Способы толкования норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование понятия толкования, выявление его основных характерных черт, формирование правильного представления о необходимости толкования, определения его места в современной правовой действительности, выявления основных способов и видов толкования.
Основными задачами данной работы являются:
- изучить понятие и необходимость толкования норм права;
- исследовать значение и основные задачи толкования норм права;
- раскрыть виды толкования норм права по субъекту;

Содержание работы

Введение
Глава 1: Общая характеристика толкований норм права……………………с.
1.1. Понятие и необходимость толкования норм права………………………с.
1.2. Значение и основные задачи толкования норм права……………………с.
Глава 2: Виды толкования норм права…………………………………………с.
2.1. Виды толкования норм права по субъекту…………………………………с.
2.2. Виды толкования норм права по объему их содержания…………………с.
Глава 3: Способы толкования норм права………………………………………с.
Заключение………………………………………………………………………….с.
Список использованной литературы……………………………………………..с.

Файлы: 1 файл

Толкование норм права...docx

— 71.47 Кб (Скачать файл)

Особое значение толкование приобретает при смене политического строя, когда, как правило, еще действуют старые законы, которые необходимо приспосабливать к новым условиям (например, после октября 1917 г., после распада СССР). Обычно в таких случаях делается оговорка: прежние законы действуют лишь постольку, поскольку они не противоречат интересам новой власти. Так, в Российской Федерации и до сих пор в определенной части применяется сохранившееся союзное законодательство. Ясно, что к нему требуется особо внимательный подход, так как оно не всегда вписывается в современные реалии9.

Итак, законы, допускающие различное толкование, содержащие двусмысленности, лазейки, разночтения, - это несовершенные законы. Их в принципе (в идеале) не должно быть, но в действительности они есть и в этом далеко не обязательно кроется «злой умысел». Более того, подобные акты или нормы в какой-то мере неизбежны. «Законодатель должен мыслить как философ, а говорить как крестьянин» (Г. Еллинек). Но это не всегда получается. Отсюда - необходимость толкования права.

Вопрос о необходимости толкования встает особенно остро, если учесть что в нем раскрываются цели толкования, являющиеся важным структурным элементом, обосновывающим само понятие толкование. В общем, причины, обуславливающие необходимость толкования норм права, можно свести к неясности и двусмысленности закона, являющимися его объективными чертами, которые обусловлены издержками законодательного процесса.

Основные причины следующие:

- сложность или нечеткость юридических формулировок, скажем, излишняя их краткость, абстрактность либо, напротив, пространность;

- несовершенство законодательной техники, поспешность в принятии тех или иных правовых актов, их слабая проработанность, декларативность, неконкретность;

- несовпадение норм и статей правовых актов, наличие бланкетных и отсылочных норм, нетипичных предписаний;

- специфика юридических терминов и понятий, интерпретация которых требует специальных познаний, высокой квалификации;

- законодателю не всегда удается ясно и точно выразить свою волю в той или иной норме или акте, совместить «дух» и «букву» закона;

- отдельная норма права действует не изолированно, а в системе других норм и только в этой взаимосвязи ее можно правильно истолковать.

Говоря о необходимости толкования нельзя не отметить те функции, которые выполняет толкование. В классических источниках отмечают несколько наиболее важных из них: познавательная, конкретизационная, регламентирующая, правообеспечительная и сигнализаторская. Познавательная функция – она вытекает из самого содержания, сути толкования, в ходе которого субъекты познают право, содержание правовых предписаний. Конкретизационная функция – при толковании правовые предписания зачастую конкретизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств. Регламентирующая функция – толкованием в форме официального разъяснения как бы завершается процесс нормативной регламентации общественных отношений. Правообеспечительная функция – некоторые акты толкования издаются для обеспечения единства и эффективности правоприменительной практики. Сигнализаторская функция – толкование нормативных актов позволяет обнаружить их недостатки технического и юридического характера. Это является «сигналом» для законодателя о необходимости совершенствования соответствующих норм.

Два аспекта толкования. Толкование бывает уяснительным и разъяснительным. Иными словами, следует различать толкование-уяснение и толкование-разъяснение. Оба эти процесса тесно взаимосвязаны. При этом уяснение всегда предшествует разъяснению, а не наоборот. Но не всегда за уяснением автоматически следует разъяснение. Последнее может и не наступить. Это зависит от конкретных обстоятельств.

При толковании-уяснении норма права толкуется субъектом для себя. Такое толкование представляет собой определенный мыслительный процесс, происходящий в сознании толкователя, и оно не получает какого-либо внешнего выражения, не фиксируется в каком-либо акте. Данный процесс не является юридическим процессуальным действием. Подобное толкование может даваться не только официальным должностным лицом, но и рядовым гражданином. Оно не является обязательным для других.

