Становление РФ как правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 01:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой – разобраться в понятии правового государства.
Задачи:
-показать историю развития этого понятия;
-дать определение и обозначить признаки и характеристики правового государства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………2-4
Глава 1. Становление и развитие идеи правового государства ……..5-11
Глава 2. Основные характеристики правового государства …………..12
2.1 Определение и основы правового государства ……….…………12-13
2.2 Признаки правового государства ……………….…….…………..13-14
2.3 Основные черты правового государства ……………..…………..14-15
2.4 Основные принципы правового государства ……….…………...15-16
2.5 Система разделения властей в правовом государстве. Система разделения властей в России ………………………………………………………………17-19
2.6 Взаимоответственность личности и государства ……………….19-20
Глава 3. Практика становления правового государства в России …21-25
Глава 4. Проблемы построения правового государства в России ….….26
Заключение …………………………………………………..…………….27
Список используемой литературы ………………….……………………28

Файлы: 1 файл

Курсовая КП. Становление РФ как правового государства.docx

— 62.21 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение …………………………………………………………………2-4

Глава 1. Становление и  развитие идеи правового государства ……..5-11

Глава 2. Основные характеристики правового государства …………..12

2.1 Определение и основы  правового государства ……….…………12-13

2.2 Признаки правового  государства ……………….…….…………..13-14

2.3 Основные черты правового  государства ……………..…………..14-15

2.4 Основные принципы правового  государства ……….…………...15-16

2.5 Система разделения  властей в правовом государстве.  Система разделения властей в  России ………………………………………………………………17-19

2.6 Взаимоответственность  личности и государства ……………….19-20

Глава 3. Практика становления  правового государства в России …21-25

Глава 4. Проблемы построения правового государства в России ….….26

Заключение …………………………………………………..…………….27

Список используемой литературы ………………….……………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Там, где отсутствует  власть закона,

нет места и форме государственного строя»

Аристотель1

 

Введение

 

Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения  личности и государства, сочетание  их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять высший закон для государства.

Ведь государство, так  же и как всякий иной социальный институт, можно использовать по-разному, в различных целях. Оно может  служить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам, но может действовать и в интересах  всего общества. В первом случае оно выступает в роли «хозяина», во втором – в роли «слуги». Термин «слуга»  используется для того, чтобы показать его служебное положение, ведь в конечном счете данный институт существует не ради самого себя (не государство ради государства), а ради общества, в целях создания благоприятных условий для развития личности. Именно общество (налогоплательщики) содержит государство, которое выступает лишь политической частью общества, исторически призванной и обязанной его организовывать.

Государство, подобно любому явлению, способно привносить в жизнедеятельность  не только плюсы (позитивные результаты — упорядоченность, гарантированность  прав и свобод человека и гражданина, безопасность и т.п.), но и минусы (негативные последствия — бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор).

С возникновением государства  значительная часть оказалась неудовлетворенной  тем, что данный социальный институт использовался вовсе не всегда в  общественных интересах, что его  сила, энергия, власть употреблялись  не на общее благо, а в целях  узкого круга лиц, групп, классов. В  таких ситуациях государство  из «слуги» общества превратилось в  его «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол. Подобные обстоятельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоотношения человека и государства, давали весомые основания для обозначения данных государств в виде тираний и деспотий.

Государство и право теснейшим  образом связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство - это совсем особый тип взаимоотношений права и государства.

Правовое государство  – это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали  правового государства. Хотя, как  полагают некоторые юристы, идея правового  государства уходит своими корнями  в античное общество.

Термин «правовое государство» появился в России еще в XIX веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. В ходе перестройки термин «правовое  государство» стал употребляться в  качестве одного из типов государства, но Россия еще не была таковой. И  только Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 года закрепила  данный термин.

В последнее время очень  много говорится о правовом государстве, о построении правового государства, но создается впечатление, что не каждый понимает, что же включает в себя это понятие, на чем оно основывается, какова его история. Не каждый знает также, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования. Российское же общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны разобраться, что же необходимо для нашего процветания, позаботиться о своей обеспеченности.

В России процесс формирования правового государства можно  подразделить на несколько этапов.

Первый этап начался в  начале 90-х годов, когда в Конституцию  РСФСР (1978 года) вносились изменения, которые коренным образом изменили действовавшие государственные  институты, социально-экономические  и политико-правовые отношения.

Второй период начался  с принятия новой Конституции  РФ принятым всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В статье 1 Конституции  РФ закреплено, что «Российская Федерация – есть демократическое, федеративное правовое государство с республиканской формой правления»2.

Но, не следует принимать  на веру, утверждение  «Россия есть правовое государство». Это оправдано в связи с тем, что названное понятие вошло в лексикон отечественной теории государства и права, закреплено Конституцией РФ.

