Министерство образования
и науки Российской Федерации
Российский государственный
социальный университет
Филиал в г. Чебоксары.
Кафедра теории, истории
государства и права
Предмет "Конституционное
(государственное) право России"
Курсовая работа
Тема:
«Специфика конституционных
норм и особенности их реализации».
Рег. №________
Дата__________
Выполнил: Семеняка Никола Антонович,
студент 2 курса
юридического факультета,
гр. ДЮ-21-10.
Проверила: к.ю.н., доцент,
Евсеева Л.А.
г. Чебоксары, 2012 год.
Содержание
Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Конституционные нормы права…………………………………...5
1.1.Понятие конституционных норм
и их реализация……………...5
1.2 Специфика конституционных
норм……………………………..13
Глава 2. Реализация конституционных
норм………………………………18
2.1 Процесс реализации конституционных
норм…………………..18
2.2. Формы реализации конституционных норм…………………...24
Заключение………………………………………………………………....29
Список использованной
литературы….......................................................31
Введение
Представленная работа посвящена
теме "Специфика конституционных
норм и особенности их реализации".
Проблема данного исследования носит
актуальный характер в современных
условиях. Об этом свидетельствует
частое изучение поднятых вопросов. Тема
"Специфика конституционных норм
и особенности их реализации"
изучается на стыке сразу нескольких
взаимосвязанных дисциплин. Для
современного состояния науки характерен
переход к глобальному рассмотрению
проблем тематики "Специфика конституционных
норм и особенности их реализации".
Вопросам исследования посвящено
множество работ. В основном материал,
изложенный в учебной литературе,
носит общий характер, а в многочисленных
монографиях по данной тематике рассмотрены
более узкие вопросы проблемы
"Специфика конституционных норм
и особенности их реализации".
Однако, требуется учет современных условий
при исследовании проблематики обозначенной
темы.
Высокая значимость и недостаточная
практическая разработанность проблемы
"Специфика конституционных норм
и особенности их реализации"
определяют несомненную новизну
данного исследования. Дальнейшее внимание
к вопросу о проблеме "Специфика
конституционных норм и особенности
их реализации" необходимо в целях
более глубокого и обоснованного
разрешения частных актуальных проблем
тематики данного исследования.
Актуальность работы обусловлена,
с одной стороны, большим интересом
к теме "Специфика конституционных
норм и особенности их реализации"
в современной науке, с другой
стороны, ее недостаточной разработанностью.
Рассмотрение вопросов связанных с
данной тематикой носит как теоретическую,
так и практическую значимость. Результаты
могут быть использованы для разработки
методики анализа "Специфика конституционных
норм и особенности их реализации".
Теоретическое значение изучения проблемы
"Специфика конституционных норм
и особенности их реализации" заключается
в том, что избранная для рассмотрения
проблематика находится на стыке сразу
нескольких научных дисциплин.
Объектом данного исследования
является анализ условий "Специфика
конституционных норм и особенности
их реализации". При этом предметом
исследования является рассмотрение отдельных
вопросов, сформулированных в качестве
задач данного исследования. Целью
исследования является изучение темы
"Специфика конституционных норм
и особенности их реализации"
с точки зрения новейших отечественных
и зарубежных исследований по сходной
проблематике.
В рамках достижения поставленной цели
были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты
и выявить природу "Специфика
конституционных норм и особенности
их реализации";
2. Сказать об актуальности проблемы
"Специфика конституционных норм
и особенности их реализации"
в современных условиях;
3. Изложить возможности решения
тематики "Специфика конституционных
норм и особенности их реализации";
4. Обозначить тенденции развития
тематики "Специфика конституционных
норм и особенности их реализации";
По результатам исследования был
вскрыт ряд проблем, имеющих отношение
к рассматриваемой теме, и сделаны
выводы о необходимости дальнейшего
изучения и улучшения состояния
вопроса.
Таким образом, актуальность данной проблемы
определила выбор темы работы "Специфика
конституционных норм и особенности
их реализации", круг вопросов и логическую
схему ее построения. Теоретической
и методологической основой проведения
исследования явились законодательные
акты, нормативные документы по теме
работы.
Глава 1. Конституционные
нормы права
- Понятие конституционных норм и их реализация
Конституционно-правовые нормы
- это общеобязательные, абстрактные,
формально-определенные в конституционно-правовых
актах правила, установленные и
охраняемые государством и направленные
на регулирование общественных отношений,
составляющих предмет конституционного
права, путем установления прав и
обязанностей их участников.