При толковании-разъяснении осуществляется не только мыслительный процесс, но и совершается реальное юридическое действие, находящее внешнее выражение в специальных актах, которые называются актами толкования, т.е. оно имеет документальное оформление. Это толкование не только для себя, но и для других10. Причем оно имеет обязательное значение для всех заинтересованных лиц. Разъяснение нормы вправе давать лишь уполномоченные на то органы и должностные лица. Рядовые граждане такой прерогативой не располагают. Понятно, что любое разъяснение может быть осуществлено лишь после уяснения толкуемой нормы11. 

Объектом толкования, как следует из названия, является сама норма права. В качестве предмета следует выделять некоторые характерные черты норм права. Такие как содержание нормы и ее смысл, сфера общественных отношений, регулируемых данной нормой. Под содержанием процесса толкования следует понимать уяснение и разъяснение нормы права. Эти два процесса составляют основу процесса толкования. Среди них не может быть выявлен какой-либо наиболее важный, превалирующий.

Как справедливо отмечает Остапович Ю.И. – «Не выяснив смысла нормы, нельзя ее применять. Задача толкования состоит в том, чтобы установить предметную значимость правовой нормы, истолковать ее в качестве юридического основания для решения конкретных случаев общественной жизни». Уяснение характеризует гносеологическую природу  процесса толкования, его направленность на познание. Толкование-уяснение выступает как внутренний мыслительный процесс, не выходящий за рамки интерпретатора – толкование «в себя»12.

Однако процесс толкования заключается не только в уяснении, его задача так же состоит и в разъяснении правовой нормы. Разъяснение является объективизацией предшествующей мыслительной работы. Результаты интеллектуально-волевой деятельности по уяснению смысла нормы объективируется в виде акта толкования. Необходимо четко себе представить задачи, которые решают толкование норм права. Прежде всего, толкование процесс, направленный на получение какого-либо конкретного результата. Таким результатом и является разъяснение правовой нормы. Если бы процесс толкования заключал  в себя  только уяснение смысла правовой нормы, то он ни чем бы, не отличался от процесса интерпретации. Однако важно помнить, что толкование нормы права необходимо, прежде всего, для функционирования правоприменительных органов. Там оно служит мотивировочной частью любого правоприменительного акта. Таким образом, можно определить разъяснение как толкование «во вне».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Значение и основные задачи толкования норм права

 

 

 

Немаловажное значение имеет толкование и для создания сводов законов, собраний и справочников по законодательству, для учета нормативных актов. Процесс толкования неизбежен при реализации правовых норм органами суда, прокуратуры, арбитража, других государственных органов, при заключении сделок и договоров хозяйствующими структурами, в деятельности партий, общественных объединений, при осуществлении гражданами юридически значимых действий и т.д.

В процессе толкования устанавливаются смысл нормы права, ее основная цель и социальная направленность, возможные последствия действия толкуемого акта, выясняются общественно-историческая обстановка его принятия, условия, в которых происходит толкование, и т.д. Для правильного выявления воли, выраженной в нормативном акте, необходимо проанализировать сам текст нормативного акта, преамбулу, официальные и неофициальные его разъяснения, другие близкие по содержанию нормы, материалы периодической печати, научные работы и т.д.

Толкование особенно важно для работников правоприменительных органов, так как применение права для них является одной из основных обязанностей, той формой, в которой воплощается их деятельность. Однако это не умаляет значения толкования и гражданами. Известно правило, что незнание закона, если он обнародован в соответствующей общедоступной форме, не освобождает от ответственности. Нельзя ссылаться не только на неведение, но и на заблуждение по поводу содержания законов13.

Таким образом, в процессе толкования установлению подлежит не просто воля законодателя либо воля закона, а государственная воля, которая объективно выражена и закреплена в нормативных актах.

Необходимость толкования, обусловлена также особенностями внешнего оформления норм права. Правовой акт представляет собой мысль законодателя, а любая мысль не может существовать без материи. С помощью речи она находит материальную, чувственно восприимчивую форму, становится непосредственной действительностью.

Необходимость толкования нормативных актов вызывается также применением специальных юридических терминов или терминов других отраслей знания, которое не имеют аналогов в повседневной речи. Особенности формулирования предложений, которые содержат норму права, также обуславливают необходимость толкования.

