Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:28, курсовая работа
На современном этапе жизнь и законодательство не могут бть вполне понятны и ясны для граждан, если не знать его предшествующую судьбу и историю, так как везде и во всем последующее имеет тесную связь с предыдущыим, в последующем, современном всегда еще много остается от предшествовавшего, прошедшего его исторического его наследия.
Таким образом, можно сделать вывод что законность, и точное следование и исполнение Конституции Российской Федерации является основным требованием ко всем нормативно-правовым актам, вне зависимость от их места в иерархии.
Отличительной особенностью федеративного государства является наличие федеративной структуры в системе законодательства. Большое влияние на состояние системы законодательства в целом оказывает соотношение федеральных правовых актов и правовых актов субъектов федерации.
Россия является федеративным государством. Составляющие федерацию субъекты связаны общеобязательностью норм Конституции РФ и взаимной ответственностью. Однако, по отношению друг к другу, как и сама Федерация, так и ее структурные элементы (субъекты), обладают определённой самостоятельностью. Самостоятельность Федерации проявляется в суверенитете Российской Федерации, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на территорию всей страны, верховенстве федеральных законов и Конституции. Таким образом, Россия является государством, в котором должно формироваться единое правовое пространство.7
Подход Российской Конституции является одним из перспективных, данный вывод можно сделать, изучив опыт разделения предметов ведения в других странах. Реализуя собственные полномочия, субъекты Федерации формируют собственное законодательство, что предусмотрено Конституцией РФ (ст.ст. 5, 73, 76).
Установление характера связей между федеральными и региональными правовыми актами входит в основу исследования федеративной структуры законодательства.
Заключаемые двухсторонние договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ являются одними из основных причин противоречий в федеративной структуре законодательства. В данных договорых отражена общая тенденция децентрализации правового регулирования. Ими устанавливается различный объем полномочий для субъектов Федерации. Содержание законодательства субъектов Федерации предопределено Положениями договоров. Поэтому при выяснении соответствия законодательства субъектов РФ федеральному законодательству возникает проблема приоритета положений договоров или норм федерального законодательства.
Разнообразие взглядов на природу и характер российского федерализма, степень самостоятельности субъектов Федерации объясняет, в большинстве случаев, отсутствие определенных представлений о соотношении федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации. Таким образом, общий анализ современного российского федерализма неотделим от изучения федеративной структуры законодательства.
Конституцией РФ закреплена модель симметричной федерации, однако заключение договоров с нарушением ст.ст. 71-73 Конституции придаёт России асимметричный характер.
Исходя их приведенной характеристики российского федерализма следует, что для определения соотношения двух уровней законодательства нормы Конституции РФ имеют приоритетное значение. Так, принцип верховенства федерального законодательства установлен в ч.2 ст.4, ч.1 ст.15 Конституции Российской Федерации.
На всей территории субъектов Российской Федерации действуют федеральные законы и законы субъектов РФ. Федеральные законы обладают верховенством в случаях их принятия по предметам ведения собственно федерации и по вопросам, регулируемым Федерацией в рамках совместного ведения, что следует смысла Конституции РФ (ч. 4 ст. 76). Однако, равную юридическую силу с федеральными законами имеют законы субъектов Федерации, которые были приняты по предметам ведения субъектов Федерации.
Юридические коллизии возникают в случае возникновения противостояние законов федерального и регионального уровня, когда один законодатель внедряется в предмет ведения другого законодателя. Суд обладает правом окончательного их разрешения.
Некоторые субъекты Федерации до настоящего времени не нашли предмета для собственного правового регулирования, исходя из этого, они порой «внедряются» в сферу полномочий Федерации, или просто “дублируют” федеральные акты.8
Изменения, которые происходят в настоящее время в системе законодательства, вызваны целым комплексом разнообразных факторов субъективного и объективного свойства. Изменения, происходящие в системе законодательства, наблюдаются, хоть и в разной степени, во всех ее структурных образованиях:
Так, в течении последнего десятилетия в иерархической подсистеме можно проследить постепенный рост множественности нормативных актов. Если в начале данного периода данная тенденция увеличения действующих нормативных правовых актов в общем объеме удельного веса подзаконных актов, прежде всего ведомственных являлась нежелательной, то в настоящее время картина несколько изменилась.
