Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:49, курсовая работа
Цель работы состоит в теоретическом и сравнительно-правовом анализе англо-саксонского и романо-германского права.
Исходя из целей работы, автор поставил перед собой следующие задачи: определить актуальность темы, уровень теоретической разработанности темы; раскрыть сущность и понятие англо-саксонского и романо-германского права и их особенности; рассмотреть влияние правового обычая в двух правовых системах, определить роль суда и значение законов в англо-саксонском и романо-германском праве; рассотреть правовую доктрину, как источник права в вышеупомянутых правовых системах.
Введение
1. Юридическая природа, сущность правовой системы
1.1 Понятие правовой системы
1.2 Классификация правовых систем
2. Характерные особенности романо-германской и англосаксонской правовой семьи
2.1 Особенности романо-германской правовой семьи
2.2 Особенности англосаксонской правовой семьи
3. Функциональные различия правовых систем
3.1 Влияние правового обычая в романо-германской и англосаксонской правовых семьях
3.2 Роль судебной практики как источника права в романо-германской и англосаксонской системах права
3.3 Значение законов для правовых систем
3.4 Правовая доктрина как источник права в романо-германской и англосаксонской правовых системах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Статья 99 Конституции РФ,
не употребляя слова «обычай», тем
не менее, закрепляет давно сложившееся
правило, согласно которому «первое
заседание Государственной Думы
открывает старейший по возрасту
депутат» [22]. Именно на основе соответствующих
обычаев изданы указы Президента
РФ о Дне государственного флага,
о символике России, о возвращении
некоторым городам и населенным
пунктам их старинных названий; введена
процедура инаугурации
В англосаксонской системе обычай сегодня проявляется в основном в казуальном праве. Например, значения технических терминов в договорах определяются обычаем. Знание коммерческого обычая очень часто помогает судье, разрешающему дела, связанные с обязательствами, вытекающими из торговых сделок. Кроме того, учитываются также местные обычаи, которые установились в разных регионах Англии до 1189 г. и действуют там поныне (хотя круг таких обычаев постепенно сужается). Например, некоторые дела требуют при их разрешении обязательного участия присяжных, как повелось еще со времен Генриха 1. Однако в Англосаксонской системе обычай только тогда считается источником права, когда он получил санкцию судьи, то есть был подтвержден судьей хотя бы в одном его решении по конкретному.
Например, обычаями в конституционном праве Великобритании являются формирование правительства из членов партии парламентского большинства, назначение лидера этой партии Премьер-министром, обязательное санкционирование монархом закона, принятого обеими палатами парламента и так далее.
Сборники обычаев, существовавшие в некоторых местностях Англии, принимались во внимание при рассмотрении дел в королевских судах. Одним из наиболее распространенных был обычай, известный под названием "английский бург", согласно которому земля по наследству переходила не старшему сыну, как при майорате, а младшему. Причем этот обычай остался в силе вплоть до 1920 г.
В основном сфера действия обычая ограничивалась частноправовыми отношениями между отдельными гражданами (т. е. сферами гражданского, семейною, земельного права). Например, в финской Карелии и в восточной Финляндии до сих пор существует обычай, согласно которому женщина должна иметь определенное количество приданого при заключении брачного договора [23].
По мере расширения государственного регулирования издавалось все больше законов, затрагивавших публичное право (государственное, уголовное, административное, процессуальное). «Однако нельзя сказать, что во всех сферах публичного права романо-германской системы обычай уступал место закону одинаково быстро» [24]. Так, в Швеции и Финляндии в Общем уложении 1734 г., в разделе, посвященном процессуальному праву, было закреплено правило, что судьи могут применять процессуальные обычаи, если в законе не предусмотрено соответствующей правовой регламентации. В Финляндии, где этот раздел Уложения действовал до 1948 г., судьям разрешалось использовать местные обычаи (подтверждая личным досмотром письменные доказательства и свидетельства специалистов).
3.2 Роль судебной
практики как источника права
в романо-германской и
Значение этого вида источник очевидна в связи с англо-саксонской правовой системой. Деятельность английских судей уже с 15 века базируется на независимости и несменяемости. Как отмечают исследователи, «важную роль в развитии системы общего права сыграли судебные отчеты, которые собирались с к. 13 века в «Ежегодниках», а в 15 веке были заменены сериями частных отчетов, составителями которых становились виднейшие английские юристы. С 1870 г. Издаются « Судебные отчеты», где публикуются решения высших судов, на которые ссылаются как на прецеденты в последующих судебных постановлениях» [25].
