Специфика конституционных норм и особенности их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования является анализ условий "Специфика конституционных норм и особенности их реализации". При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Целью исследования является изучение темы "Специфика конституционных норм и особенности их реализации" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Конституционные нормы права…………………………………...5
1.1.Понятие конституционных норм и их реализация……………...5
1.2 Специфика конституционных норм……………………………..13
Глава 2. Реализация конституционных норм………………………………18
2.1 Процесс реализации конституционных норм…………………..18
2.2. Формы реализации конституционных норм…………………...24
Заключение………………………………………………………………....29
Список использованной литературы…..............................................

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федераци1.docx

— 56.78 Кб (Скачать файл)

5) по степени определенности  предписаний. По этому основанию  различают императивные и диспозитивные  нормы. Императивные нормы - такие,  в которых однозначно определяются  вариант поведения, действия субъектов  в соответствующих обстоятельствах.  Диспозитивные нормы предусматривают  возможности выбора варианта  действия субъекта с учетом  указанных в норме условий  и обстоятельств. В качестве  примера можно привести нормы,  содержащиеся в ч. 3 ст. 117 Конституции РФ. Они предусматривают, что после выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Думы. В случае если Дума выразит повторно в течение трех месяцев недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Эти нормы являются диспозитивными. Примером императивной нормы является установленное в ч. 4 ст. 111 Конституции РФ положение о том, что после трехкратного отклонения Думой кандидатур Председателя Правительства Президент распускает Думу и назначает новые выборы;

6) по назначению в механизме  правового регулирования. По этому  основанию принято различать  материальные и процессуальные (процедурные)  нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах. Если материальная норма предусматривает содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т.д. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Много процедурных норм содержится в законодательных актах о  выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной  власти, о проведении референдумов. Отсутствие особой отрасли конституционного процессуального права объясняется  тем, что нет ни возможности, ни необходимости  в установлении единообразного процесса применения конституционно-правовых норм, в учреждении особого органа, обеспечивающего  реализацию всех процессуальных норм и не являющегося участником материального  правоотношения. Именно эти признаки характерны для процессуальных отраслей. Формирование отрасли конституционного процессуального права в такой  же мере неправомерно, как выделение  отраслей трудового процессуального  права, равно как и финансового, земельного и ряда иных. Во всех этих отраслях существуют процессуальные нормы, но участниками их реализации являются сами субъекты конкретного правоотношения, и материальное правоотношение нельзя отделить от процессуального.

Сказанное, однако, не исключает, что в реализации материальных конституционно-правовых норм используются процессуальные формы, свойственные традиционным процессуальным отраслям. Так, деятельность Конституционного Суда РФ осуществляется в форме конституционного судопроизводства, в котором обеспечивается соблюдение всех конституционных принципов судопроизводства. В настоящее время в теоретической литературе обосновывается необходимость формирования такой отрасли.

Рассмотренные основания  классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими. В  зависимости от целей, которые ставятся при применении правовых норм, могут  использоваться и иные критерии, позволяющие  глубже познать сущность регулирующего  воздействия нормы, ее специфику, соотношение  с родственными ей нормами.

Как отмечалось, определенный правовой результат достигается  обычно действием не одной правовой нормы, а достаточно широкой совокупности конституционно-правовых норм. Такие  совокупности родственных правовых норм именуются конституционно-правовыми  институтами. Рамки этого понятия как в теории, так и на практике очень подвижны. Оно может обозначать и достаточно узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и значительно более широкую их группу, вплоть до максимально крупных правовых образований, рассматриваемых как основные элементы системы отрасли конституционного права.

Главный критерий объединения  норм в правовой институт - однородность регулируемых ими отношений, что  влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику. Высказываются суждения, что конституционно-правовыми институтами  являются только комплексы норм, выступающие  как часть, элемент системы конституционного права. Только такие комплексы и  можно именовать конституционно-правовыми  институтами. Однако поскольку в  правовой теории и практике не сложилось  понятия, предназначенного для обозначения  более узкого круга взаимосвязанных  норм (а такой определитель необходим), то применяется также расширительное толкование и использование понятия института. В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов с учетом той их классификации, которая была изложена выше. В него могут входить и нормы Конституции, и нормы текущего законодательства, т.е. нормы, обладающие различной юридической силой Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31. 12. 1996г. № 1-ФКЗ (в ред. ФКЗ от 04. 07. 2003г. №3-ФКЗ)// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1. – М.: БЕК, 2003.. В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам. Его образуют нормы, содержащиеся в Конституции РФ, в конституциях республик, в федеральных законах; в нем имеются нормы диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные.

Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому  институту необходимо, ибо не каждая отдельно взятая норма проявляет  все свойства, присущие институту  в целом, а их следует учитывать, чтобы правильно уяснить механизм ее реализации.

 

1.2 Специфика конституционных  норм

Специфика реализации конституционных  норм содержится в их особенностях как норм права, устанавливающих  фундаментальные положения Основного  закона государства и общества. По мнению В. О. Лучина, "все конституционные  нормы едины с точки зрения их основного назначения. Это единство обусловлено их ролью и местом в механизме правового регулирования". Для полного и всестороннего  раскрытия проблем реализации конституционных  норм следует более подробно остановиться на анализе особенностей норм Конституции  Российской Федерации.

В своей работе "Конституционные  нормы" Ю.А. Тихомиров писал, что "конституционная  норма - это тоже вид правовой нормы, поэтому она обладает всеми признаками правовой нормы вообще. Вместе с тем ей присущи особенности. Это прежде всего то ведущее место, которое занимает конституционная норма, как и конституция в целом, среди правовых норм". Специфика объектов конституционного регулирования в значительной степени предопределяет структуру, содержание и другие важнейшие характеристики Конституции.

Собственно юридический  аспект действия Конституции проявляется  в ее регулятивных функциях, к которым, на наш взгляд, относятся: учредительная, правонаделительная, охранительная функции. Это соответствует особенностям назначения Конституции, а также тех способов, с помощью которых ее нормы воздействуют на общественные отношения. Одни социальные связи и явления конституционные нормы призваны закреплять; для других они служат непосредственным основанием их возникновения и развития. Одновременно они охраняют общественные отношения, провозглашая цели общественного развития, выступают в качестве своеобразного нормативного ориентира Голощапов А. Прямое действие конституционных норм и принципов// Законность. 2011. № 4.

Учредительная функция Конституции  выражается в признании и юридическом  оформлении важнейших социально-экономических  и политических институтов общества. Она проявляется в закреплении  устойчивости системы общественных отношений, в сохранении и упрочении  основополагающих начал организации  общества и государства. Именно эту функцию преимущественно выполняют объединенные в отдельную группу нормы, закрепляющие основы конституционного строя (гл.1 Конституции РФ), статус Российской Федерации и ее субъектов (ст.65-70), общий статус Президента Российской Федерации (ст.80-82, ч.1 ст.87, ст.91), Федерального Собрания (ст. 94, 95), Правительства (ст.110), других федеральных органов (ч.1 ст.125, ст.126-129). Вместе с тем учредительная функция не исчерпывается только фиксированием и переводом общественных отношений в правовую форму. В ряде случаев конституционные нормы выполняют роль фактического и правового учредителя. Принятием Конституции создаются, например, новые государственные органы: Федеральное Собрание (гл.5), Счетная палата (п."г" ч.1 ст.103), Уполномоченный по правам человека (п."д" ч.1 ст.103) и др. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. М., 2012..

Учредительной функции соответствует  особый способ конституционного воздействия - установление, существенно отличающееся от традиционных средств правового регулирования. Не предусматривая точно определенных прав и обязанностей конкретных субъектов, они имеют всеобщий, универсальный характер, одновременно обращены ко всем либо ко многим видам субъектов и обычно не порождают конкретных правоотношений. Например: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" (ст.10 Конституции РФ) Иванова В.И. Основы конституционного права Российской Федерации. М., 2008. – С.18..

