Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:48, курсовая работа
Объектом данного исследования является анализ условий "Специфика конституционных норм и особенности их реализации". При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Целью исследования является изучение темы "Специфика конституционных норм и особенности их реализации" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Конституционные нормы права…………………………………...5
1.1.Понятие конституционных норм и их реализация……………...5
1.2 Специфика конституционных норм……………………………..13
Глава 2. Реализация конституционных норм………………………………18
2.1 Процесс реализации конституционных норм…………………..18
2.2. Формы реализации конституционных норм…………………...24
Заключение………………………………………………………………....29
Список использованной литературы…..............................................
5) по степени определенности
предписаний. По этому
6) по назначению в механизме
правового регулирования. По
Много процедурных норм содержится
в законодательных актах о
выборах депутатов
Сказанное, однако, не исключает, что в реализации материальных конституционно-правовых норм используются процессуальные формы, свойственные традиционным процессуальным отраслям. Так, деятельность Конституционного Суда РФ осуществляется в форме конституционного судопроизводства, в котором обеспечивается соблюдение всех конституционных принципов судопроизводства. В настоящее время в теоретической литературе обосновывается необходимость формирования такой отрасли.
Рассмотренные основания
классификации конституционно-
Как отмечалось, определенный
правовой результат достигается
обычно действием не одной правовой
нормы, а достаточно широкой совокупности
конституционно-правовых норм. Такие
совокупности родственных правовых
норм именуются конституционно-
Главный критерий объединения
норм в правовой институт - однородность
регулируемых ими отношений, что
влечет за собой и правовое единство
соответствующих норм, объединенных
в институт, общую для них правовую
специфику. Высказываются суждения,
что конституционно-правовыми
Установление принадлежности
нормы к тому или иному правовому
институту необходимо, ибо не каждая
отдельно взятая норма проявляет
все свойства, присущие институту
в целом, а их следует учитывать,
чтобы правильно уяснить
1.2 Специфика конституционных норм
Специфика реализации конституционных
норм содержится в их особенностях
как норм права, устанавливающих
фундаментальные положения
В своей работе "Конституционные нормы" Ю.А. Тихомиров писал, что "конституционная норма - это тоже вид правовой нормы, поэтому она обладает всеми признаками правовой нормы вообще. Вместе с тем ей присущи особенности. Это прежде всего то ведущее место, которое занимает конституционная норма, как и конституция в целом, среди правовых норм". Специфика объектов конституционного регулирования в значительной степени предопределяет структуру, содержание и другие важнейшие характеристики Конституции.
Собственно юридический аспект действия Конституции проявляется в ее регулятивных функциях, к которым, на наш взгляд, относятся: учредительная, правонаделительная, охранительная функции. Это соответствует особенностям назначения Конституции, а также тех способов, с помощью которых ее нормы воздействуют на общественные отношения. Одни социальные связи и явления конституционные нормы призваны закреплять; для других они служат непосредственным основанием их возникновения и развития. Одновременно они охраняют общественные отношения, провозглашая цели общественного развития, выступают в качестве своеобразного нормативного ориентира Голощапов А. Прямое действие конституционных норм и принципов// Законность. 2011. № 4.
Учредительная функция Конституции
выражается в признании и юридическом
оформлении важнейших социально-
Учредительной функции соответствует особый способ конституционного воздействия - установление, существенно отличающееся от традиционных средств правового регулирования. Не предусматривая точно определенных прав и обязанностей конкретных субъектов, они имеют всеобщий, универсальный характер, одновременно обращены ко всем либо ко многим видам субъектов и обычно не порождают конкретных правоотношений. Например: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" (ст.10 Конституции РФ) Иванова В.И. Основы конституционного права Российской Федерации. М., 2008. – С.18..
Правонаделительная функция служит установлению основ правового статуса определенной категории субъектов права и обеспечению необходимых связей между ними. Такую функциональную нагрузку несут те конституционные предписания, которые предусматривают права и позитивные требования к участникам регулируемых отношений. Конституция, например, не ограничивается установлением системы и основных видов государственных органов, а определяет также их предметы ведения, основные права и обязанности, ведущие линии взаимоотношений. Речь прежде всего идет о нормах, которые наделяют участников конституционных правоотношений соответствующей компетенцией (ст.83-89, 101, 102, 114, 125). Конституционные нормы, выполняющие данную функцию, являются обязывающими. Они воздействуют на поведение соответствующих субъектов посредством дозволений и предписаний. Реализуются же как в общих, так и в конкретных правоотношениях (в форме соблюдения), но преобладающей формой реализации указанных норм в деятельности государственных и общественных органов, их должностных лиц выступает применение.
Спецификой целей и средств воздействия отличается охранительная функция. Она характеризует Конституцию, во-первых, с точки зрения направленности ее норм на защиту основ конституционного строя и присущих обществу и государству институтов, во-вторых, указывает на механизм ее "самообеспечения", "самозащиты". В широком смысле охранительная функция реализуется Конституцией в целом, а в узком - через содержащиеся в ней специализированные нормы либо их структурные элементы. Данная функция осуществляется в различных формах, с использованием разнообразных приемов и способов воздействия конституционных норм на общественные отношения. Конституция устанавливает охраняемые и защищаемые ею объекты. В качестве таковых выступают высшие социальные ценности: человек, его права и свободы (ст.2 и 18), народовластие (ст.3), суверенитет Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории.
Охранительная функция (ст.4)
проявляется в установлении верховенства
Конституции в системе
Творческие, стимулирующие, созидательные свойства Конституции проявляются в установлении ею целей и задач развития общества и государства. Основной закон выступает как высший политико-правовой ориентир такого развития, как средство и способ социальной ориентации. Программно-целевые положения Конституции дают нормативный прогноз и осуществляют как бы опережающее регулирование, определяют требования к возникновению новых общественных отношений. Провозглашение Российской Федерации демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ч.1 ст.1) исходит как из сущего, так и из должного; определяет высшие стратегические цели и задачи развития российской государственности, прежде всего связанные с обогащением ее демократического правового потенциала. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст.2) с учетом содержащихся в ст.18 дополнений обращено не только к нашей повседневной действительности, но имеет и программный характер. Данную функцию выполняет ряд других конституционных норм (ст.37, ч.2 ст.40, ч.2 ст.41, ч.2 ст.65, ст.79).
Глава 2. Реализация конституционных норм
2.1 Процесс реализации конституционных норм
Процесс реализации - это переход какого-либо определенного явления в иное качественное состояние, а также использование свойств этого явления. Под реализацией права, на наш взгляд, следует понимать соблюдение его норм как государством и обществом в целом, так и государственными органами и должностными лицами, гражданами и их объединениями. Многие ученые дают иное определение. Например, А.Б. Венгеров полагает, что реализацию права можно определить как такое социальное поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм, как форму практической деятельности по осуществлению прав, выполнению обязанностей.
Имеются различные точки зрения ученых на разновидности и вариации реализации правовых норм. Представляется, что основными аспектами (элементами) реализации можно называть: "использование права", "исполнение обязанностей", "соблюдение запретов", "применение законодательства". М.К. Маликов и другие называют дозволение, обязывание и запрет способами правового регулирования. Л.С. Явич считал, "что соблюдение и исполнение, использование и применение Конституции - это способы (средства) ее реализации". При этом особо выделял их отличие от форм реализации, подчеркивая: "...что же касается форм ее (конституции) реализации, то они могут быть и связаны и не связаны с конкретными правоотношениями" Лучин В.О. Конституция РФ. Проблемы реализации. М., 2010. – С.63..
Информация о работе Специфика конституционных норм и особенности их реализации