Необходимость толкования права может быть вызвана и возможными противоречиями между его формой и содержанием. В таких случаях толкование является условием познания искреннего содержания распоряжений. Необходимость толкования норм права вытекает из такой из такого их свойства, как системность. Правовые акты регулируют общественные отношения не изолировано друг от друга, а совместно, между ними существуют определенные связи. Действительное содержание норм права в значительной мере зависит от других, логично связанных норм. Они могут сужать или расширять содержание толкуемой нормы14.

Толкование права необходимо также в силу противоречия между формальным характером правовых норм и динамикой общественных отношений. В силу формальной определенности правовые распоряжения остаются неизменными, в то время как общественная жизнь изменяется постоянно. Поэтому достаточно часто закон применяется существенно переделанным с момента его издания15.

Толкование должно отобразить те представления и понятия, которые связывал с данной нормой ее творец. Эти представления и понятия составляют содержание нормы и в тоже время передают мысль автора.

Поэтому задачу толкования можно еще сформулировать, как «раскрытие содержания нормы», или «развитие ее содержания», или «выяснение мысли и воли законодателя»16.

Задача толкования:

  • Раскрыть содержание правового акта, то, что выразил в ней законодатель.
  • Толкование должно обеспечить правильное и одинаковое исполнение толкованной нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможности ошибки, которые могут возникнуть при применении этой нормы.
  • Оно должно охватить юридическими нормами фактические условия жизни.
  • Устанавливать действие правового акта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Виды толкования норм права

 

 

2.1. Виды толкования норм права по субъекту

 

 

 

Как отмечалось выше, толкование права - сложный и многогранный процесс как с точки зрения технической, так и социальной. Существуют разные виды, способы, приемы, объемы толкования. Наука их подробно классифицирует по разным основаниям. В данном случае речь идет о видах толкования по субъектам, которое подразделяется прежде всего на официальное и неофициальное.

Официальное толкование дается уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами. Оно, как правило, документально оформляется в специальных актах (актах толкования) и является юридически обязательным для всех, кого это касается и вызывает определенные последствия. Такое толкование ориентирует субъектов правореализации на однозначное понимание толкуемой нормы и правильное ее применение. Разумеется, оно принимается во внимание и рядовыми гражданами17.

В свою очередь среди официального толкования выделяется ряд подвидов:

- нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное);

- аутентичное (авторское);

- легальное (разрешенное, делегированное);

- судебное.

Нормативное толкование распространяется на более или менее широкий круг субъектов и носит характер общих установок. Термин «нормативное» здесь условен. На самом деле нормативное толкование никаких новых норм не создает, а разъясняет лишь действующие. Это, как правило, судебное толкование в форме постановлений Пленума Верховного Суда, рекомендующего всем нижестоящим судам придерживаться определенных требований и ориентиров при применении того или иного закона, рассмотрении той или иной категории дел18.

В отличие от нормативного, казуальное толкование (от слова «казус», конкретный случай) касается определенного факта, дела, проступка. Оно не имеет общеобязательного значения, но его цель - правильное разрешение именно данного, чаще всего сложного, уникального случая.

Аутентичное (авторское) толкование - это толкование, исходящее от органа или должностного лица, издавших толкуемый нормативный правовой акт, т.е. это толкование органами государства своих собственных актов. Слово «аутентичный» в переводе с греческого означает подлинный, действительный, основанный на первоисточнике.

Легальным называется такое толкование, которое официально разрешено, делегировано какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции. Чаще всего это ведомственное толкование.

Судебное толкование, как это видно из сочетания слов, осуществляется судебными органами, и прежде всего Верховным Судом РФ, его Пленумом. Оно может быть как нормативным, так и казуальным. Среди судебного толкования особое значение имеет толкование права Конституционным Судом РФ, которому предоставлена исключительная прерогатива толковать Конституцию РФ и другие основополагающие акты. При этом Конституционный Суд в ходе толкования создает в отдельных случаях обязательные для всех заинтересованных лиц судебные прецеденты, выступающие уже источником права19.

Заметим здесь, что судебный прецедент не признан у нас официально в качестве источника права. Однако многие российские правоведы, ученые и практики, уже давно выступают за то, чтобы его узаконить. Председатель Конституционного Суда РФ М.В. Баглай допускает возможность судебного правотворчества: «Совершено очевидно, - полагает он, - что судейское усмотрение часто проявляет себя как форма правотворчества... Выбирая из нескольких законных вариантов решения дела один и устанавливая этот вариант в качестве единого обязывающего образца, судья тем самым создает новое право». Мнение, хотя и не бесспорное, но заслуживающее внимания, особенно применительно к деятельности Конституционного Суда, где большую роль играет судебное усмотрение.

Информация о работе Способы толкования норм права