Специфика конституционных норм и особенности их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования является анализ условий "Специфика конституционных норм и особенности их реализации". При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Целью исследования является изучение темы "Специфика конституционных норм и особенности их реализации" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Конституционные нормы права…………………………………...5
1.1.Понятие конституционных норм и их реализация……………...5
1.2 Специфика конституционных норм……………………………..13
Глава 2. Реализация конституционных норм………………………………18
2.1 Процесс реализации конституционных норм…………………..18
2.2. Формы реализации конституционных норм…………………...24
Заключение………………………………………………………………....29
Список использованной литературы…..............................................

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федераци1.docx

— 56.78 Кб (Скачать файл)

В общей теории права для  характеристики соответствующих процессов  используют термин "реализация". В Основном Законе этот термин употребляется  редко.

Социальное назначение права  состоит в том, чтобы регулировать поведение людей, однако установленные  государством правовые нормы не могут  выполнять регулирующей роли без  соответствующего механизма их реализации.

Под реализацией права понимают преобразования, внедрение предписаний правовых норм  в жизнь целях правомерного поведения субъектов общественных отношений.

Принципиальное значение имеет вопрос о непосредственное действие конституционных норм, особое значение приобретает в современных  условиях развития Украинского государства.

Что касается реализации Конституции, то этим понятием охватывается система  мероприятий, направленная на претворение  в жизнь действующей Конституции. Имеется в виду систематическая, постоянная, целенаправленная деятельность граждан, должностных лиц, трудовых коллективов, объединений граждан  и государственных органов.

Реализация права всегда связывается только с правомерным  поведением граждан (людей), органов  государства, объединений граждан. В одном случае это активные положительные  действия, в другом - это бездействие  субъектов. Итак, правомерное поведение  субъектов общественных отношений  реализует норму права, неправильное - ее нарушает.

Правовые нормы реализуются  в различных формах. Разработка теории реализации конституции предусматривает  уточнение наших представлений  о формах реализации правовых норм. Уже сегодня становится вполне очевидным, что трехэлементной система форм реализации правовых норм в виде соблюдения, исполнения и применения не охватывает всех форм реализации конституционно-правовых норм 1, с.125. Следовательно первоочередное значение для реализации Конституции имеет конкретизация и развитие ее положений в современном законодательстве. Это конечно не противоречит тому, что Конституция - нормы прямого действия, все ее положения наделены одинаковой юридической силой. Однако, известно, нормы, установленные в Конституции, реализуются не всегда одинаково.

Конституция содержит прежде определенную часть положений, применяемых  напрямую, без дополнительного правового  механизма. Они есть в разных разделах: в частности, характеристике общих принципов, прав, свобод и обязанностей граждан, организации власти. При том речь идет о нормах как материального, так и процессуального характера. Более того, развитие Конституции свидетельствует о том, что количество подобных норм увеличивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Российская система права  включает в себя множество отраслей права. Конституционное право является ведущей отраслью в системе права  Российской Федерации. Устанавливая в  своих нормах основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они не касались, эта отрасль тем  самым дает ориентиры правового  регулирования во всех сферах общественных отношений. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом определяется его системообразующая роль. Ни одна отрасль права не может развиваться, если она не находит опоры в конституционно-правовых нормах, а тем более противоречит им. Исходя их этого, необходимо отметить, что конституционно-правовые нормы, в своей совокупности образующие отрасль конституционного права, играют определяющую роль в жизни общества и государства.

Давая характеристику конституционно-правовых норм необходимо отметить, что ряд  этих норм представляют собой нормы-декларации. Но большинство из них содержит конкретные общеобязательные правила поведения  и предполагает или прямо указывает  на возможность принудительного  обеспечения. В них часто можно  выделить обычные структурные элементы всякой правовой нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Но во многих нормах санкция  отсутствует, в иных же нет и гипотезы. Это затрудняет технико-нормативистский анализ многих конституционных правоотношений, заставляя юристов логически выводить или искать скрытые средства правового обеспечения таких норм. Впрочем, часто этого не требуется, так как порождаемые этими нормами правоотношения не приводят к конфликтам или достаточно надежно обеспечиваются нормами политической морали.

Как и в других отраслях права, по характеру предписания  конституционно-правовые нормы бывают :

1) императивными, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать в соответствии с указанием. Пример (ст. 116 Конституции РФ): «Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия»;

2) диапозитивными, в которых  субъекту предоставляется возможность  воспользоваться или не воспользоваться  своим правом, выбрать одно из  действий, предусмотренных в данной  норме. Пример (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ): «Президент Российской федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации..». Или (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ): «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации».

Некоторые авторы работ по конституционному праву рассматривают  обязывание и дозволение как проявление различных приемов и способов правового воздействия на общественные отношения, совокупность которых образует метод конституционно-правового регулирования. Но для такого вывода нет достаточных оснований, поскольку обязывание и дозволение свойственны нормам практически всех отраслей права и, следовательно, никакой специфики конституционного права не выражают. А это лишает смысла и вывод о якобы специальном методе конституционно-правового регулирования.

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.  Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. М., 2012.

2. Федеральный конституционный  закон «О судебной системе  Российской Федерации» от 31. 12. 1996г.  № 1-ФКЗ (в ред. ФКЗ от 04. 07. 2003г. №3-ФКЗ)// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2003. № 1. Ст. 1.

3. Федеральный закон «О гражданстве  Российской Федерации» от 31. 05. 2002г.  № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 02. 11. 2004г.  № 127-ФЗ)//Собрание Законодательства Российской Федерации. 2004. № 22. Ст. 2031.

4. Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. М., 2010.

5. Андреева Г.Н. Конституционное  право зарубежных стран в вопросах и ответах. М., 2009.

6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М., 2008.

7. Безуглов А.А., Солдатов С.А.  Конституционное право России. Т.1. М., 2010.

8. Берг О.В. Некоторые вопросы  теории нормы права// Государство и право. 2009. № 4.

9. Голощапов А. Прямое действие конституционных норм и принципов// Законность. 2011. № 4.

10. Иванова В.И. Основы конституционного  права Российской Федерации. М., 2008.

11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2009.

12. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2007.

13. Лучин В.О. Конституция Российской  Федерации. Проблемы реализации. М., 2010.

14. Общая теория права и государства/Под ред. В.В. Лазарева. М., 2007.

15. Проблемы общей теории права  и государства/ Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2011.

16. Теория государства и права.  Курс лекций/ Под ред.Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2009.

17. Теория государства и права/ Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2005.

18. Теория государства и права.  Учебник/ Под ред. М.Н. Марченко. М., 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Специфика конституционных норм и особенности их реализации