Характеристика отрасли
права немыслима без уяснения
особенностей составляющих ее норм. Рассматривая
понятие конституционно-правовых норм,
надо прежде всего отметить, что им свойственны
и общие признаки, присущие всем правовым
нормам, безотносительно к их отраслевой
принадлежности, и особенности, выделяющие
их в самостоятельную часть системы права.
Следует оговорить, что понятие "конституционно-правовые
нормы" охватывает не только нормы конституций,
но и всех нормативных правовых актов,
имеющих своим назначением регулирование
общественных отношений, относящихся
к предмету отрасли конституционного
права. Специфические черты конституционно-правовых
норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью,
в конечном счете определяются предметом
самой отрасли права. -- М.: Юрист, 2008. –
С.72
От норм других отраслей
права конституционно-правовые нормы
отличаются:
1) своим содержанием, зависящим
от той сферы общественных
отношений, на регулирование которых
эти нормы направлены;
2) источниками, в которых
они выражены. Основополагающие, наиболее
значимые нормы содержатся в
особом акте, обладающем высшей
юридической силой во всей
системе права, - в Конституции
РФ;
3) своеобразием видов:
среди рассматриваемых норм значительно
больше, чем в других отраслях,
общерегулятивных норм. Это нормы-принципы,
нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны
на всех правоприменяющих субъектов, независимо
от вида правоотношений, участниками которых
эти субъекты являются.
4) учредительным характером
содержащихся в них предписаний.
Именно конституционно-правовые
нормы первичны, устанавливают обязательный
для создания всех других правовых
норм порядок: определяют формы
основных нормативных правовых
актов, порядок их принятия
и опубликования, компетенцию
государственных органов в сфере
правотворчества, наименование принимаемых
ими правовых актов. Нормы конституционного
права определяют и саму систему
государственных органов;
5) особым механизмом реализации,
которая для многих конституционно-правовых
норм связана не с возникновением
конкретных правоотношений, а с
особого вида отношениями общего
характера или правового состояния
(состояние в гражданстве, состояние
субъектов в составе Российской
Федерации);
6) специфическим характером
субъектов, на регулирование отношений
между которыми данные нормы
направлены. Такими особыми субъектами
можно назвать народ, государство,
главу государства, представительные
(законодательные) органы государственной
власти;
7) особенностями структуры:
для конституционно-правовых норм
не характерна традиционная трехчленная
структура, выделяемая в составе
правовой нормы, - гипотеза, диспозиция
и санкция. В рассматриваемых
нормах обычно имеются гипотеза
и диспозиция и лишь в отдельных
случаях – санкция Безуглов А.А. Конст.
право России. Т.1. - М.: БЕК, 2010. – С.35..
Обладая спецификой по сравнению
с нормами других отраслей права,
конституционно-правовые нормы сами
по себе очень многообразны. А для
того чтобы правильно применять
норму, необходимо ее всесторонне проанализировать,
выявить присущие ей особенности, связи
с иными нормами данной отрасли,
принадлежность ее к группе родственных
ей по предмету регулирования норм (институтов).
Вот почему важное значение имеет вопрос
о классификации конституционно-правовых
норм.
Их принято классифицировать
по следующим основаниям:
1) по содержанию. То есть
по кругу регулируемых общественных
отношений, а следовательно, и по принадлежности
нормы к тому или иному конституционно-правовому
институту. Одни нормы связаны с основами
конституционного строя, другие - с основами
правового статуса человека и гражданина,
третьи - с федеративным устройством, четвертые
- с органами государства, органами местного
самоуправления. Внутри этих крупных группировок
норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные
комплексы норм, регулирующих относительно
близкие сферы общественных отношений,
что отражается в структуре конституционно-правовых
институтов. И здесь важно установить
все эти взаимосвязи, определить место
данных конституционно-правовых норм
в системе других норм.Только при таком
условии может быть обеспечено достаточно
квалифицированное истолкование и применение
конституционно-правовой нормы, выявлены
все нюансы ее регулирующего воздействия
на соответствующие отношения, которое
во многих случаях является промежуточным
в достижении правового результата, определяемого
обычно действием ряда норм, а не единичной
нормы. Свойства и функции, которые присущи
институту в целом, не отражаются в полной
мере в каждой отдельной его норме. Такого
рода однородные нормы в Конституции и
во всех других нормативных правовых актах
группируются в главах (разделах), что
всегда нужно учитывать, применяя норму.
Так, если применяется норма, входящая
в 1, 2 и 9 главы Конституции РФ, то следует
принимать во внимание, что она не может
быть изменена в рамках данной Конституции
Авдеенкова М.П. Конституционное право
РФ. Курс лекций.- М., 2010.- С. 14..
