует ряд теоретических рамок, одно из наиболее широко распространенных объяснений - это социокультурное объяснение39.

Социокультурное объяснение недоразвитости политических партий в России. Оно существует в 2-х основных версиях:

  1. партийная форма политического активизма не совместима с русской национальной традицией;
  2. партийная форма политического активизма не совместима с советским наследием.

Таким образом, социокультурные и структурные объяснения должны быть, на наш взгляд, отвергнуты.

И объяснение, которое мы предложили бы в качестве альтернативы, носит институциональный характер.

Оно связано с учетом двух основных характеристик институционального устройства РФ.

1. Президентская система. Создает ситуацию, когда партии являются менее полезными, чем в условиях парламентской системы, для победы на выборах.

Это связано с внутренне  присущим президентской системе  мажоритарным характером. Когда один человек, для того чтобы получить всю полноту исполнительной власти, должен привлечь на свою сторону большинство  избирателей40.

2. Российская система федерализма еще более принижает значение политических партий тем, что она распространяет президентскую систему на региональный уровень и, таким образом, препятствует созданию политических партий и на региональном уровне тоже41.

Таким образом,  проблемой  российской политической системы состоит в важности для нее проблемы стабилизации.

Часто смешивают стабилизацию и поддержание стабильности.

Но второе следует за первым, а политическая система России до сих пор занята стабилизацией, то есть созданием стабильности в стране с грузом еще советских и «перестроечных»  проблем, не устоявшимися институтами, незрелыми элитами, весьма сложным  территориальным устройством.

По моему мнению, первый слой постепенно уходит на второй план, а электоральная машина постепенно развивается.

Ясно, что политические партии в России будут развиваться преимущественно  как электоральные машины. Но даже с этой точки зрения российская партийная  система является недоразвитой.

Основная причина этого - неблагоприятная для партийного развития консталяция институциональных факторов.

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, политическая система  представляет собой сложное, многогранное явление.

Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством  политической власти. Она призвана обеспечивать практическое участие  населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических  и политических решений42.

В науке существует множество  различных понятий политической системы.

Это объясняется тем, что  отдельные исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские цели.

Тем не менее, в ходе исследования, мне удалось выделить следующие  основные признаки политической системы, это:

  • тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление;
  • выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп;
  • наличие организационных форм выражения политических интересов;
  • урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.

С учетом названных признаков  политическую систему определяют как  совокупность государственных и  негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных  социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством43.

Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы  и политические традиции. Структуру политической системы составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности44.

Собственно политической организацией является, прежде всего, государство. Оно является главным  звеном политической системы.

Эта роль и место государства  в политической системе определяется рядом особенностей, а именно:

  • территорией, как очерченное границами место расположения государства;
  • человеческим измерением государства выступает население, имеющее статус граждан или подданных;
  • публичной властью, выступающей от имени всего населения и преследующей всеобщие интересы;
  • суверенитетом над территорией, предусматривающим верховенство только одной власти над определенной территорией и неделимость его с властью другого государства;
  • национальной системой законодательства;
  • национальной налоговой системой.

Все перечисленные признаки и характеристики присущи также  современному российскому государству. Вместе с тем на практике в современных  условиях политическая система нашей  страны переживает переходный процесс  трансформации из авторитарной в  демократическую45.

Аналогичным образом обстоит  дело и с основным институтом политической системы – государством.

В связи с этим основные направления дальнейшего реформирования политической системы и государства  в России связаны с последовательным становлением в стране демократического, федеративного, правового, социального  государства.

Политическая система  в каждый данный момент или период ее истории предстает как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет  ли эта ситуация статичной или  подвижной, а, следовательно, будет  ли динамичной и сама политическая система или нет.

Динамизм политической системы  отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в  смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно  вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать, в конечном счете, за счет общества46.

 Таким образом, в стране не может быть подлинной демократии без сильного, авторитетного и уважаемого парламента. Государственная Дума – это не говорильня, как стремятся изобразить ее политически ангажированные СМИ. Государственная Дума – это мощный и эффективный созидательный фактор. Законодательная власть, представленная Думой, имеет исключительное право принятия законов. В передаче ей такого права реализуется принцип народного суверенитета.

Недооценка роли Государственной  Думы прямо отражается на экономической  ситуации в стране, на правопорядке и уважении к закону, а в целом  также и на легитимности власти в  стране.

 

 

 

 

 

 

1 См.: Анохин, М.Г. Российская политическая система / М.Г. Анохин. М., 2006. С. 3 - 4.

2 См.: Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для вузов / А.Б. Венгеров. М., 2011. С. 17 - 18.

