Специфика конституционных норм и особенности их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования является анализ условий "Специфика конституционных норм и особенности их реализации". При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Целью исследования является изучение темы "Специфика конституционных норм и особенности их реализации" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Конституционные нормы права…………………………………...5
1.1.Понятие конституционных норм и их реализация……………...5
1.2 Специфика конституционных норм……………………………..13
Глава 2. Реализация конституционных норм………………………………18
2.1 Процесс реализации конституционных норм…………………..18
2.2. Формы реализации конституционных норм…………………...24
Заключение………………………………………………………………....29
Список использованной литературы…..............................................

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федераци1.docx

— 56.78 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Российский государственный  социальный университет

Филиал в г. Чебоксары.

 

 

Кафедра теории, истории  государства и права

Предмет "Конституционное (государственное) право России"

 

 

 

Курсовая работа

 

Тема:

«Специфика конституционных норм и особенности их реализации».

 

 

 

 

 

Рег. №________

Дата__________

 

 

 

Выполнил: Семеняка Никола Антонович, студент 2 курса

юридического факультета,

гр. ДЮ-21-10.

Проверила: к.ю.н., доцент,

Евсеева Л.А.

 

 

 

 

г. Чебоксары, 2012 год.

 

Содержание

Введение...............................................................................................................3

Глава 1. Конституционные нормы права…………………………………...5

            1.1.Понятие конституционных норм и их реализация……………...5

  1.2 Специфика конституционных норм……………………………..13

Глава 2. Реализация конституционных норм………………………………18

            2.1 Процесс реализации конституционных норм…………………..18

            2.2. Формы реализации конституционных норм…………………...24

Заключение………………………………………………………………....29

Список использованной литературы….......................................................31 
Введение

Представленная работа посвящена  теме "Специфика конституционных  норм и особенности их реализации". Проблема данного исследования носит  актуальный характер в современных  условиях. Об этом свидетельствует  частое изучение поднятых вопросов. Тема "Специфика конституционных норм и особенности их реализации" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для  современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Специфика конституционных  норм и особенности их реализации".

Вопросам исследования посвящено  множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены  более узкие вопросы проблемы "Специфика конституционных норм и особенности их реализации". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная  практическая разработанность проблемы "Специфика конституционных норм и особенности их реализации" определяют несомненную новизну  данного исследования. Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Специфика  конституционных норм и особенности  их реализации" необходимо в целях  более глубокого и обоснованного  разрешения частных актуальных проблем  тематики данного исследования.

Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом  к теме "Специфика конституционных  норм и особенности их реализации" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с  данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Специфика конституционных  норм и особенности их реализации". Теоретическое значение изучения проблемы "Специфика конституционных норм и особенности их реализации" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий "Специфика  конституционных норм и особенности  их реализации". При этом предметом  исследования является рассмотрение отдельных  вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Целью  исследования является изучение темы "Специфика конституционных норм и особенности их реализации" с точки зрения новейших отечественных  и зарубежных исследований по сходной  проблематике.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты  и выявить природу "Специфика  конституционных норм и особенности  их реализации";

2. Сказать об актуальности проблемы "Специфика конституционных норм  и особенности их реализации" в современных условиях;

3. Изложить возможности решения  тематики "Специфика конституционных  норм и особенности их реализации";

4. Обозначить тенденции развития  тематики "Специфика конституционных  норм и особенности их реализации";

По результатам исследования был  вскрыт ряд проблем, имеющих отношение  к рассматриваемой теме, и сделаны  выводы о необходимости дальнейшего  изучения и улучшения состояния  вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Специфика  конституционных норм и особенности  их реализации", круг вопросов и логическую схему ее построения. Теоретической  и методологической основой проведения исследования явились законодательные  акты, нормативные документы по теме работы.

 

 

Глава 1. Конституционные  нормы права

    1. Понятие конституционных норм и их реализация

 

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и  охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и  обязанностей их участников.

Характеристика отрасли  права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм. Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, надо прежде всего отметить, что им свойственны и общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы права. Следует оговорить, что понятие "конституционно-правовые нормы" охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права. Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права. -- М.: Юрист, 2008. – С.72

От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы  отличаются:

1) своим содержанием, зависящим  от той сферы общественных  отношений, на регулирование которых  эти нормы направлены;

2) источниками, в которых  они выражены. Основополагающие, наиболее  значимые нормы содержатся в  особом акте, обладающем высшей  юридической силой во всей  системе права, - в Конституции  РФ;

3) своеобразием видов:  среди рассматриваемых норм значительно  больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются.

