Статус судей в РФ и актуальные пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Глaвенствующую рoль в судoпроизводстве зaнимает институт сyдей, поскoльку сyдебная влaсть в Рoссийской Федерaции осущеcтвляется тoлько судaми в лицe сyдей, о чём говорится п.1, ст.1, ФКЗ «О судебной системе РФ» (далее: закон о судебной системе). Ввиду того, что задaчи возлагaемые на этих лиц весьма вeлики, т.к. принимaя pешения в хoде свoей служебнoй деятельности, они руковoдствуются не только законом, но и собственным убeждением, а от этого решения могут зaвисеть судьбы людей, то государствo берёт их под особую защиту, законодательно закрепляя особое правовое полoжение судей, их права, обязанности, гарантии их деятельности, ответственность судей и другие aспекты, касающиеся статуса судей.

Файлы: 1 файл

Курсовик 90 %.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

 


 

 


СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (г. Санкт-Петербург) ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(СЗФ РПА Минюста России) 

 

 

 

КАФЕДРА

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

031001.65

 

 

  

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

СТАТУС СУДЕЙ В РФ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 

 

 

  

 

Работу выполнил студент

                                                                                                    2-ПДО учебной группы 1 курса

Прохоровский Андрей Николаевич  

 

 

 

Проверил 

преподаватель кафедры уголовно правовых дисциплин, к.и.н., доцент

 Вахмистрова Светлана Ивановна                                                                                              

 

 

 

                                           

 

Дата представления

работы на кафедру

«16» декабря 2013 г. 

 

___________________________          

(подпись студента) 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Оценка __________________________ 

 

______________________________

(подпись преподавателя) 

«___» ____________ 2013г.


                                                      Санкт-Петербург

                                                             2013 год

 

 

                                                  Введение

 

           Глaвенствующую рoль в судoпроизводстве зaнимает институт сyдей, поскoльку сyдебная влaсть в Рoссийской Федерaции осущеcтвляется тoлько судaми в лицe сyдей,  о чём говорится п.1, ст.1, ФКЗ «О судебной системе РФ»1 (далее: закон о судебной системе). Ввиду того, что задaчи возлагaемые на этих лиц весьма вeлики, т.к. принимaя pешения в  хoде свoей служебнoй деятельности, они руковoдствуются не только законом, но и собственным убeждением, а от  этого решения могут зaвисеть судьбы  людей, то государствo берёт их под особую защиту, законодательно закрепляя особое правовое полoжение судей, их права, обязанности, гарантии их деятельности, ответственность судей и другие aспекты, касающиеся статуса судей.

           Правовой статус судьи в России регламентирует, прежде всего Конституция РФ2,  закон о сyдебной системе, ФЗ «О статусе судей»3, (далее: закон о статусе судей), другие федеральные законы (далее: ФЗ) и федеральные конституционные законы (далее: ФКЗ). В них неоднократно внoсились изменения и поправки, но несмoтря на это в законoдательстве и по сей день имеется ряд противоречий и не состыковок. На данный момент различные  вопросы, затрагивающие правовой статус судей и проблемы его совершенствования,  крайне актуальны  и находят своё отражения в юридическoй наyчной и специальной литературе, а также неоднократно обсуждaлись на Всероссийском съезде судей (далее: съезд) при участи  Президента РФ.

           Так на  VIII съезде, проходившем с 17 по 19 декабря 2012 года в Москве был озвучен ряд вопросов, касающейся статуса судей, и напрвлений его развития и совершенствования (далее: вопросы VIII съезда

           Так же показaтелем актуaльности данной темы свидетельствует и тот факт, что после посещения России в 2004 году делегацией от Кoмитета по правовым вопросaм и правам человека Парлaментской ассамблеи Совета Европы, в постановлении от нoября того же года было обозначено: «Ассамблея отмечaет роль независимости судебной системы вообще и независимoго статуса судей в частности и выражает сoжаление по поводу того, что преобразoвания в системе правосудия, осуществленные в Российской Федерации в декабре 2001 года и марте 2002 года, не обеспечили более надежной защиты судей от противоправного давления со стороны исполнительной власти».  Несмотря на дaвность последнего факта, ситуация осталaсь прaктически нeизменной, о чём свидетeльствуют приводимые ранее вопрoсы VIII съезда.

            Цель написания работы: раскрыть сущность такого понятия, как правовой статус судей в Российской Федерации, а так же выявить актуальные проблемы в данной сфере  его совершенствования.

           Для этого  поставлены следующие задачи: изучение правового статуса судьи РФ, гарантий независимости судей, процедуры отбора кандидата на должность судьи и вступление его в должность, аспекта касающегося дисциплинарной ответственности судей.

          Ранее данная тема освещалась в работе  Клеандрова М.И.4 «Статус судьи: правовой и смежный компоненты.» ,  а также Нешатаевой Т.Н. - «Оценка профессиональной деятельности судьи: проблемы правового регулирования»5.

          При написании данной  работой мной использовались следующие общенаучные методы:

  • анализа литературы;
  • анализа нормативно-правовой документации по теме курсовой;
  • теоретический анализ и синтез,
  • классификация,
  • обобщение.

Объект работы: судебная система Российской Федерации.