В России концепция правового  государства развивалась в трудах ученых-юристов либеральной школы  – Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского, Б.А. Кистяковского. Специальные исследования посвятили этой теме, в частности, В.М. Гессен (Теория правового государства.), С.А. Котляревский (Власть и право. Проблема правового государства.) и другие.

Теория правового государства  вовсе не застывшая догма. Она  развивается и сегодня, постоянно  наполняясь новым содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и  политического опыта.

Актуальность в  том, что  Россия является молодой преемницей основ правовой государственности.

Цель данной курсовой – разобраться в понятии правового государства.

Задачи:

-показать историю развития  этого понятия; 

-дать определение и  обозначить признаки и характеристики  правового государства.

Объект и предмет изучения – правовое государство.

Для решения поставленных задач, были использованы следующие  методы исследования – изучение литературных источников и Конституции РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Становление  и развитие идеи правового государства

Общественным сознанием  правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, правом ограничивается и через право реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, не достаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.

Истоки идеи о правовом государстве следует искать в  тех временах, когда человеческая цивилизация находилась в колыбели. Уже тогда человек пытался  уяснить и усовершенствовать  формы общения и несвободы, добра  и зла, справедливости и несправедливости. Человечество вынуждено было снова  искать оптимальные формы соотношения  уже между личностью, государством и гражданским обществом, пути разумного  сочетания и удовлетворения их потребностей и интересов, привлекая для этого  право.

Уже в древности начинаются поиски принципов,  форм и конструкций  для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и  согласованного взаимодействия права и власти.  В процессе углублявшихся представлений  о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей.

Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини Правосудия (с повязкой на глазах, с  мечом и весами правосудия),  олицетворяющей единение силы и права: охраняемый богиней  порядок в равной мере обязателен для всех. По представлениям древних  этот образ правосудия (остающийся,  кстати говоря,  и сегодня наиболее подходящим символом для правового  государства) выражает  смысл  и  идею не только справедливого суда как специального органа,  но и идею справедливой государственности вообще (справедливой организации власти в человеческом обществе).

Целый ряд положений,  значимых для последующих представлений  о правовом государстве,  был разработан уже античными авторами. В их числе положения о власти закона как сочетании силы и права (Аристотель и  другие);  о  различении правильных и неправильных форм правления,  о смешанном правлении и о роли права в типологии государственных форм (Сократ,  Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон);  о соотношении естественного и волеустановленного права (Демокрит,  софисты и др.);  о равенстве людей по естественному праву (некоторые софисты,  римские юристы);  о праве как мериле  справедливости  и регулирующей нормы политического общения (Аристотель); о государстве (республике), как "деле народа", как правовом  общении и "общем правопорядке" (Цицерон);  о сферах частного и публичного права;  о свободном индивиде  как юридическом лице, субъекте права (римские юристы).

В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают проблемы политическом власти и  её  формально равной для  всех правовой организации в  виде упорядоченной системы разделенных  государственных властей,  соответствующей  новому отношению  социально-классовых  и политических сил.  Юридическое мировоззрение нового восходящего класса  требовало утверждения новых представлений о свободе человека посредством режима господства права и в частных,  и в публично-политических отношениях.

В период начавшегося разложения феодализма  идеи  правовой государственности  с  позиции  историзма  изложили прогрессивные мыслители того времени  Н. Макиавелли3 и Ж. Боден4.

В своей теории Макиавелли на  основе  многовекового  опыта  существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики,  осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени.  Цель государства он видел в  возможности  свободного  пользования  имуществом  и обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах  предпочтение  отдавалось  республике, так как  именно  республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.

Боден же  определяет  государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по  его мнению,  состоит в том,  чтобы обеспечить права и свободы.

В период ранних буржуазных революций в разработку  концепции  правового  государства  значительный  вклад  внесли философы-мыслители  и просветители,  такие как  Г.  Гроций5, Б. Спиноза, Т. Гоббс,  Ш.  Монтескье, Д. Дидро6, П. Гольбах, Т. Джефферсон и многие другие.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права.  Правовые институты феодализма Гроций считал противоречащими природе человека, поэтому он выдвинул требования нового  права,  "отвечающего законам разума".  Целью государства он считал охрану частной собственности, посредством таких правоустановлений,  которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.  Источником любой формы государства по учению Гроция является общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления,  но, избрав её, народ обязан повиноваться правителям.

Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть возникает как продукт общественного договора,  который придает обществу организованную политическую форму.  Люди  лишь  частично передают государству свою естественную независимость,  с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном. "Лишь нация есть истинный суверен;  истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти".

Главная цель государства,  по Дидро,  есть обеспечение неотъемлемых прав  граждан  и их счастья.  Идеи Дидро продолжил и обосновал  Кант в своей теории правового  государства.

Информация о работе Становление РФ как правового государства