Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:28, курсовая работа
На современном этапе жизнь и законодательство не могут бть вполне понятны и ясны для граждан, если не знать его предшествующую судьбу и историю, так как везде и во всем последующее имеет тесную связь с предыдущыим, в последующем, современном всегда еще много остается от предшествовавшего, прошедшего его исторического его наследия.
Тенденция укрепления стабильности законодательства связана, прежде всего, с процессом интенсификации, без которой невозможно существование ее, как постоянной системы регулирования общественных отношений. Данное свойство выступает как своеобразная правовая гарантия прочности выбранного государством курса перспективности регламентируемых отношений. Стабилизация необходима для снятия напряжения в межреспубликанских взаимосвязях, а также для ослабления внутренних противоречий.
Кроме того, наличие ряда факторов обеспечивают стабильность законодательства, которые условно можно разделить на:
К материальным факторам относятся:
Специальные юридические факторы включают в себя следующие условия:
Динамизм нормативного регулирования общественных отношений обусловлен быстрыми темпами социально-экономических преобразований, обеспечивает учет специфики и своеобразия их различных граней и сторон. Тенденция его специализации, в российском законодательстве интенсивно развивающаяся, успешно выполняет данные задачи. Основная ее цель – это юридически полное отражение всевозможных изменений и новизны общественных процессов, определить качественней уровень таких преобразований, сообразоваться с особенностями их проявления в тех или иных социальных сферах.
Многоплановый ход развития общества объективно отражен процессом правовой специализации, пронизывающий, кроме того, различные стороны социальной действительности. Реально легитимированная дифференциация властных структур, общественное разделение труда, национально-государственная суверенизация выступают в качестве истоков специализации законодательства. В свою очередь, предпосылки же специализации законодательства подразделяются на:
В настоящее время специализацией охвачен весь правовой массив, и она оказывает воздействие не только на форму, но и на содержание законодательства, в котором обозначены виды: предметная (отраслевая), функциональная, региональная, смешанная.
Унификация законодательства – это противоположная специализации тенденция, значимость которой состоит в аккумулировании однотипных предписаний и создании юридических актов, упрощающих законодательство, делая его единообразным и доступным. Унификации помогает преодолеть несогласованность в структуре механизма правового воздействия, устраняется его перенасыщенность, ликвидируется неоправданная разобщенность и несогласованность в правоприменении. 11
Анализ российского законодательства показал, что оно имеет противоречивый характер. Так, зачастую в правотворческой деятельности государства наблюдается преобладание интересов некоторых субъектов Федерации и отдельных групп населения, приводящих к ослаблению внутренних связей законодательства. От решения теоретических проблем зависит успешное его приведение в упорядоченное состояние.
Исследуя системные качества российского законодательства системных качеств российского законодательства значительное внимание уделялось рассмотрению системы российского законодательства, в которой были выделены
Изучение горизонтальной структуры законодательства показало усиление процессов интеграции в законодательстве, что отражается в большом количестве формирующихся отраслей законодательства.
Анализ иерархической структуры законодательства выявил множество проблем в соотношении актов по юридической силе. Особое внимание заслуживает необходимость применения Конституции РФ как правового акта, обладающего высшей юридической силой и прямым действием. Должен быть урегулирован на федеральном уровне вопрос о соотношении правовых актов Президента РФ с федеральными законами.
Особое внимание в работе уделено изучению федеративной структуры законодательства в силу того, что федеративный аспект государственности оказывает в настоящее время основное влияние на целостность законодательства России.
Система законодательства - это совокупность законов и подзаконных актов. Это внешняя форма выражения права.
Систему законодательства
можно строить по горизонтали
и по вертикали. По горизонтали - это
разделение всего комплекса законодательст
Вертикальный разрез связан, во-первых, с устройством государства - является оно унитарным (простым) или федеративным (сложным); и, во-вторых, с правовой силой самих норм (конституция, законы, другие законодательные акты, подзаконные акты).
В настоящее время система законодательства включает в себя:
Несовпадение системы
права и системы
а) при подготовке крупных законодательных актов и сборников нормативные акты располагаются в соответствии с действующей системой законодательства;
б) система права оказывает существенное влияние на систему юридических наук и учебных дисциплин: каждой отрасли права соответствует своя отраслевая наука и одноименная учебная дисциплина.
Российская система
права и система
Система права - это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли), связанные между собой.
Основанием деления
права на отрасли являются предмет
и метод правового
В систему российского права входят следующие отрасли: конституционное, административное, финансовое, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др. Каждая отрасль имеет свой предмет и метод правового регулирования.
Систему права следует отличать от системы законодательства. Первая характеризует внутреннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам, вторая относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права - содержание системы законодательства, отражает внутреннюю структуру права; система законодательства - внешняя форма права, выражающая структуру системы нормативно-правовых актов.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
Всестороннее обновление законодательства |
своеобразное очищение его от засоренности, рутины и ведомственной урегулированности | |
Законодательство |
такой вид исторических источников, который объединяет санкционированные верховной сластью нормативные документы | |
Инкорпорация |
такая форма систематизации законодательства, которая достигается путем объединения нормативных актов определенного уровня, не внося, при этом, изменений в их содержание в определенном порядке | |
Кодификация |
подготовка нового комплексного (сводного) законодательного акта, обладающего системным характером, который предназначен для регулирования наиболее важных сфер общественных отношений на протяжении длительного времени. | |
Комплексная отрасль законодательства |
своеобразная нормативная | |
Консолидация |
такая форма систематизации законодательства,
которая выражается в объединении,
в логической последовательности без
внесения изменений в их содержание,
блока законодательных актов
которые предназначены | |
Правоприменение |
полновесное и грамотное использование юридического акта («правоприменительная активность»). | |
Правотворчество |
издание нормативного акта компетентным органом, который соответствует текущей необходимости («правотворческая оперативность») | |
Система законодательства |
совокупность законов и подзаконных актов, как внешняя форма выражения права | |
Система права |
объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли), связанные между собой | |
Систематизация |
упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единую, согласованную, целостную систему | |
Унификация законодательства |
противоположная специализации тенденция, значимость которой состоит в аккумулировании однотипных предписаний и создании юридических актов, упрощающих законодательство, делая его единообразным и доступным |
Нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // РГ. – 1993 - №237 – 25 дек. | |
Литература: Алексеев, С.С. Государство и право. – М.: Проспект, 2009.– 382 с. | |
Алексеев, С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. II – М.: Юридическая литература, 2004 – 438 с. | |
Буянова, М.О., Ганюшкина, Е.Б., Ганюшкин, Б.В. Юридический энциклопедический словарь. – М.: Велби, 2008. С.816 | |
Дорохин, С.В. Деление права на публичное и частное: конституционно-правовой аспект. - М.: Волтерс Клувер, 2006 – 338 с. | |
Киримова, Е.А. Правовой институт: понятия и виды: – Саратов: Слово, 2003 – 249 с. | |
Кутафин, О.Е. Государственное право Российской Федерации. Учебник. М.: Юридическая литература, 2007. С. 685. | |
Матузов, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: РАНХиГС, 2011. - 528 с. | |
Пиголкин А. С Общая теория права. - М.: Дело, 2006 – 194 с. | |
Протасов, В.Н.; Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2006. С. 218. | |
Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2007 – 270 с. | |
Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Марченко, М.Н. – М.: Зерцало, 2008. | |
Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. / Под ред. Стрекозова, В.Г., М.: Омега – Л, 2008. | |
Честнов, И.Л. Актуальные
проблемы теории государства и права.
Диалогическая природа |
Информация о работе Становление системы российского законодательства