Структура и функция права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что теория государства и права в нашей стране находится на таком этапе своего развития, который требует критического переосмысления ряда ее категорий, выхода на новый уровень исследований для того, чтобы соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К категориям, требующим углубленной разработки относится методология ТГП в целом, а также определение предмета ТГП.

Содержание работы

Введение
1. Структура права
2. Функции права
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Структура и функции права.docx

— 53.75 Кб (Скачать файл)

Наконец, выделяют и такие  структурные подразделения, как  подотрасли права – более дробное объединение правовых норм – земельное, водное право и т.п.

внутренняя структура  права, соответствующая характеру  регулируемых им общественных отношений. Система законодательства – внешняя  форма права, выражающая строение его  источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком  его понимании и есть право.

Структура права носит  объективный характер и обусловлена  экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу  законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.

Вместе с тем структура  системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права – системой законодательства. Законодательство – это форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства – не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоорди-нированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.

Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление возможно при  условии, если оно отражает особенности  содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно  только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно  является внешним выражением объективно существующей структуры права.

Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе  законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется  реальная, объективно обусловленная  потребность существования самостоятельных  отраслей права, под отраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.

Однако система права  и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия и несовпадения, которые  позволяют говорить об их относительной  самостоятельности.

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом  системы права является норма, а  первичным элементом системы  законодательства выступает нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права – это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной  отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в различном сочетании  определенного нормативного акта. Вот  почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями  права и такое несовпадение двояко.

В одних случаях мы можем  констатировать факт, когда отрасль  права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.

Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль  законодательства существует без отрасли  права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс и т.д.).

Может быть и идеальный  вариант, когда отрасль права  совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Такой вариант  наиболее желателен, ибо сближение  двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Имеются так называемые комплексные  отрасли законодательства, которые  возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них  является хозяйственное законодательство.

Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем  материала шире системы права, так  как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные  программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и  т.п.).

В-третьих, в основе деления  права на отрасли и институты  лежит предмет и метод правового  регулирования. Поэтому нормы отрасли  права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства,, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура  системы права не совпадает с  внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы  законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство.

Единство принципов распределения  правотворческой компетенции между  государственными органами на каждом из указанных уровней позволяет  выделить два субординационных среза  законодательства:

1) акты высших органов  государственной власти; 2) акты высших  органов государственного управления. Вертикальная же структура права  – это его деление на нормы,  институты, отрасли и т.д.

В основе горизонтальной структуры  законодательства лежат горизонтальные связи между элементами системы  законодательства, обычно производные  от характера взаимосвязей между  составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают  с отраслями права и их число превышает число отраслей права.

В-пятых, если система права  носит объективный характер, то система  законодательства в большей степени  подвержена субъективному фактору  и зависит во многом от воли законодателя Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.

Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью  государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.

Установление правильного  соотношения между системой права  и системой законодательства – важная теоретическая и практическая задача. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности  актов, их согласованность и правильное применение на практике.

 

  1. Функции права

 

Функции права – это  проявление его специфических свойств. В функции аккумулируются такие  признаки права, которые вытекают из его качественной самостоятельности, а не вообще любые признаки, свойственные не только праву, но и другим явлениям общественной жизни.

Укажем на признаки, характеризующие  функцию права как определяемое социальным назначением, направление  правового воздействия на общественные отношения:

1. Функция права вытекает  из его сущности и определяется  назначением права в обществе. Функция – это «свечение» сущности  права в общественных отношениях. В то же время, будучи проявлением  имманентных свойств сущности, функции  не сводятся к ним и не  являются простой их «проекцией».  Нельзя механически связывать  функции и сущность права. Как  явление всегда содержит момент  независимости от сущности, так  и функция права имеет определенную  степень независимости от его  сущности.

2. Функция права – это  такое направление его воздействия  на общественные отношения, потребность  в осуществлении которого порождает  необходимость существования права  как социального явления. В  этом смысле можно сказать,  что функция характеризует направление  безусловного, необходимого воздействия  права, то есть такого, без которого  общество на данном этапе развития  обойтись не может.

3. Функция выражает наиболее  существенные, главные черты права  и направлена на осуществление  коренных задач, стоящих перед  правом на данном этапе ее  развития.

4. Функция права представляет  направление его активного действия, упорядочивающего определенный  вид общественных отношений. Поэтому  одним из важнейших признаков  функции права является ее  динамизм. Но динамизм функции  не означает отсутствия в ней  стабильности, постоянства, устойчивости.

5. Постоянство как необходимый  признак функции характеризует  непрерывность, длительность действия  этой функции. О постоянном  характере функции права можно  говорить в том смысле, что  она постоянно присуща праву  на определенном этапе его  развития. Но это не означает, что неизменным остается механизм  и формы ее осуществления, которые  изменяются и развиваются в  соответствии с потребностями  практики.

Уяснение понятия «функция права» предполагает умение проводить  различие между сходными с ней  юридическими категориями.

Функция права и роль права. Термин «роль права» говорит о  значении права в жизни общества, государства вообще либо на определенном этапе их развития. Отвечая на вопрос, какова была (или будет) роль права  на том или ином этапе развития общества, либо в решении тех или  иных задач, неизбежно придется обращаться, к выяснению осуществляемых правом функций, которые как раз и  характеризуют социальное значение права. «Роль права» – более общее  по отношению к «функции» понятие. Именно в этом обнаруживается различие рассматриваемых категорий.

Функция права и задача права. Термин «задача права» – это  стоящая перед правом социальная проблема, которую оно призвано решить. Это то, что право должно выполнить  сейчас и в будущем. В этом смысле задача права совпадает с его  целью, поскольку она возникает  раньше, чем происходит ее реализация (воплощение), и потому имеет объективный  характер по отношению к праву.

Задача права указывает  на ближайшую и конечную цель, достижению которой оно должно всемерно содействовать  или достичь самостоятельно.

Без функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функция – это воздействие, направленное на решение задач, стоящих перед  правом. Поэтому можно сказать, что  задачи «вызывают» и соответствующие  функции. Однако их соотношение не столь  однозначно. Дело в том, что сама по себе задача не является первоосновой функции. Она вытекает из экономических, политических, социальных потребностей общества, определяется закономерностями развития государства и права, особенностями  социально-экономических условий  отдельных этапов развития общества, государства (и соответственно права), исторической обстановкой, соотношением политических сил, национальными факторами  и т.д.

Соотношение функций права  и его зады состоит в том, что, во-первых, задачи обусловливают осуществление  функций, во-вторых, в значительной степени определяют их содержание, в-третьих, самым существенным образом  влияют на формы и методы их реализации, предопределяют конкретные пути правового  воздействия.

Функции права и функционирование права. Хотя этимологически эти термины  имеют теснейшую связь (по этой причине  нередко используются как синонимы), обратим внимание на существующие между  ними различия, поскольку они отражают несколько неоднородные правовые явления.

Термин «функионирование права» отражает действие права в социальной системе. Дать функциональную характеристику права, значит, вскрыть и описать способы его действия (пути и формы воздействия на общественные отношения).

Таким образом, функция права  и функционирование права являются очень близкими, где-то тождественными, но не совпадающими понятиями. Функционирование права – вопрос, непосредственно  связанный с проблемой функций, так как характеристика системы  функций – это, по существу, характеристика функционирования права. Но в буквальном более точном смысле понятие «функционирование права» обозначает действие права как элемента социальной системы Наряду с государственным механизмом, моралью, политикой, иными социальными регуляторами. Другими словами, функционирование – это действие права в социальной системе, это реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях.

Информация о работе Структура и функция права