Становление системы российского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе жизнь и законодательство не могут бть вполне понятны и ясны для граждан, если не знать его предшествующую судьбу и историю, так как везде и во всем последующее имеет тесную связь с предыдущыим, в последующем, современном всегда еще много остается от предшествовавшего, прошедшего его исторического его наследия.

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

В первых годах после Октябрьской революции были проделана работа по кодификации советского права. Так, в 1918 году были приняты:

  • Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве
  • Кодекс о труде.

В 1922 году –

  • Гражданский,
  • Уголовный,
  • Уголовно-процессуальный,
  • Земельный кодексы,

в 1923 году - Гражданско-процессуальный кодекс.

Данная кодификация  была первой кодификацией социалистического права в истории человечества, причем кодификацией, которая была осуществлена невиданно быстрыми темпами.

Также кодификация 20-х годов воплотила в себе созданную систему социалистического права в результате победы Октябрьской социалистической революции. То обстоятельство, что советское право в первые годы после победы Октябрьской революции было воплощено в кодексах, говорит о том, что уже в эти годы в СССР создается система нового, социалистического права.

В результате осуществления  первой советской кодификации был  накоплен опыт, который широко использовался  впоследствии в процессе проведения в других государствах социалистического  типа кодификационных работ. 3

Значение первых кодексов для Советского государства состояло также и в том, что для соответствующего текущего нормотворчества они явились основой. Так как, данная деятельность опиралась на кодексы, она приобретала более целеустремленный и организованный характер.

Помимо достоинств кодификация советского права, также имела и недостатки.

Данные недостатки относятся, прежде всего, к неполноте первой кодификации - неполноте первоначальной и неполноте последующей.

Неполнота кодификации  проявилась в том, что в некоторых отраслях советского права кодексы отсутствовали

Первоначальная неполнота проявляется и при ознакомлении со структурой некоторых кодексов. Так, Гражданский кодекс с самого начала не включал в себя такие важнейшие разделы гражданского права, как авторское и изобретательское право, а также нормы, которые направлены на урегулирование транспортных и некоторых других договорных отношений.

Относительно последующей  неполноты, она была обусловлена  тем, что уже после кодификации  права были созданы важнейшие новые институты советского права, которые остались за пределами кодексов, к которым они, тем не менее, относились по содержанию.

Другой существенный недостаток появился ввиду того, что издание новых, не включенных в кодексы, законов, и внесение некоторых изменений в тексты самих кодексов редко сочетались с проведением необходимых работ по согласованию уже осуществленной кодификации с нововведениями более позднего времени. В связи с этим появились некоторые элементы несогласованности как внутри кодексов, так и между отдельными кодексами4.

2. Понятие системы законодательства и её структура

 

 

Теория права систему законодательства понимает как совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, обладающие согласованностью действий и внутренним единством, исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач.

Для обеспечения доступности и удобства пользования субъектами и правом реализации, система законодательства как совокупность нормативных правовых актов связана с классификацией и систематизацией правового материала.

Систематизация законодательства - это упорядочение, приведение действующих  нормативных актов в единую, согласованную, целостную систему.

Под законодательством  в широком смысле понимается совокупность законов и подзаконных актов. В свою очередь, по уровню юридической силы законодательство делится на:

  • законы,
  • нормативные указы главы государства и другие.

А по сферам регулирования  общественных отношений –

  • на гражданское,
  • трудовое,
  • семейное и другие.

Результатом, следствием систематизации является непосредственно система законодательства (Приложение Б), кроме того она выступает как органическое свойство законодательства.

Федеральное законодательство включает в себя

  • Конституцию Российской Федерации,
  • нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти
  • международные договоры, участниками которых является Россия.

Законодательство субъектов  Российской Федерации включает в  себя

  • конституции (уставы) субъектов Российской Федерации
  • иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
  • нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Законодательство Российской Федерации составляют Федеральное  законодательство совместно с законодательством  субъектов Российской Федерации.

Нормативный правовой акт лежит в основе системы законодательства, который оформляет решение полномочного органа государства. Понятие внешней формы права применяется к нормативному акту. Тем, в какую внешнюю форму он облачен, определяется юридическая сила нормативного акта, прежде всего - закона или какого-либо подзаконного акта. 5

Система законодательных  актов представляет собой иерархию по признаку внешней формы. Конституция государства лежит в основе этой системы, которая является, в свою очередь, важнейшим иерархическим актом.

Так, система законодательства постоянно развивается. Внутренняя согласованность, логичность являются неотъемлемыми атрибутами Законодательства. С помощью систематизации законодательства достигается согласованность правовых норм, устранение противоречащих друг другу и дублирующих нормативных правовых актов.

Основной элемент системы законодательства - отрасль законодательства – это системная совокупность нормативных правовых актов, которая регулирует сферу сходных общественных отношений.