2) по юридической силе.
Это основание находится в
прямой зависимости от того, в
каком нормативном правовом акте
выражена та или иная норма,
от места нормативных правовых
актов данного вида в общей
системе нормативных актов, а также от
разграничения предметов ведения и полномочий
между Российской Федерацией и ее субъектами.
Наиболее значимые по сфере и уровню правового
регулирования нормы закреплены в Конституции
РФ. Ни одна правовая норма не может противоречить
Конституции. Среди других нормативных
правовых актов, содержащих конституционно-правовые
нормы, наибольшей юридической силой обладают
федеральные конституционные и федеральные
законы. На основе Конституции и названных
законов издаются все иные нормативные
правовые акты. По отношению к нормативным
правовым актам субъектов Российской
Федерации высшей юридической силой обладают
конституции республик и уставы других
субъектов. Названные акты, а также иные
нормативные правовые акты субъектов
Федерации должны соответствовать Конституции
РФ и федеральным законам. Следует, однако,
учесть, что в случае противоречия между
федеральным законом и нормативным правовым
актом субъекта Российской Федерации,
принятым в пределах предметов ведения,
по которым субъекты обладают всей полнотой
государственной власти действует
нормативный правовой акт субъекта. От
уровня юридической силы конституционно-правовой
нормы зависит та правовая база, исходя
из которой формулируется содержание
данной нормы. От этого же зависят и порядок
отмены нормы, ее взаимодействие с другими
нормами, их соотношение. Если правовая
норма закреплена в нескольких правовых
актах, то следует ссылаться на акт, имеющий
высшую юридическую силу. В случае закрепления
нормы в актах одного уровня надо ссылаться,
как правило, на акт, принятый позже. Однако
при этом следует учитывать, какую функцию
выполняет норма в конкретном акте, и поэтому
допустимы исключения из данного правила
Берг О.В. Некоторые вопросы теории нормы
права// Государство и право. 2009. № 4..
3) по территории действия.
По этому основанию различают
нормы, действующие на всей
территории Российской Федерации,
на территории республики, области,
иного субъекта Федерации, а
также в границах территории,
на которой осуществляется местное самоуправление
(муниципальные образования). Территориальные
пределы действия норм, содержащихся в
актах субъектов Федерации и муниципальных
образований, не исключают признания юридической
значимости данных норм и возникших на
их основе правоотношений на всей территории
Российской Федерации;
4) по характеру предписания.
Это основание раскрывает механизм
регулирующего воздействия конституционно-правовой
нормы. Предписания, содержащиеся
в ней, могут иметь различный
характер, в своеобразной форме
определять права и обязанности
субъектов возникающих на основе данной
нормы конституционно-правовых отношений.
По этому основанию различают нормы: управомочивающие,
обязывающие и запрещающие. Управомочивающие
нормы закрепляют право субъектов осуществлять
предусмотренные в этих нормах действия,
определяют рамки правомочий соответствующих
субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие
компетенцию Российской Федерации, ее
субъектов, предметы ведения всех государственных
органов (например, ст. 71, 72, 73, 83 - 90, 102, 103
Конституции). В качестве управомочивающих
могут рассматриваться и содержащиеся
в Конституции нормы-принципы, нормы-цели,
нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют
правомочия всех субъектов соответствующих
отношений действовать в целях предусмотренных
в них предписаний. Например, норма ст.
2 Конституции, которая устанавливает,
что человек, его права и свободы являются
высшей ценностью. Обязывающие нормы закрепляют
в конкретной форме обязанности субъектов
совершать определенные действия, предусмотренные
данными нормами, избирать тот вариант
поведения, который соответствует их требованиям.
К этой группе относятся
нормы, устанавливающие конституционные
обязанности граждан, а также
все нормы, в которых исключается
любой иной вариант действия, кроме
предусмотренного в норме. Например, ч.
3 ст. 107 Конституции обязывает Президента
РФ подписать и обнародовать федеральный
закон, если при повторном рассмотрении
Государственной Думой и Советом Федерации
он одобрен ими в ранее принятой редакции.
Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях
запреты на совершение определенных действий,
в них предусмотренных. Это обычно такие
формулы: "запрещается", "не допускается",
"обязаны", "не вправе" и т.п.
Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции
РФ запрещаются создание и деятельность
общественных объединений по указанным
в ней основаниям. Установление вида конституционно-правовой
нормы по характеру предписания важно
при ее применении для точного понимания
содержания нормы, рамок прав и обязанностей
субъектов регулируемых ею отношений;