Предмет работы: правовой статус судей в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ В РФ

§1 Судья – носитель судебной власти в РФ

           Судьями принято считать граждан, законодательно наделённых полномочиями на отправление правосудия, и для которых данный вид деятельности является основным: «Судьями в соответствии с настоящим Законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе»6. Все судьи обладают единым статусом (некоторые особенности в статусе имеют судьи военных судов и судьи Конституционного Суда РФ) о чём говорится в ст. 2 ФЗ «О статусе судей». Правосудие, как подчеркивает Конституция, осуществляется только судом в лице судей. Но не только Конституция РФ и выше перечисленные законы определяют статус судей в Российской Федерации, на самом деле их гораздо больше. Все нормативно правовые акты (далее: НПА), регламентирующие статус судей, можно условно разделить на три группы:

      1. НПА, регламентирующие гарантии независимости судьи в его процессуальной деятельности по осуществлению правосудия (гарантии процессуальной независимости судьи);
      2. НПА, обеспечивающие организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти (гарантии служебной карьеры судьи);
      3. НПА, гарантирующие независимость социально-правового положения судьи как гражданина (гарантии социально-правовой защиты судьи).

               Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.7 Обособление указанных видов судопроизводства вызвано тем,

что различные процессуальные процедуры, обусловливаемые характером рассматриваемых дел, природой и значимостью применяемых

санкций, имеют неодинаковые правовые последствия.8 Не могут осуществлять правосудие никакие иные государственные или негосударственные органы. Отменять или изменять вынесенные судебные решения также вправе лишь суды.

  Суды осуществляют правосудие в составах:

  - Судьи и представителей народа (присяжных или                                       арбитражных заседателей);

 - Нескольких профессиональных судей;

- Судьей единолично.

             Итак мы выяснили, что основной функцией судей является отправление правосудия. Однако при этом стоит отметить, что это функция публичная, находящаяся под пристальным вниманием общественности. В связи с этим и судьи попадают под всеобщий взор, при этом не только в вопросе осуществления ими своих должностных полномочий, но и в повседневной жизни. Поэтому к кандидатам на должность судей предъявляются особые требования. Минимум этих требований отражен в ст. 119 Конституции РФ: «Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет». Так же в этой статье предусматривается установление дополнительных требований к кандидатам  на должность судей: «Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации», поэтому эти требования можно назвать минимальными, либо же общими, т.к. они являются достаточными для низового звена Федеральной судебной системы, а также мировых судей. Но эти требования недостаточны или не вполне достаточны для кандидатов в судьи вышестоящих судов. К кандидатам на должность судей в вышестоящие суды более высокие требования, что объясняется большей сложность и ответственностью выполняемой работы. Наиболее высокие требования установлены для кандидатов в Конституционный суд РФ, от

ражённые в  ч.1 и п.1 ч.2 ст.4 ФЗ №3132-1 от 26.06.1992 г.9

Так же предъявление особых требований к судьям закреплено и в международных н.п.а. К примеру, в Европейской хартии о статусе судей10, согласно п. 1.5: судьи при исполнении своих обязанностей должны быть доступными и уважительными по отношению к обращающимся к ним лицам, они должны заботиться о поддержании высокого уровня компетентности, необходимого для решения дел в каждом конкретном случае, поскольку от решений судьи зависит гарантия прав личности, и о сохранении в тайне сведений, становящихся известными им в ходе судебного разбирательства. А в п.6 Основных принципов ООН11 независимости судебных органов отмечается, что принцип независимости судебных органов не только дает судебным органам право, но и требует от них обеспечения справедливого ведения судебного разбирательства и соблюдения прав сторон.

    Судья имеет общегражданские и «специальные» (определённые его служебным положением) права и обязанности. Которые нормативно закреплены законодательство РФ, в первую очередь Конституцией РФ, устанавливающей права и свободы человека и гражданина, и законом о статусе судей, устанавливающим его права и обязанности, связанные с его должностным положением. Так законом о статусе судей устанавливаются следующие общие права и обязанности судей:

Права

  1. право направлять запросы, необходимые для осуществления правосудия, которые  являются обязательными для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц, неисполнение которых влечёт установленную законом ответственность (п.6 ст.3);
  2. право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном соответствующим законом (п.2 ст.9);
  3. право не давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом (п.2 ст.10);
  4. право на отставку по собственному желанию (п.5 ст.15);
  5. право (судьи пребывающего в отставку) на выплату пенсии на общих основаниях или не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания, по его выбору (п.5 ст.15)
  6. право на дополнительную жилую площадь и на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания (п.3 ст.19);
  7. судья и члены его семьи имеют право на получение медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, на санаторно-курортное лечение оплачиваемые за счет средств федерального бюджета и сохраняемые за судьей и после ухода его в отставку или на пенсию (п.5 ст.19).

Обязанности

  1. неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации (п.1 ст3);
  2. избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности (п.2 ст.3);
  3. хранить «служебную» тайну (сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи);
  4. сведения о своих доходах и расходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах и расходах,  супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (п.1 ст.8.1);
  5. Судья, впервые назначенный на должность судьи, обязан пройти обучение по программе профессиональной переподготовки.

Информация о работе Статус судей в РФ и актуальные пути его совершенствования