Становление РФ как правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 01:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой – разобраться в понятии правового государства.
Задачи:
-показать историю развития этого понятия;
-дать определение и обозначить признаки и характеристики правового государства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………2-4
Глава 1. Становление и развитие идеи правового государства ……..5-11
Глава 2. Основные характеристики правового государства …………..12
2.1 Определение и основы правового государства ……….…………12-13
2.2 Признаки правового государства ……………….…….…………..13-14
2.3 Основные черты правового государства ……………..…………..14-15
2.4 Основные принципы правового государства ……….…………...15-16
2.5 Система разделения властей в правовом государстве. Система разделения властей в России ………………………………………………………………17-19
2.6 Взаимоответственность личности и государства ……………….19-20
Глава 3. Практика становления правового государства в России …21-25
Глава 4. Проблемы построения правового государства в России ….….26
Заключение …………………………………………………..…………….27
Список используемой литературы ………………….……………………28

Файлы: 1 файл

Курсовая КП. Становление РФ как правового государства.docx

— 62.21 Кб (Скачать файл)

Одним из первых,  кто дал  теоретическое обоснование демократического государства,  был Спиноза. Будучи связано законами, государство обеспечивает действительные права и свободы  человека. Он утверждал,  что государство  могущественное только тогда, когда  оно  гарантирует  каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов,  и предостерегал  правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Т. Гоббс7  был защитником абсолютной монархии в Англии,  но тем не менее он разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни,  которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями.  К их числу относится обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как право делать все то,  что не запрещено законом, и тем самым закончил теоретические основы наиболее эффективного принципа  правового регулирования общественных отношений.

В трактовке Д.  Локка8,  который,  по словам К. Маркса, был "классическим  выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному", идея господства права воплощается в государстве,  где верховенствует закон,  соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида,  и осуществлено разделение властей.  Такое государство с господством права он  противопоставляет деспотизму.  "Свобода людей,  находящихся под властью правительства,  - отмечал он,  - заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это - свобода  следовать  моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон,  и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека". Обоснованный здесь Локком правовой принцип,  как и у Гоббса,  индивидуальной  свободы лишь словесно несколько расходится с последующей,  ставшей актуальной и для нас,  формулой: "разрешено все, что не запрещено законом".

Новые представления о  разделении властей получили систематическую  разработку  в творчестве Монтескье.  Различая в каждом государстве три  рода власти - законодательную,  исполнительную, судебную, он  отмечает,  что для  предотвращения злоупотреблений властью  необходим такой порядок вещей,  при  котором  различные власти могли  бы  взаимно  сдерживать друг друга.  Разделение и взаимное сдерживание  властей  являются,  согласно   Монтескье, главным  условием  для обеспечения политической свободы в её отношениях к государственному устройству.

Идеи Локка  и Монтескье  оказали заметное влияние не только на последующие теоретические представления  о правовой государственности, но  и  на  ране буржуазное конституционное законодательство и государственную практику.

Это влияние отчетливо  проявилось,  например, в Конституции  США 1787 года.  Она практически  воплощает идею правового  государства  на американском континенте. Автор "Декларации Независимости США" Джефферсон9 подвергает  критике монархическую форму правления с позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация  Независимости провозглашает,  что существуют неотчуждаемые права человека,  для обеспечения которых создается государство.

С философским  обоснованием  теории  правового государства  выступил     И.  Кант.  Центральное  место в нем  занимает  человек, личность.  Важнейшим  принципом  публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает  свободу,  равенство и  независимость  всех граждан в государстве,  которое  выступает как "объединение множества  людей,  подчиненных правовым законам".  Там, где государство действует  на основе конституционного права, отвечает общей воле народа,  там государство  правовое, там не может быть ограничения  прав граждан в области личной свободы, совести,  мысли, хозяйственной  деятельности. В правовом государстве  гражданин  должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона,  какой обладает властвующий в его отношении к гражданину.  Правовую организацию Кант так же как и Локк связывает с разделением властей на  законодательную,  принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом.

Философская концепция  Канта  оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового  строительства цивилизованного  общества.

Под влиянием идей Канта  в Германии сформировалось представительное направление, сторонники которого сосредоточили  свое внимание на разработки теории правового  государства. К числу наиболее видных представителей этого направления  принадлежали: Р. Фон Моль (1799 – 1875), К.Т. Вельнер (1790 – 1869), О. Бор (1817 – 1895), Ф.Ю. Шталь (1802 – 1861), Р. Фон Гнейст (1816 – 1895).

Гегель в своей работе «Философия права» глубоко осмыслил дал понятие гражданского общества, который органически связано с правовым государством.

