Становление РФ как правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 01:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой – разобраться в понятии правового государства.
Задачи:
-показать историю развития этого понятия;
-дать определение и обозначить признаки и характеристики правового государства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………2-4
Глава 1. Становление и развитие идеи правового государства ……..5-11
Глава 2. Основные характеристики правового государства …………..12
2.1 Определение и основы правового государства ……….…………12-13
2.2 Признаки правового государства ……………….…….…………..13-14
2.3 Основные черты правового государства ……………..…………..14-15
2.4 Основные принципы правового государства ……….…………...15-16
2.5 Система разделения властей в правовом государстве. Система разделения властей в России ………………………………………………………………17-19
2.6 Взаимоответственность личности и государства ……………….19-20
Глава 3. Практика становления правового государства в России …21-25
Глава 4. Проблемы построения правового государства в России ….….26
Заключение …………………………………………………..…………….27
Список используемой литературы ………………….……………………28

Файлы: 1 файл

Курсовая КП. Становление РФ как правового государства.docx

— 62.21 Кб (Скачать файл)

Для демократического общества принцип разделения  властей особо важен и значим.  Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию,  превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает,  что все три власти одинаковы,  равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них.  Например,  превращения управленческой  власти  в  авторитарную,  а  законодательной – во "всевластие",  в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.

Но даже если соблюдено  требование разделения властей,  задействована  система  "сдержек  и противовесов",  то государство еще не обязательно  является правовым.  Поэтому мы  переходим  к следующему признаку правового государства.

 

2.6 Взаимная ответственность  личности и государства.

 

Взаимная ответственность  личности и государства - неотъемлемый признак правового государства.  В недемократическом государстве  признается только ответственность  гражданина перед  государством.  Оно как бы дарует ему права  и свободы и определяет его  статус.  В правовом же государстве,  напротив, делается акцент  на  ответственности  государственных органов и должностных  лиц перед гражданами за их посягательство на их права и  свободы.  Эта  ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих  жесткие  санкции за это.

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан  является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры  государства обязаны  обеспечить  каждому  возможность ознакомления с документами и материалами непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается  и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином.  В свою  очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Практика становления правового государства  в России.

 

Идея правового государства  имеет многовековую историю. Она  уходит корнями в античное общество. Философская основа теории правового  государства была сформулирована И. Кантом.

Сущность идеи правового  государства - его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных  особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан  от нарушения их прав государственной  властью и возмещение ущерба, нанесенного  им публичным учреждением. Главное  в идее правового государства - связанность  государства правом, гарантирующая  предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства  праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его  органов.

Важнейшей предпосылкой формирования правового государства и одновременно характерной его чертой является наличие целостной системы законодательства, охватывающей все сферы жизни  общества. Отсюда требуется прежде всего динамичное правовое регулирование общественных отношений посредством научно обоснованных правовых норм, отвечающих объективным потребностям всестороннего прогресса общества.

В демократическом государстве  право должно быть равным для всех граждан масштабом их поведения. Поэтому подлинно правовым может  быть лишь такое государство, в котором  обеспечено равенство всех его граждан  перед законом.

Конституция 1993 г. является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы  права и системы законодательства.

Конституция РФ отражает общие, родовые черты, присущие природе  этого вида нормативных правовых актов.

Конституцию как нормативный  правовой акт, занимающий самостоятельное  и особое место в правовой системе  современного демократического государства, от всех других правовых актов традиционно  отличают следующие черты:

1) особый субъект, который  устанавливает конституцию или  от имени которого она принимается;

2) учредительный, первичный  характер конституционных установлений;

3) всеохватывающий характер  конституционной регламентации,  т.е. тех сфер общественных  отношений, воздействие на которые  она распространяет;

4) особые юридические  свойства: верховенство, высшая юридическая  сила, порядок принятия, внесения  поправок, специфические формы охраны  и другое.

Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ 1993 г. принципа ее верховенства на всей территории России означает прежде всего утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. В признании верховенства Конституции заложена не свойственная прежним, советским конституциям идея подчинения государства конституции, праву.

Идея писаной конституции  впервые возникла в Англии, которую  Маркс метко охарактеризовал  как "демиурга буржуазного космоса". Однако данная идея не была воплощена  в жизнь, и эта страна до сих  пор не имеет писаной конституции  как единого акта.

Практически первыми конституциями  считаются Конституция США 1787 г., а также принятые в 1791 г. Конституции  Франции и Польши.

Происхождение самого термина "конституция" (что означает - учреждение, установление) научно не определено.

Наряду с термином "конституция" применялось на первоначальных этапах ее становления и наименование "основной закон"

Советские конституции воспроизводили оба эти термина и имели  следующие наименования: Конституция (Основной Закон) РСФСР (1918 г.), Основной Закон (Конституция) СССР (1924 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1936 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1977 г.).

В сущности Конституции 1993 г. заложены другие начала - не классовые, а общедемократические. По своему источнику  она является народной конституцией, поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.

Неприменима к Конституции  РФ 1993 г. и трактовка конституции  как общественного договора, который  требовал поголовного, единого, всеобщего  согласия всех для принятия конституции, а несогласным даже предписывалось покинуть государство или считать  себя иностранцами.