Тем не менее, неизменным
остался вопрос о недостаточной
упорядоченности соотношения
Произошел в федеративной структуре отказ от Основы законодательства, как от формы федеральных законов совместного ведения регионов и Федерации. Их место заняли кодексы.
Законодательно в настоящее время не решен вопрос, существенный для функционирования и построения федеративной структуры законодательства вопрос о правовой природе соглашений, заключенных между Органами исполнительной власти и ее субъектами, касающиеся разграничения полномочий, число которых постоянно растет.
Так, отраслевая структура законодательства испытывает весомое воздействие изменений, которые происходят в системе права. Проявление процессов дифференциации и интеграции можно одновременно зафиксировать в системе законодательства. Такие подотрасли и отрасли законодательства, как избирательное законодательство, пенсионное законодательство, законодательство об охране здоровья, образовании, и др. сформировались под влиянием непосредственно процессов дифференциации. Чрезвычайное законодательство, в свою очередь, приобретает все больший вес и значение, которое начинает вводиться в действие для предотвращения чрезвычайных ситуаций. Если профилактики недостаточно, то ее действие нацелено пресечение и устранение вредоносных последствий.
В системе законодательства о значимости интеграционных процессов можно судить по тому, насколько его эффективность зависит от завершенности процессов формирования законодательных комплексов (массивов).
Общие тенденции развития системы Российской системы законодательства представляют собой:
На современном этапе недостаточно эффективное развитие корпоративного законодательства в России объясняется двумя причинами:
По инициативе Правительства России была разработана концепция развития корпоративного законодательства, направленное на решение текущих и острых проблем российского бизнеса.
Рейдерство (силовые захваты) одной из сторон спорной собственности, или так называемые «корпоративные захваты» также являются одним из наиболее существенных показателей несовершенства корпоративного законодательства России.
Необходимость формирования адекватного институционального подхода, который был бы способен выявить характерные и общие черты обеспечения безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Данная необходимость, как совокупность внутренне взаимодействующих норм, которые регулируют отдельную группу взаимосвязанных и однородных отношений, связана, прежде всего с современными тенденциями кардинального и постоянного именения природоохранного законодательства, а также вормирования доктринной и концептуальной основы национальной и экологической безпасности.
Свое отражение процесс совершенствования российского общества находит в функционировании многих закономерностей социально-правового характера. Обновление содержания нормативного материала, а также видоизменение тенденции его развития и совершенствования происходит одновременно с формированием новых политических, социально-экономических и духовных предпосылок построения российского правового государства.
Это необходимость неукоснительного обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества;
Данные тенденции возможно условно поделить на три большие группы.
Первая группа включает в себя:
Вторая группа включает специализацию законодательства с ее различными формами проявления:
Третья группа включается в себя правовую унификацию и сопутствующие ей процессы:
Законодательный приоритет занимает центральное место в иерархии данных тенденций, как один из магистральных путей эффективного обеспечения новой государственной политики в сфере всемерной охраны прав и свобод личности, установления рыночных отношений.
Всестороннее обновление законодательства, проводимое в настоящее время – своеобразное очищение его от засоренности, рутины и ведомственной урегулированности. Такая реконструкция определена также необходимостью реформированием государственно-властной структуры, интеграции новых эффективных методов в управление народным хозяйством. На увеличение фона правовых изменений влияет углубление специализации социально-экономических процессов, способствующих принятию важнейших законодательных актов в тех областях, которые не были охвачены правовым воздействием ранее.
Прямо пропорционально происходит повышение ценности закона его настоящей роли в жизни общества и выводит на передний план тенденцию его верховенства среди других направлений. Однако от успешного функционирования всей совокупности «соподчиненных» закономерностей зависит комплексный уровень социальной отдачи данной тенденции. Именно они более полно раскрывают ее юридическую природу, содержание, формы проявления и пр.
Фундаментом прочной
государственной взаимосвязи
Такая характерная черта современного развития законодательства, как Интенсификация способствует тому, что всестороннее юридически правильное, урегулирование общественных отношений осуществляется путем издания новых нормативных актов, а также повышением качества, усилением его научной обоснованности, эффективностью действующего законодательства. Интенсификация направлена на более полное использование имеющихся внутренних «ресурсов» законодательного массива.
В большей степени уровень интенсификации зависит от субъективного фактора. Данная зависимость проявляется, прежде всего, в двух основных направлениях:
Информация о работе Становление системы российского законодательства