Исследователи традиционно провозглашают англосаксонскую правовую семью семьей судейского, а точнее – прецедентного права (caselaw), в которой исторически главная роль принадлежит такому источнику права, как судебная практика или прецедент.
Судебный прецедент - это общее официальное правило, которое устанавливается судьей при решении конкретного дела (в тексте судебного решения по конкретному делу), в том случае, когда он обнаруживает, что из всех действующих правовых норм ни одна из них не подходит к данному случаю. Это общее правило становится обязательным, частью действующего права, которое подлежит применению судами, равными по статусу данному суду, а также всеми нижестоящими судами[26].
Особое правило прецедента включает в себя следующее: решения, вынесенные палатой лордов, составляют обязательные прецеденты для всех судов; решения, принятые Апелляционным судом, обязательны для всех нижестоящих судов, и кроме вопросов уголовной ответственности. Для самого Апелляционного суда; решения Высокого суда, обязательны для низших судов и необязательны для высокого суда и суда Короны; все решения низших судов и трибуналов не являются обязательными [27].
Судебное решение
По мнению А.К. Романова недостатками
прецедента, как у источника права,
являются: строгость (прецедент не допускает
отклонений, если был признан имеющим
силу закона); опасность непоследовательности
(судьи, которые не хотят следовать
конкретному решению, могут мотивировать
это наличием незначительных различий,
якобы ими обнаруженных); громоздкость
и сложность; медлительность изменений
в праве (судебные тяжбы затягиваются
иногда, формирование права не успевает
за изменениями в жизни общества)[
Преимуществами прецедента
можно назвать: определенность (обеспечение
необходимой степени
М.Н. Марченко признает, что прецедент как источник права занимает «...весьма неопределенное, довольно противоречивое положение...» в системе романо-германского права. Также исследователь видит причины такого положения прецедента:
• Французский судья опирался на нормы римского права и кодифицированные обычаи, а позднее – на кодексы наполеоновской эпохи. Прецедент не играл существенной роли [29].
• В англо-саксонской и романо-германских системах судебные системы организованы различными способами и отмечается различная степень их централизации. Судебная система Англии (иерархия) более централизована по сравнению с судебной системой Франции, где децентрализованная судебная система препятствовала развитию доктрины прецедента.
• Неодинаковое положение судей в двух правовых системах. Так во Франции судьи пополняются «не за счет адвокатского сословия, за счет чиновников гражданской службы», и положение судьи не столь высоко, как в Англии[30].
Можно сделать определенный вывод, что судебная практика в романо-германской правовой семье не всегда признается полноценным источником права. Согласно конституционному законодательству судьи независимы и подчиняются только закону. Они не связаны с предыдущими решениями по анолигичным делам.
Воздействие общего права Англии проявляется в некоторых странах романо-германской правовой семьи. Так можно утверждать, что судебный прецедент активно используется голландскими судьями. Однако он, в отличие от аналогичного источника права Англии, не обладает обязательностью для последующего применения и менее значим, чем законодательство.
3.3 Значение законов для правовых систем
Источники романо-германского права предстают в виде строгой системы, которая включает в себя элементы: законы, подзаконные акты, судебную практику и обычаи. Р. Давид уточняет, что законы состоят из большого количества специализированных актов: конституция, международные договоры, кодексы, простые законы, регламенты, декреты, административные циркуляры [31].
А.Э. Чернооков утверждает, что «этот список дает право утверждать, что романо-германское право повлияло на российское, так как виды источников тождественны» [32].
Различные страны романо-германской правовой семьи объединены в настоящее время одной концепцией «первостепенная роль должна быть признан за законом» [33].Закон охватывает в странах данной правовй семьи все аспекты правопорядка и образует «скелет правопорядка»[34].
Ведущая роль закона в континентальном праве можно объяснить рядом причин:
• Исторически европейские нации имели старые правовые традиции, вырабатывали свое понимание права и правопорядка. Особая значимость при этом законов объясняется их стабильностью, последовательностью, четкой социальной направленностью.