Государство, согласно Гегелю,  это тоже  право,  а  именно конкретное право,  так  как оно включает в себя признание всех прав личности. Возводя государство в абсолют,  стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что такое государство  предшествует  развитию  гражданского общества. В  этом  утверждении  Маркс видел главный порок  гегелевской концепции  государства,  поскольку  в  реальной   жизни  общество возникает раньше государства, а последнее является его продуктом  и результатом развития общества. Такое государство по Гегелю характеризуется  разделением властей, что теснее связывает их с действием права.

 

Ценность гегелевских  воззрений на  государство  состоит  в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь  важную роль. В целом вся гегелевская  концепция правового государства  прямо и однозначно направлена против произвола, бесправия и вообще всех неправовых форм применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и государственной власти.

Маркс и  Энгельс поддержали и на материалистической основе развили  дальше идею Гегеля о разграничении  гражданского общества и  государства (у философов 17-18 веков гражданское  общество и государство нередко  выступали как нечто единое). Маркс  и Энгельс показали, что именно гражданское общество составляет первооснову  здания человеческого  общежития,  а  жизнедеятельность гражданского общества  есть главная движущая сила исторического прогресса, или дословно "истинный очаг и арена  всей  истории".

Маркс рассматривал  государство  и право исходя из открытой или  классовой теории общественного  развития. Согласно данной теории государство  и  право  исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов.

Прогрессивная политико-правовая  мысль  Западной  Европы в лице Исринга, Паунда, Спекира и других оттачивали элементы теории правового государства с позиции своего  времени и опыта прошлого. Большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство,  где законодатель так же подзаконен, как и гражданин.  В концепции Еллинека  государство определяется как представитель общих интересов своего народа, удовлетворяющий индивидуальным  и общечеловеческим  солидарным интересам в направлении прогрессивного развития общества.

Рассмотрим основные идеи и принципы правового  государства  с точки зрения Г.Ф.  Шершевича10. Он отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства:

     1) Для  устранения  произвола необходимо установление  норм объективного права,  которые  определяют пределы свободы каждого  и ограничивают одни интересы  и другие,  в том числе и  государственной организации, - отсюда  идея господства права в управлении.

     2) Если личная  инициатива требует простора, то  государству достаточно ограничиться  охраной субъективных прав.

     3) Чтобы   новый порядок не нарушался  самими органами власти, необходимо  строго определить полномочия  последних,  отделив от исполнительной  власти законодательную,  утвердить самостоятельность судебной власти,  и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.

Реальные гарантии правовой государственности Шершевич  видит в том, что в различное время выдвигались различные гарантии правового порядка против произвола "...а) неотъемлемое  ограничение власти;  б) принцип разделения властей; в) правовое самоограничение власти;  г) подчиненность государства стоящему  над ним праву.  В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения".

Матузов Н.И.11 выделил следующие два главных элемента в идее правового государства:

1) свободу человека, наиболее  полное обеспечение его прав;

2) ограничение правом  государственной власти.

В послеоктябрьский  период  в  России идеи правового государства  были налажены требованиями  революционного  правосознания, а затем полностью  исключены из реальной жизни.

Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма  не  воспринимала  идею  правового  государства,  считая её буржуазной, диаметрально  противоположной  классовой  концепции государства.

В последние годы в русле  реформаторских процессов произошли  серьезные изменения в научных  взглядах на государство и право.

Концептуальные положения  и пути формирования правового государства  излагаются  в трудах сегодняшних  исследователей права и государства:  С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные характеристики правового государства

 

2.1  Определение и основы  правового государства

 

Определений правового государства  на сегодняшний день существует огромное количество. Но суть их сводится к следующему:

Правовое государство  – это такая форма организации  и деятельности государственной  власти, создающая условия для  наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, и наиболее последовательного связывания с помощью права государственной  власти в целях недопущения злоупотреблений. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.

Правовое государство  основывается на верховенстве закона то есть один государственный орган, партийная или общественная организация, предписание или должностное лицо, ни один гражданин не освобождается от обязанностей подчиняться закону, соблюдать и исполнять его.

 

Рассмотрим основы правового  государства.

 

Экономической основой правового  государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных  формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной  и других) как равноправных и в  одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность  принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает  как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности  реализуется только при наличии  самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство  участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового  государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного  прогресса. В центре внимания такого государства находится человек  и его интересы. Через систему  социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Переход от тоталитарных методов  к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная  социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Нравственную основу правового  государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство - это  суверенное государство, которое концентрирует  в себе суверенитет народа, наций  и народностей, населяющих страну. Осуществляя  верховенство, всеобщность, полноту  и исключительность власти, такое  государство обеспечивает свободу  общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение  в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и  исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в  правовых рамках и только в тех  случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе  других людей.

Информация о работе Становление РФ как правового государства