4) учредительным характером  содержащихся в них предписаний.  Именно конституционно-правовые  нормы первичны, устанавливают обязательный  для создания всех других правовых  норм порядок: определяют формы  основных нормативных правовых  актов, порядок их принятия  и опубликования, компетенцию  государственных органов в сфере  правотворчества, наименование принимаемых  ими правовых актов. Нормы конституционного  права определяют и саму систему  государственных органов;

5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых  норм связана не с возникновением  конкретных правоотношений, а с  особого вида отношениями общего  характера или правового состояния  (состояние в гражданстве, состояние  субъектов в составе Российской  Федерации);

6) специфическим характером  субъектов, на регулирование отношений  между которыми данные нормы  направлены. Такими особыми субъектами  можно назвать народ, государство,  главу государства, представительные (законодательные) органы государственной  власти;

7) особенностями структуры:  для конституционно-правовых норм  не характерна традиционная трехчленная  структура, выделяемая в составе  правовой нормы, - гипотеза, диспозиция  и санкция. В рассматриваемых  нормах обычно имеются гипотеза  и диспозиция и лишь в отдельных случаях – санкция Безуглов А.А. Конст. право России. Т.1. - М.: БЕК, 2010. – С.35..

Обладая спецификой по сравнению  с нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны. А для  того чтобы правильно применять  норму, необходимо ее всесторонне проанализировать, выявить присущие ей особенности, связи  с иными нормами данной отрасли, принадлежность ее к группе родственных  ей по предмету регулирования норм (институтов). Вот почему важное значение имеет вопрос о классификации конституционно-правовых норм.

Их принято классифицировать по следующим основаниям:

1) по содержанию. То есть  по кругу регулируемых общественных  отношений, а следовательно, и по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие - с основами правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвертые - с органами государства, органами местного самоуправления. Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других норм.Только при таком условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное истолкование и применение конституционно-правовой нормы, выявлены все нюансы ее регулирующего воздействия на соответствующие отношения, которое во многих случаях является промежуточным в достижении правового результата, определяемого обычно действием ряда норм, а не единичной нормы. Свойства и функции, которые присущи институту в целом, не отражаются в полной мере в каждой отдельной его норме. Такого рода однородные нормы в Конституции и во всех других нормативных правовых актах группируются в главах (разделах), что всегда нужно учитывать, применяя норму. Так, если применяется норма, входящая в 1, 2 и 9 главы Конституции РФ, то следует принимать во внимание, что она не может быть изменена в рамках данной Конституции Авдеенкова М.П. Конституционное право РФ. Курс лекций.- М., 2010.- С. 14..

2) по юридической силе. Это основание находится в  прямой зависимости от того, в  каком нормативном правовом акте  выражена та или иная норма,  от места нормативных правовых  актов данного вида в общей  системе нормативных актов, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты. По отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации высшей юридической силой обладают конституции республик и уставы других субъектов. Названные акты, а также иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам. Следует, однако, учесть, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в пределах предметов ведения, по которым субъекты обладают всей полнотой государственной власти  действует нормативный правовой акт субъекта. От уровня юридической силы конституционно-правовой нормы зависит та правовая база, исходя из которой формулируется содержание данной нормы. От этого же зависят и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с другими нормами, их соотношение. Если правовая норма закреплена в нескольких правовых актах, то следует ссылаться на акт, имеющий высшую юридическую силу. В случае закрепления нормы в актах одного уровня надо ссылаться, как правило, на акт, принятый позже. Однако при этом следует учитывать, какую функцию выполняет норма в конкретном акте, и поэтому допустимы исключения из данного правила Берг О.В. Некоторые вопросы теории нормы права// Государство и право. 2009. № 4..

3) по территории действия. По этому основанию различают  нормы, действующие на всей  территории Российской Федерации,  на территории республики, области,  иного субъекта Федерации, а  также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования). Территориальные пределы действия норм, содержащихся в актах субъектов Федерации и муниципальных образований, не исключают признания юридической значимости данных норм и возникших на их основе правоотношений на всей территории Российской Федерации;

4) по характеру предписания.  Это основание раскрывает механизм  регулирующего воздействия конституционно-правовой  нормы. Предписания, содержащиеся  в ней, могут иметь различный  характер, в своеобразной форме  определять права и обязанности  субъектов возникающих на основе данной нормы конституционно-правовых отношений. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83 - 90, 102, 103 Конституции). В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям.

К этой группе относятся  нормы, устанавливающие конституционные  обязанности граждан, а также  все нормы, в которых исключается  любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции. Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: "запрещается", "не допускается", "обязаны", "не вправе" и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям. Установление вида конституционно-правовой нормы по характеру предписания важно при ее применении для точного понимания содержания нормы, рамок прав и обязанностей субъектов регулируемых ею отношений;

Информация о работе Специфика конституционных норм и особенности их реализации