• Достаточно сильное влияние государства на многие общественные отношения, что требует строгой регламентации.
• В основу содержания романо-германского
права традиционно «
В системе англо-саксонского права закон (statute) также рассматривают как один из основных источников права, но которому по исторической традиции отводилось второстепенное место. С помощью законов периодически вносились изменения или дополнения в действующее право, созданное судом, хотя формально принятый статут может изменить или отменить решение суда.
Раньше существовали ордонансы,
ассизы, провизии. В настоящее время
положение закона, например, в Англии
сильно изменилось. Закон и подзаконные
акты играют такую же роль, «как аналогичные
источники на европейском континенте»
[36]. Понятием закона охватывается: собственно
законы (статуты), акты Короны, разнообразные
и многочисленные подзаконные акты.
М.Н. Марченко определяет, что «в разряд
законов фактически относятся все
те акты, которые порождаются
Многие исследователи отмечают определенную борьбу между законом и прецедентом за верховенство в системе источников права англо-саксонской правовой семьи. В тоже время Марченко пишет, что, несмотря на рост статутного права в Англии и повышение значимости принимаемых законов, они в понимании юридического сообщества страны не стали нормой права, принимаемой на равных с судебным прецедентом [38].
Р. Давид и К. Жоффре-Спинози замечают, что закон, согласно классической, традиционной для Англии теории права, «не считается нормальной формой выражения права, а всегда является инородным телом в системе английского права»[39].
В 21 веке среди источников
права Англии и других стран общего
права резко возрастает роль делегированного
законодательства, особенно в сфере
образования, медицинского обслуживания,
социального страхования. Делегированное
законодательство – особый вид статута.
Высшая форма такого законодательства
– «Приказ в Совете» (правительственный
акт, издаваемый от имени короны и
тайного совета). Многие акты делегированного
законодательства издаются министерствами.
Их развитие обусловлено внутренними
потребностями стран, внешними причинами
(международные и
3.4 Правовая доктрина
как источник права в романо-
Правовая доктрина - это
система взглядов, представлений
о праве, о его принципах, изложенная
признанными авторитетами в области
юриспруденции. Правовая доктрина - это
теоретические положения, научные
теории юридического характера, в которых
формулируются важнейшие
Английское право использует как источник права труды выдающихся юристов, среди них можно назвать следующие имена: Гленвилл, Брактон, Блекстно. На них могут ссылаться судьи при вынесении решения. М.Н. Марченко считает, что «на современном этапе развития правовой системы Англии и других стран общего права мнения выдающихся юристов как таковые по-прежнему сохраняют свое первоначальное значение... Начиная, с конца 19 – начала 20 века все большее значение в правовых системах этих стран в качестве источников права стали иметь не столько мнения отдельных, пусть даже самых выдающихся юристов, сколько цельные систематизированные доктрины, сложившиеся в результате многолетней академической и практической деятельности теоретиков государства и права»[41]. Следует отметить, что правовые доктрины оказали значительное влияние на формирование характера и на развитие англо-саксонского права. В тоже время исследователи отмечают: «...значимость их (доктрин) в системе источников англо-саксонского права по мере развития общества и государства не только не возрастает, а наоборот, все больше уменьшается»[42].
Рассмотрим какое место занимает доктрина в системе источников романо-германского права. Многие исследователи отводят доктрине довольно значимое место. Как и прецедент, доктрина не признается в качестве формального источника права, а рассматривается как вторичный источник. В тоже время доктрина оказывает влияние не только на правоприменителя действующего права, но и на законодателя. К этому источнику обращаются члены высших и местных законодательных органов, подготавливая и проекты законов и других нормативных актов. Доктрина находится в распоряжении высших судебных инстанций при решении спорных вопросов.
Весьма значительное влияние оказывает доктрина на правотворческий и правоприменительный процесс в случаях, когда имеются пробелы в праве, когда суды рассматривают ситуацию или отношения, которые или вообще неурегулированы правом, или к ним применяются неясные и противоречивые нормы.
Доктрина, как «очень важный
и весьма жизненный источник права»
выполняет в Романо-германской правовой
семье разностороннюю и необходимую
роль, которая проявляется в