Становление РФ как правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 01:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой – разобраться в понятии правового государства.
Задачи:
-показать историю развития этого понятия;
-дать определение и обозначить признаки и характеристики правового государства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………2-4
Глава 1. Становление и развитие идеи правового государства ……..5-11
Глава 2. Основные характеристики правового государства …………..12
2.1 Определение и основы правового государства ……….…………12-13
2.2 Признаки правового государства ……………….…….…………..13-14
2.3 Основные черты правового государства ……………..…………..14-15
2.4 Основные принципы правового государства ……….…………...15-16
2.5 Система разделения властей в правовом государстве. Система разделения властей в России ………………………………………………………………17-19
2.6 Взаимоответственность личности и государства ……………….19-20
Глава 3. Практика становления правового государства в России …21-25
Глава 4. Проблемы построения правового государства в России ….….26
Заключение …………………………………………………..…………….27
Список используемой литературы ………………….……………………28

Файлы: 1 файл

Курсовая КП. Становление РФ как правового государства.docx

— 62.21 Кб (Скачать файл)

Итак, правовое государство  – это организация политической власти, создающая условия для  наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного  связывания с помощью права государственной  власти в целях недопущения злоупотреблений.

 

2.2  Признаки правового  государства

 

Признаками правового  государства являются:

1.  Верховенство закона  во всех сферах жизни общества. Законы должны приниматься исключительно  демократическим путем. "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы", - указывается в ст. 15 Конституции РФ.12

2.  Деятельность органов  правового государства базируется  на принципе реального разделения  властей на законодательную, исполнительную и судебную

3.  Связанность с законом  самого государства и его органов.

4.  Эффективные формы  надзора и контроля за соблюдением законности.

5.  Взаимная ответственность  личности и государства. Равенство  сторон перед законом.

6.  Гарантированность  законных прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

7.  Политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих  в рамках конституции, наличии  различных идеологических концепций,  течений, взглядов.

8.  Стабильность законности  и правопорядка в обществе.

 

  К числу дополнительных  факторов и условий становления  правового государства, видимо, можно  отнести следующие:

·  преодоление правового  нигилизма в массовом сознании;

·  выработка высокой  политико-правовой грамотности;

·  появление действенной  способности противостоять произволу;

·  разграничение партийных  и государственных функций;

·  установление парламентской  системы управления государством;

·  торжество политико-правового  плюрализма;

·  выработка нового правового  мышления и правовых традиций, в  том числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

б)отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

в)преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

г)выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.

 

2.3 Основные черты правового  государства

 

Следует кратко рассмотреть  основные черты правового государства.

1) Основной ценностью  правового государства признается  человеческая личность, ее достоинство,  права и свободы.

2) Правовое государство  и общество. Личность – первичная,  атомарная частица общественного  организма, общества. Ее благополучие, правовая и социальная защищенность  зависят от состояния общества, его соотношения с государством.

3) Важным принципом организации  и деятельности правового государства  является принцип верховенства  закона как акта, принятого высшим  законодательным и представительным  органом, по отношению ко всем  другим юридическим актам, в  том числе и нормативным.

4) Непременным принципом  правового государства является  ответственность государства перед  личностью, в случае нарушения  государством прав и свобод  личности.

5) Одним из важных принципов  правового государства является  разделение властей. Зачатки этого  признака мы видим уже в  античном мире в демократических  Афинах, в республиканском Риме. Обстоятельно этот принцип обосновали  Д. Локк, Ш. Монтескье.

6) Политический и идеологический  плюрализм предполагает наличие  неограниченного количества партий  и политических движений в  обществе, отсутствие единой господствующей, официальной идеологии, допущение  различных идеологий, связанных  с определенным мировоззрением.

7) Важным принципом существования  и функционированием правового  государства является гласность,  открытость в деятельности государства,  свобода средств массовой информации, отсутствие цензуры.

8) Демократичное независимое  правосудие необходимый элемент  правового государства. Оно является  средством обеспечения верховенства  законов и суверенитета народов,  прав и свобод граждан.

9) Режим строгой законности  и прочного, стабильного правопорядка  с развернутой системой юридических  гарантий – это еще один  важный атрибут правового государства.

 

2.4 Основные принципы правового  государства

 

Принципы правового государства  постепенно выкристаллизовались в  политической борьбе общества против произвола государственной власти, ее вмешательства в частною и  общественною жизнь, против установления авторитарных и тоталитарных политических режимов.

Спиридонов Л.И.13 выделяет пять принципов правового государства. Но прежде всего правовое государство предполагает гражданское общество, то есть существование автономных, суверенных, свободных личностей, равных друг другу и обладающих частной собственностью на условий всей жизнедеятельности.