 

В нашей стране идеям о  правовой государственности предшествовали и оказали влияние на их формирование разработки И.Т. Посошкова, изложенные в его «Книге о скудности и богатстве» (1724 г.), С.Е. Деснитского в «Представлении об учреждении законодательной, судительской и наказательной власти в Российской империи» (1768 г.), реформаторские проекты М.М Сперанского, а также революционные высказывания А.К Радищева, декабристов П.И Пестеля и Н.М Муравьева, демократов А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского. В одних случаях это были предложения об «усовершенствовании абсолютизма», в других речь, как правило, шла о республиканской форме правления, о праве на участие в государственных делах.

Реальные демократические  преобразования в праве  начались  со  второй  половины 80-х годов  в годы перестройки,  особенно после  поражения августовского (1991 г.) путча.  Получил общее признание принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные  институты и положения,  стали  развиваться  демократическое законодательство,  система  правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена  на  утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы,  независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина,  исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита  прав  и свобод,  чести и достоинства человека  -  главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает  создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений,  равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В качестве одной из важнейших  задач,  связанной с формированием  правового государства,  следует  рассматривать развитие и совершенствование  законодательства,  формирование новой  по существу правовой системы. В последнее  время приняты очень многие законодательные  акты, создающие основы для дальнейшего  развития нашего государства как  демократического,  правового. Это  Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина,  закон о гражданстве,  закон  о собственности,  Конституция  Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

В течении долгих десятилетий в нашей стране  действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий.  Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает  развитое гражданское  общество,  в котором взаимодействуют различные общественные организации,  политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.  Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического,  политического многообразия (плюрализма),  многопартийности.  Поэтому одним из  путей формирования  правового государства,  одним из направлений этой работы является  развитие  гражданского  общества,  выступающим важным звеном между личностью и государством,  в котором реализуется большая часть прав и свобод человека;  утверждение принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором,  определяющим во многом успех многих преобразований  в  государственной  и политической жизни нашего общества,  является уровень политической и правовой культуры  в обществе.  Необходимо  избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился  в последнее время не только у  граждан,  но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции,  закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства. Также важным вопросом является повышение авторитета Конституции, как основного закона, принятого  народом.

Сейчас на  территории  распавшегося  СССР происходят сложные  процессы в развитии государства  и права - становление в новых "независимых  государствах"  государственных  и  правовых систем,  соответствующих  требованиям современного гражданского общества.  Это развитие все более осложняется из-за  того,  что общество переживает жесточайший  экономический и социальный кризис,  существенно отразившийся на уровне жизни  людей  и  резко высветивший  те негативные последствия, которые  породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства. Одним  из важнейших вопросов в связи  с этим является построение единого  правового пространства, верховенство закона на всех уровнях и во всех субъектах власти.

Перечисляя проблемы, имеющиеся  на пути построения правового государства  в России, нельзя не отметить проблему зачастую неэффективности форм надзора  и контроля за соблюдение законности властными структурами. Например, в  России сейчас абсолютно не контролируется народом судебная власть.

Большой проблемой обернулось для неподготовленного гражданского общества появление многообразия форм собственности предприятий, учреждений, организаций. Работники зачастую оказываются  совершенно бесправными. Действует  принцип – «если вам что-то не нравится, то вы здесь больше не работаете». В связи с этим важной задачей  является построение демократии в трудовом коллективе.

Перспективным и активно  развивающимся направлением является развитие местного самоуправления как  самоуправления народы, предоставление гражданам самим себя обеспечивать и добиваться своего процветания.

Таким образом, для становления  правового государства в России необходимо сделать еще очень  многое (а перечислены только некоторые  проблемы), но альтернативы правовому  государству для нас, принявших  ценности западной цивилизации, нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Проблемы построения правового государства в России

 

В нашей стране при характеристике взаимоотношений государства с  гражданами многие годы было принято  подчеркивать их ответственность перед  государством, рассматривать права  и свободы как своеобразный дар  государства гражданам, за который  они ему должны быть благодарны.

Российская Федерация, провозглашенная  Конституцией правовым государством, на деле таким государством пока не является. В стране все еще не обеспечено верховенство закона.

В Российской Федерации отсутствует  эффективная система защиты человека от произвола государства. Граждане России далеко не всегда могут безболезненно, в короткие сроки восстановить свои нарушенные права, защитить свои законные интересы.

Помимо объективных сложностей переходного периода, это во многом объясняется тем, что государственные  и муниципальные органы не используют весь имеющийся в их распоряжении арсенал организационных и юридических  методов для защиты прав граждан, для оказания им правовой помощи. До сих пор многие из этих органов  еще не могут привыкнуть к тому, что не только граждане, но и власть ограничены правом.

Не адаптировались к новой  обстановке, складывающейся в России, и многие граждане, которые не знают, как в новых условиях отстаивать свои права, к кому обращаться в тех  или иных случаях, каковы обязанности  различных государственных органов  в отношении защиты их прав, а  государственные и муниципальные  органы не оказывают помощи гражданам  в ориентации их в окружающей социальной среде. Вот почему построение в России правового государства потребует больших усилий и государства, и его граждан в преодолении всех этих трудностей и недостатков.

Информация о работе Становление РФ как правового государства