Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:28, курсовая работа
На современном этапе жизнь и законодательство не могут бть вполне понятны и ясны для граждан, если не знать его предшествующую судьбу и историю, так как везде и во всем последующее имеет тесную связь с предыдущыим, в последующем, современном всегда еще много остается от предшествовавшего, прошедшего его исторического его наследия.
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Александровский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Теория государства и права |
Тема |
Становление системы российского законодательства |
Фамилия студента |
Иванова |
Имя студента |
Марья |
Отчество студента |
Андреевна |
№ контракта |
06603080101004 |
На современном этапе жизнь и законодательство не могут бть вполне понятны и ясны для граждан, если не знать его предшествующую судьбу и историю, так как везде и во всем последующее имеет тесную связь с предыдущыим, в последующем, современном всегда еще много остается от предшествовавшего, прошедшего его исторического его наследия.
В законодательстве данная взаимосвязь предшествующей истории с последующей современностью еще яснее: каждый последующий законодательный памятник (за исключением немногих) есть не что иное, как развитие предшествовавших памятников, служившим для них либо дополнением, либо объяснением, либо ограничением и отменой.
Законодательные сборники или кодексы составляются именно из законов всего предшествовавшего времени, которые еще не потеряли своей силы и актуальности.
Для комплексного анализа и оценки развития законодательства предполагается всесторонний учет факторов, влияющих на его состояние и тенденции развития. Это могут быть как положительные, так и отрицательные факторы, как временные, так и постоянно действующие. Большое значение имеет «внеправовая сумма факторов». Это непосредственно объективная социально-экономическая обстановка в стране.
Кроме того, на содержание законодательства влияют такие экономические потребности и процессы, как:
крайне противоречивые и сложные процессы характеризуют состояние ныне действующей системы российского законодательства. Данное обстоятельство связано с тем, что экономические, политические и социальные реформы, которые проводятся в России, требуют более интенсивного законотворчества, его эффективного и всестороннего влияния на происходящие в стране процессы преобразования.
Развитие законодательства необходимо направить на реализацию положений Конституции Российской Федерации. В недавнем прошлом существовал некоторый пробел между Конституцией и существующим в то время законодательством.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что происходящие изменения в государственном устройстве России и в жизни российского общества привели к необходимости регулирования новых, не существовавших ранее, отношений, либо она не регулировались правовыми нормами в принципе.
Определенный интерес вызывает исследование федеративной системы Российского законодательства. Так, в федеративном государстве выделяется два уровня системы законодательства, данное обстоятельство является отличительной особенностью федеративного государства:
Однако, система законодательства субъекта федерации, при этом, находится в весьма непростом соотношении с федеральной системой законодательства.
Объектом курсовой работы стали общественные отношения, которые возникают в сфере совершенствования и становления современной системы российского законодательства, а так же в ходе его исторического развития.
Предмет работы – это рассмотрение:
Цель курсовой работы – это всестороннее правовое исследование института становления, совершенствования и развития российского законодательства.
Для достижения цели, необходимо решить ряд поставленных задач:
Рассмотреть особенности становления российской системы законодательства
Определить разнообразные виды структурирования российского законодательства
Выделить основные перспективы и проблемы развития российского законодательства
Законодательство – это такой вид исторических источников, который объединяет санкционированные верховной сластью нормативные документы.
История системы российского законодательства и, как следствие, история государственной власти и управления в России составляют основу многих современных и исторических социальных и политических проблем. Так, активным спросом при исторических и историко-юридических исследованиях пользуются материалы российского законодательства XVIII-XIX вв. однако при этом они остаются практически не освоенными как целое, как своего рода законодательная система.
Законодательство относится к тем видам источников, которые не возникают в новое время, а переходят из предыдущего периода.
Для более детального
изучения становления современной
системы Российского
Возвращаясь к истокам возникновения источников права, обратимся к Московскому государству. Исходя из особенностей жизнедеятельности того времени с определенной долей уверенности можно утверждать, что одним из главных источников права в Московском государстве являлся обычай. Так, согласно Сергеевичу В.И – главной силой в Московском государстве был обычай, которая не только сохраняла накопленный опыт, но и способствовала созданию новых норм права. Так, вплоть до XVI в. великие князья московские осуществляли свои распоряжения ссылаясь на прошлый опыт. Однако они не понимали, что тем самым они закладывают основу для современного законодательства. находят нужным оправдывать свои распоряжения ссылкой на старину..
С выходом Судебник 1497 г. Начался новый этап в становлении системы российского права и юриспруденции в целом. В свое время он был создан как юридический сборник для всей Руси. Содержание было составлено:
1. из материалов предшествовавшего законодательства: уставные грамоты, Псковская судная грамота, Русская Правда,
2. из новых норм.
В Судебнике 1497 г. насчитывалось 40 статей, т. е. более 3/5 части всего состава Судебника, не стоят ни в каком взаимодействии с памятниками, дошедшими до наших времен. Помимо этого, в качестве источников в Судебнике 1497 г. выступает судебная практика и обычное право русского общества. Следовательно, такой юридический сборник был создан с целью развития дальнейших навыков преобразования (компиляции) законодательных материалов, различной его группировки, для приспособления к меняющимся политическим и социально-экономическим условиям разработка приемов модификации правовых норм и их переработка.