Принципы – это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей  совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло  бы называться правовым. Формирование их обусловлено объективными и субъективными  факторами: уровнем развития культуры, науки образования и другими  элементами, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы:

1) Принцип приоритета  права. В литературе при характеристики  правового государства очень  часто употребляется термин «господство  права» происхождение которого, очевидно, связано с английским «Rule of Low» - «Правление права» или «Господство права».

2) Принцип правовой защищенности  человека и гражданина. Сразу  следует подчеркнуть, что данный  принцип носит первичный, комплексный,  непреходящий и абсолютный характер:

· В содержательном плане  оно имеет специфические правовые признаки:

· Равенство сторон и взаимная ответственность государства и  гражданина;

· Особый тип правового  регулирования и форма правоотношения;

· Стабильный правовой статус гражданина и системы юридических  гарантий его осуществления.

3) Принцип единства права  и закона. В правовом государстве  любой нормативно-правовой акт  должен не только по форме  и наименованию, но и по смыслу  и содержанию быть правовым.

4) Принцип правового разграничения  деятельности различных ветвей  государственной власти. Власть  в государстве может олицетворять  один человек (монарх, диктатор, харизматический  лидер), она может принадлежать  группе лиц (хунте, верхушке  партийно-политического бюрократии).

Таковы главные принципы правового государства, препятствующие узурпации власти государственным  аппаратом и способствующие –  насколько это возможно в той  или иной конкретной исторической ситуации – осуществлению им общих дел. С точки зрения теории права это  и означает формула «государство – слуга народа».

 

2.5 Система разделения  властей в правовом государстве.  Система разделения властей в  России

 

Государственная власть  в правовом государстве не является абсолютной.  Это обусловлено  не только господством права,  связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная  власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь  необходимо обратиться к теории разделения властей.  Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном  органе, в руках одного лица чревато  опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить  возникновение авторитарной абсолютной власти,  не связанной правом эти  ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью  разделения властей  правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют  в рамках своей компетенции,  не подменяя друг друга; устанавливается  взаимный контроль, сбалансированность, равновесие  во взаимоотношениях государственных  органов,  осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения  властей  на законодательную,  исполнительную и судебную означает,  что каждая из  властей действует самостоятельно  и не вмешивается в полномочия другой.  При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая  возможность присвоения той или иной властью полномочий другой.  Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей.  Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий  одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

Необходимо обратить внимание на то,  что в современных демократических  государствах (таких,  как США, Германия) наряду с классическим  делением  государственной  власти на "три  власти" федеративное устройство является также способом децентрализации  и "разделения" власти, предупреждающим  ее концентрацию.

Теперь, основываясь на  Конституции  Российской  Федерации рассмотрим принцип разделения властей в России.  Ст. 10 Конституции Российской Федерации гласит:  "Государственная власть  в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,  исполнительную и судебную. Органы законодательной,  исполнительной и судебной власти самостоятельны"14.

 

К органам законодательной  власти в Российской  Федерации  относятся:

Федеральное  Собрание (Совет  Федерации и Государственная  Дума - две палаты Собрания),  Законодательные  Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации; органы власти других субъектов  Российской  Федерации;  местные  органы  государственной  власти.

К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:  

· Президент Российской Федерации;

· Совет Министров Российской Федерации;

· Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или  Законодательными  Собраниями;

· Правительство республик;

· Органы администрации других субъектов Российской Федерации.

· К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:

·  Конституционный Суд Российской Федерации;

·  Верховный Суд Российской Федерации;

· Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации;

· суды республик и других субъектов РФ;

· районные народные суды;  

· суды специальной юрисдикции.

Федеральное Собрание - парламент  Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Совет Федерации одобряет  законы,  принятые  Государственной  Думой.  Закон считается одобренным Советом Федерации,  если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов либо,  если в течение четырнадцати дней он не будет рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения закона Советом Федерации палаты могут создавать согласительную комиссию  для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.  Государственная Дума принимает законы  большинством голосов от общего числа депутатов,  если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.  Принятые законы  в течение пяти  дней передаются на рассмотрение Совету Федерации.  Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской  Федерации,  прав  и свобод человека и гражданина; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных  отношениях;  представляет  Государственной   Думе предложение о назначении Председателя правительства; ставит перед  Государственной  Думой  вопрос  об отставке правительства; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность  Председателя Центрального Банка Российской Федерации и ставит вопрос перед ней об его освобождении; формирует правительство  Российской Федерации путем назначения на должность по предложению Председателя Правительства Российской Федерации заместителей Председателя Правительства, федеральных министерств; представляет кандидатуры  для  назначения  на  должность  судей Конституционного  Суда,  Верховного Суда,  Высшего Арбитражного Суда,  Генерального прокурора Российской  Федерации;  назначает судей других федеральных судов;  формирует Администрацию Президента Российской Федерации,  назначает и освобождает ее руководителя; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации.

Информация о работе Становление РФ как правового государства