3 См.: Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева. М., 2006. С. 125.

4 См.: Радугин, А.А. Политология: учебное пособие для вузов / А.А. Радугин. М., 2002. С. 24 - 26.

5 См.: Алексеев, С.С. Государство и право / С.С. Алексеев. М., 2004. С. 86 - 87.

6 См.: Алексеев, С.С. Государство и право / С.С. Алексеев. М., 2004. С. 90 – 93.

7 См.: Дмитриев, Р.И. История политических и правовых учений / Р.И. Дмитриев. М., 2005. С. 38 – 39.

8 См.: Сырых, В.М. Основы политической системы в России: Курс лекций / В.М. Сырых. М., 2010. С. 23 – 24.

9 См.: Сырых, В.М. Основы политической системы в России: Курс лекций / В.М. Сырых. М., 2010. С. 26 – 28.

10 См.: Шаран, П.А. Политическая система / П.А. Шаран // Государство и право. 2007. № 4. С. 34.

11 См.: Пенин, О.В. Характеристика политической системы / О.В. Пенин  // Журнал российского права. 2010. № 1. С. 31.

12 См.: Лысенко, В.Н. Развитие Федерации и Конституция России // Государство и право. 2004. № 8. С. 14.

13 См.: Каменская, Г.В. Политические системы современности / Г.В. Каменская. М., 2004. С. 43 – 45.

14 См.: Пенин, О.В. Характеристика политической системы / О.В. Пенин  // Журнал российского права. 2010. № 1. С. 32.

15 См.: Манов, Г. Н. Государство и политическая организация общества / Г.Н. Манов. М., 2008. С. 16 – 17.

16 См.: Пенин, О.В. Характеристика политической системы / О.В. Пенин  // Журнал российского права. 2010. № 1. С. 33.

17 См.: Анохин, М.Г. Российская политическая система / М.Г. Анохин. – М., 2006. С. 76 – 77.

18 См.: Бережнов, А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории / А.Г. Бережнов. - М., 2007. С. 19 - 20.

19 См.: Гаджиев, К.С. Политическая наука / К.С. Гаджиев. – М., 2003. С. 102 – 103.

20 См.: Шаран, П.А. Политическая система / П.А. Шаран // Государство и право. 2007. № 4. С. 45.

21 См.: Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева. М., 2006. С. 231.

22 См.: Анохин, М.Г. Российская политическая система / М.Г. Анохин. М., 2006. С. 33 – 35.

23 См.: Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник для вузов / А. Б. Венгеров. М., 2011. С. 64 – 65.

24 См.: Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева. М., 2006. С. 227.

25 См.: Конституция Российской Федерации // Рос. Газета от 25.12.1993. № 237.

26 См.: Малько, А.В. Правовые средства: Вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2001. № 8. С. 66.

27 См.: Гаджиев, К.С. Политическая наука / К.С. Гаджиев. М., 2003. С. 124 – 125.

28 См.: Малько, А.В. Правовые средства: Вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2001. № 8. С. 68.

29 См.: Лапаева, В.В. Вопросы взаимодействия партий с государством / В. В. Лапаева // Журнал российского права. 2011. № 4. С. 18.

30 См.: Федеральный конституционный закон РФ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О правительстве РФ» // Собр. Законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1432.

31 См.: Осипов, А.Г. Реформа власти - прогноз и реальность // Государство и право. 2000. № 2. С. 18.

32 См.: Малько, А.В. Правовые средства: Вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2001. № 8. С. 69.

33См.: Григорьев, А.С. Перспективы развития российской политической системы // Проблемы прогнозирования. 2006. № 2 С. 3.

34 См.: Конституция Российской Федерации // Рос. Газета от 25.12.1993. № 237.

35 См.: Лысенко, В.Н. Развитие Федерации и Конституция России // Государство и право. 2004. № 8. С. 15.

36 См.: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // Собр. законодательства РФ. 2001. №29. Ст. 2950.

37 См.: Козлов, А.Е. Статус Российской Федерации и проблемы совершенствования механизма государственной власти // Конституционный строй России. 2003. № 3. С. 22.

38 См.: Лапаева, В.В. Вопросы взаимодействия партий с государством / В. В. Лапаева // Журнал российского права. 2011. № 4. С. 15.

39См.: Григорьев, А.С. Перспективы развития российской политической системы // Проблемы прогнозирования. 2006. № 2. С. 8.

40 См.: Алексеев, С.С. Государство и право / С.С. Алексеев. - М., 2004. С. 28 -29.

Информация о работе Современные проблемы политической системы Российской Федерации