Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 01:46, курсовая работа
Цель данной курсовой – разобраться в понятии правового государства.
Задачи:
-показать историю развития этого понятия;
-дать определение и обозначить признаки и характеристики правового государства.
Введение …………………………………………………………………2-4
Глава 1. Становление и развитие идеи правового государства ……..5-11
Глава 2. Основные характеристики правового государства …………..12
2.1 Определение и основы правового государства ……….…………12-13
2.2 Признаки правового государства ……………….…….…………..13-14
2.3 Основные черты правового государства ……………..…………..14-15
2.4 Основные принципы правового государства ……….…………...15-16
2.5 Система разделения властей в правовом государстве. Система разделения властей в России ………………………………………………………………17-19
2.6 Взаимоответственность личности и государства ……………….19-20
Глава 3. Практика становления правового государства в России …21-25
Глава 4. Проблемы построения правового государства в России ….….26
Заключение …………………………………………………..…………….27
Список используемой литературы ………………….……………………28
Итак, правовое государство
– это организация политической
власти, создающая условия для
наиболее полного обеспечения прав
и свобод человека и гражданина,
а также для наиболее последовательного
связывания с помощью права
2.2 Признаки правового государства
Признаками правового государства являются:
1. Верховенство закона
во всех сферах жизни общества.
Законы должны приниматься
2. Деятельность органов
правового государства
3. Связанность с законом
самого государства и его
4. Эффективные формы надзора и контроля за соблюдением законности.
5. Взаимная ответственность
личности и государства.
6. Гарантированность
законных прав и свобод
7. Политический и идеологический
плюрализм, заключающийся в
8. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
К числу дополнительных
факторов и условий
· преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
· выработка высокой политико-правовой грамотности;
· появление действенной
способности противостоять
· разграничение партийных и государственных функций;
· установление парламентской системы управления государством;
· торжество политико-правового плюрализма;
· выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:
а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;
б)отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;
в)преодоление декоративности и декларированности юридических норм;
г)выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.
2.3 Основные черты правового государства
Следует кратко рассмотреть основные черты правового государства.
1) Основной ценностью
правового государства
2) Правовое государство
и общество. Личность – первичная,
атомарная частица
3) Важным принципом организации
и деятельности правового
4) Непременным принципом
правового государства
5) Одним из важных принципов
правового государства
6) Политический и идеологический
плюрализм предполагает
7) Важным принципом
8) Демократичное независимое
правосудие необходимый
9) Режим строгой законности
и прочного, стабильного правопорядка
с развернутой системой
2.4 Основные принципы правового государства
Принципы правового
Спиридонов Л.И.13 выделяет пять принципов правового государства. Но прежде всего правовое государство предполагает гражданское общество, то есть существование автономных, суверенных, свободных личностей, равных друг другу и обладающих частной собственностью на условий всей жизнедеятельности.
Принципы – это
1) Принцип приоритета
права. В литературе при
2) Принцип правовой защищенности
человека и гражданина. Сразу
следует подчеркнуть, что
· В содержательном плане
оно имеет специфические
· Равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;
· Особый тип правового
регулирования и форма
· Стабильный правовой статус гражданина и системы юридических гарантий его осуществления.
3) Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым.
4) Принцип правового
Таковы главные принципы правового государства, препятствующие узурпации власти государственным аппаратом и способствующие – насколько это возможно в той или иной конкретной исторической ситуации – осуществлению им общих дел. С точки зрения теории права это и означает формула «государство – слуга народа».
2.5 Система разделения
властей в правовом
Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.
С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.
Необходимо обратить внимание
на то, что в современных
Теперь, основываясь на Конституции Российской Федерации рассмотрим принцип разделения властей в России. Ст. 10 Конституции Российской Федерации гласит: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны"14.
К органам законодательной власти в Российской Федерации относятся:
Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации; органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.
К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:
· Президент Российской Федерации;
· Совет Министров Российской Федерации;
· Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями;
· Правительство республик;
· Органы администрации других субъектов Российской Федерации.
· К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:
· Конституционный Суд Российской Федерации;
· Верховный Суд Российской Федерации;
· Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
· суды республик и других субъектов РФ;
· районные народные суды;
· суды специальной юрисдикции.
Федеральное Собрание - парламент
Российской Федерации является представительным
и законодательным органом
Информация о работе Становление РФ как правового государства