Существуют три основные формы систематизации законодательства:

  • кодификация,
  • инкорпорация
  • консолидация.

Кодификация - подготовка нового комплексного (сводного) законодательного акта, обладающего системным характером, который предназначен для регулирования наиболее важных сфер общественных отношений на протяжении длительного времени. Виды кодификации:

  • всеобщая,
  • отраслевая
  • специальная (комплексная).

Кодификация является наиболее совершенной формой систематизации законодательства.

Инкорпорация - это такая форма систематизации законодательства, которая достигается путем объединения нормативных актов определенного уровня, не внося, при этом, изменений в их содержание в определенном порядке. Виды инкорпорации:

  • официальная,
  • официозная (полуофициальная)
  • неофициальная.

Консолидация - это такая форма систематизации законодательства, которая выражается в объединении, в логической последовательности без внесения изменений в их содержание, блока законодательных актов которые предназначены регламентировать определенный вид общественных отношений в единый документ.

Система законодательства (Приложение А) носит субъективный характер. Следовательно, рассматривая структуру законодательства необходимо учитывать субъективные факторы:

  • федеративное устройство государства,
  • сложившуюся структуру государственного аппарата,
  • степень разработанности уже имеющегося законодательства,
  • волю законодателя и пр.

В зависимости от специфики выделяется:

  • отраслевая (горизонтальная),
  • вертикальная (иерархическая)
  • федеративно-территориальная система законодательства.

Основой отраслевой (горизонтальной) системы законодательства являются два критерия:

  • система права
  • система отраслей государственного управления.

Исходя из указанных  критериев, горизонтальная плоскость системы законодательства делится на:

  • отрасли законодательства, которые соответствуют отраслям права (конституционное право – конституционное законодательство, гражданское право – гражданское законодательство и т.д.),
  • комплексные отрасли законодательства, которые выделены относительно сфер государственного управления социальными отношениями и экономикой (транспортное, природоохранительное, сельскохозяйственное законодательство и пр.).

Комплексная отрасль  законодательства – это своеобразная нормативная совокупность актов над основной, базовой отраслью либо отраслями законодательства. Последние представлены, как правило, в виде отраслевых кодексов (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.). Следовательно, горизонтальная (отраслевая) структура законодательства России состоит из образований разного уровня: надотраслевых массивов (комплексных отраслей), основных отраслей, подотраслей, институтов законодательства, нормативных актов6.

Основополагающими законами управляются те отрасли законодательства, которые совпадают по содержанию с отраслями права. Комплексные отрасли законодательства имеют двойное управление: как со стороны стоящего во главе комплексного закона, так и со стороны соответствующих отраслевых основополагающих законов.

Классификатор правовых актов, утвержденный Указом Президента РФ № 511 от 15 марта 2000 г в определенной мере раскрывает отраслевую структуру законодательства. Однако, он является только средством эффективной организации поиска правовой информации, поэтому его не следует использовать как основание для определения отраслевой структуры законодательства.

Юридическая сила является главным признаком, которая определяет место нормативно-правового акта в иерархической структуре законодательства, выражающая степень подчиненности данного акта актам вышестоящих органов. Юридическая сила акта зависит от объема компетенции органа, издавшего акт.

Классификация нормативных правовых актов осуществляюется по различным критериям. Так, в зависимости от юридической силы они подразделяются на законы и подзаконные акты.

Вертикальная структура российского законодательства представляется в следующем виде:

1. Конституция РФ,

2. Федеральные конституционные  законы,

3. Федеральные законы,

4. Нормативные указы  Президента РФ,

5. Нормативные постановления  Правительства РФ,

6. Нормативные приказы,  постановления, инструкции и акты  иных наименований министерств,  и иных центральных органов  исполнительной власти,

7. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления,

8. Нормативные акты, издаваемые  администрацией предприятий и  учреждений в пределах предоставленных  им полномочий (локальные акты),

Ратифицированные международные договоры и нормативные постановления Конституционного суда РФ также включены в вертикальную структуру законодательства.

Кроме того, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления включены в иерархическую структуру законодательства.

Конституция Российской Федерации выступает в качестве объединяющего звена различных правовых актов (далее – Конституция). В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, а значит, и в субъектах РФ, не могут противоречить Конституции РФ. Так, статьей 4 устанавливается верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Данные конституционные нормы придают Конституции особый статус в системе правовых актов, устанавливают единство правового пространства в РФ.

Закон носит первичный  характер, обладает верховенством в иерархической системе законодательства. Другие правовые акты должны основываться на законе и не могут ему противоречить. Должна проявляться связь между правовой силой актов и кругом регулируемых ими общественных отношений. Чем важнее общественные отношения, тем выше по юридической силе должен быть правовой акт.

Информация о работе Становление системы российского законодательства