Однако, для успешного решения поставленной задачи было необходимо совершенствовать навыки правотворчества, а также приобретения навыков формулирования новых правовых норм. Судебник того времени являлся не только документом с содержанием старого материала, он, помимо этого, являлся сборником, провозглашающем новые правовые принципы в Московском государстве.1
Следующей попыткой систематизировать полученные знания и навыки было создания Судебника в 1550 г., которому большое внимание уделяла дореволюционная историография. Толкователями данного судебника Татищевым и Калачовым отмечено, что данный документ является звеном, необходимым для понимания истории Российского законодательства.
К источникам Судебника 1550 года Калачов относит предшественника – Судебник 1947 г., а также уложения, либо уставные грамоты, составленные на его основании, а также грамоты жалованные, таможенные, губные. Согласно Калачову Судебник 1550 г., по своему содержанию представляет собой кодекс, который определяет формальную внешнюю сторону права, такую как судопроизводство. Малое количество норм гражданского и уголовного объясняются господством обычного права в этих областях.
Одним из главнейших источников Судебника 1550г. Стало законодательство, которое охватывало промежуток времени между первым и вторым судебником. Создание Судебника 1550 г. Предполагало отбор из предшествующего ему законодательства исключительно тех законов, которые удовлетворяли политике Ивана IV. Утверждение судебника происходило во время поведения масштабных реформ и поэтому он являлся правовой основой для их проведения. Состоял документ из 100 статей и по разнообразию регламентируемых ситуаций и изобилию правовых институтов он весьма превосходит Судебник 1497 г.
Более подробно и обстоятельно в нем представлены отношения крестьян и дворянства. Основное его предназначение – достижение общегосударственной стабильности после сословных столкновений.
Значение правовых принципов, закрепленных в нем, было настолько велико, что царь в момент учреждения опричнины (1565 г.) настойчиво добивался разрешения не принимать их во внимание, желая развязать себе руки при переходе к опричному террору.
Со смертью Ивана IV правительство Российской империи пыталось восстановить правовые принципы, которые были закреплены в Судебнике 1550 года. Так, во второй половине XVII века, была предпринята попытка создать обновленный общегосударственный документ – Уложение. Таким образом, вновь созданное законодательное положение предполагалось должно было установить порядок на Руси, установить единство права во всем государстве, а также свести к минимуму последствия смутного времени.
Создателем Соборного уложения 1649 г. Считается царь Алексей Михайлович, который принял данное после совета с Боярской думой и освещенным собором
Соборное уложение 1649 г. стало первым в России юридическим сборником, выпущенным в свет в печатном виде.
Конец века XVIII и начало века XIX в отмечены более прочной правоустановленностью в истории становления российского законодательства, также отмечается большая его структурированность. Главные направления деятельности были определены еще при функционировании Уложенной комиссии Екатерины II.
Комиссия должна была составить общегосударственные законы, которые действовали бы на всех территории Российской империи. Из числа всех действующих законов необходимо было выбрать наиболее полезные для народа, и соответствующие естественным условиям страны и духу нации. 2
В 1810 году началась процедура осуществления проекта, в это же время был создан Государственный совет. Данный орган рассматривал подготовительный проект первой части гражданского Уложения, внесенного Сперанским, несколько позднее – проект второй части. Несмотря на бурную критику обеих частей Государственным советом, в 1812 году был внесен проект третьей части Уложения.
Тем не менее, император Николай I, кодифицирую русское право по стопам своих предшественников, настаивал на создании и реализации Свода законов, а не нового Соборного уложения. В связи с этом Уложенная комиссия была реорганизована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества в 1826 г.
На основании кодекса Юстиниана путем применения подхода к кодификации права – сведение всех существующих (действующих и недействующих) законов воедино и без изменений было создано новое Уложение.
На основании изданного в 1811 г. Акта - «Общее учреждение министерств», подготовленного М.М. Сперанским, высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти признавалась власть министров.
В XIX - начале XX в. в России уже была довольно развита система законодательства. Однако множество законов не обеспечивало режима законности, российской действительности было свойственно пренебрежение законом. Народ был убежден, что сами власти злоупотребляли законом.
В результате становления, систематизации и структурирования в период с 1917 года по 1993 год, советского законодательства, во время начала активной социально-экономической перестройки системы законодательства России, последнее включает в себя основные моменты, которые присущи системе законодательства современной России.
Таким образом, глубокая систематизация законодательства, выраженная в разделении всех законодательных норм на отраслевые блоки, была проведена именно в советское время. В результате, законодательство структурно подразделялось на законодательство республик в составе СССР и общесоюзное.
Во всех отраслях права, правовое регулирование отношений в РСФСР производилось законами РСФСР которые были приняты в соответствии с Конституцией РСФСР, кроме того в законодательство данного периода были включены кодифицированные нормативно-правовые акты, однако, все законодательство не могло противоречить общесоюзным Конституции СССР и законам.
Особая разница наблюдается только в правоустановлениях, которые выражены в политических и социально-экономических приоритетах, трактующихся советским правом – как социалистические, а российским – как отношения, построенные на частной собственности.
Информация о работе Становление системы российского законодательства