Правонаделительная функция служит установлению основ правового статуса определенной категории субъектов права и обеспечению необходимых связей между ними. Такую функциональную нагрузку несут те конституционные предписания, которые предусматривают права и позитивные требования к участникам регулируемых отношений. Конституция, например, не ограничивается установлением системы и основных видов государственных органов, а определяет также их предметы ведения, основные права и обязанности, ведущие линии взаимоотношений. Речь прежде всего идет о нормах, которые наделяют участников конституционных правоотношений соответствующей компетенцией (ст.83-89, 101, 102, 114, 125). Конституционные нормы, выполняющие данную функцию, являются обязывающими. Они воздействуют на поведение соответствующих субъектов посредством дозволений и предписаний. Реализуются же как в общих, так и в конкретных правоотношениях (в форме соблюдения), но преобладающей формой реализации указанных норм в деятельности государственных и общественных органов, их должностных лиц выступает применение.

Спецификой целей и  средств воздействия отличается охранительная функция. Она характеризует  Конституцию, во-первых, с точки зрения направленности ее норм на защиту основ  конституционного строя и присущих обществу и государству институтов, во-вторых, указывает на механизм ее "самообеспечения", "самозащиты". В широком смысле охранительная функция реализуется Конституцией в целом, а в узком - через содержащиеся в ней специализированные нормы либо их структурные элементы. Данная функция осуществляется в различных формах, с использованием разнообразных приемов и способов воздействия конституционных норм на общественные отношения. Конституция устанавливает охраняемые и защищаемые ею объекты. В качестве таковых выступают высшие социальные ценности: человек, его права и свободы (ст.2 и 18), народовластие (ст.3), суверенитет Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории.

Охранительная функция (ст.4) проявляется в установлении верховенства Конституции в системе нормативных  и правоприменительных актов (ч.1 и 2 ст.15). Она выражается также в том, что конституционные нормы предусматривают наличие ответственности как системы средств и способов охраны и защиты данного вида общественных отношений (ч.4 ст.3), а в ряде случаев и конкретные санкции (ч.2 ст.85). Важную роль в осуществлении охранительной функции Конституции выполняют гарантирующие нормы (ст.8, 12, 17, ч.1 ст.19, 69, 133), запреты (ст.21, ч.1 ст.74) и др.

Творческие, стимулирующие, созидательные свойства Конституции  проявляются в установлении ею целей  и задач развития общества и государства. Основной закон выступает как  высший политико-правовой ориентир такого развития, как средство и способ социальной ориентации. Программно-целевые положения Конституции дают нормативный прогноз и осуществляют как бы опережающее регулирование, определяют требования к возникновению новых общественных отношений. Провозглашение Российской Федерации демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ч.1 ст.1) исходит как из сущего, так и из должного; определяет высшие стратегические цели и задачи развития российской государственности, прежде всего связанные с обогащением ее демократического правового потенциала. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст.2) с учетом содержащихся в ст.18 дополнений обращено не только к нашей повседневной действительности, но имеет и программный характер. Данную функцию выполняет ряд других конституционных норм (ст.37, ч.2 ст.40, ч.2 ст.41, ч.2 ст.65, ст.79).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Реализация конституционных норм

2.1 Процесс реализации  конституционных норм

Процесс реализации - это  переход какого-либо определенного  явления в иное качественное состояние, а также использование свойств  этого явления. Под реализацией  права, на наш взгляд, следует понимать соблюдение его норм как государством и обществом в целом, так и  государственными органами и должностными лицами, гражданами и их объединениями. Многие ученые дают иное определение. Например, А.Б. Венгеров полагает, что  реализацию права можно определить как такое социальное поведение  субъектов права, в котором воплощаются  предписания правовых норм, как форму  практической деятельности по осуществлению  прав, выполнению обязанностей.

Имеются различные точки  зрения ученых на разновидности и  вариации реализации правовых норм. Представляется, что основными аспектами (элементами) реализации можно называть: "использование  права", "исполнение обязанностей", "соблюдение запретов", "применение законодательства". М.К. Маликов и  другие называют дозволение, обязывание и запрет способами правового регулирования. Л.С. Явич считал, "что соблюдение и исполнение, использование и применение Конституции - это способы (средства) ее реализации". При этом особо выделял их отличие от форм реализации, подчеркивая: "...что же касается форм ее (конституции) реализации, то они могут быть и связаны и не связаны с конкретными правоотношениями" Лучин В.О. Конституция РФ. Проблемы реализации. М., 2010. – С.63..

Информация о работе Специфика конституционных норм и особенности их реализации