Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 09:52, курсовая работа
Цель работы: изучить и проанализировать конституционно-правовой статус субъектов в составе РФ.
Задачи:
- изучить понятие субъекта, его статуса в составе РФ;
- изучить особенности конституционно-правового статуса в составе РФ;
- подробно рассмотреть правовой статус республик, краев, областей, городов федерального значения;
- исследовать правовые проблемы утраты статуса субъекта РФ.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности субъектов РФ по национальному составу и статусу…7
Глава 2. Признаки субъекта Федерации………………………………………12
2.1. Наличие собственного нормативного правового акта высшей юридической силы (Конституция, Устав)……………………………………..13
2.2. Государственная власть субъекта Федерации……………………….…...14
2.2.1. Органы законодательной (представительной ) власти…………………17
2.2.2. Органы исполнительной власти………………………………………….22
2.2.3. Органы судебной власти………………………………………………….25
2.3. Международно-правовой статус субъекта……………………………..….27
2.4. Разграничение между Федерацией и субъектами предметов ведения……………………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...41
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финансовый университет)
==============================
Институт сокращенных программ
Кафедра «Теории и истории государства и права»
Курсовая работа
по дисциплине «Теория государства и права»
на тему: «Субъект федерации: государственно-правовой статус»
Выполнил:
студент группы ИСП-13(10)-ЗЮ-ФП-2/4-01 |
Анисинкина Н.А. |
Проверил: |
Проф.Альбов А.П. |
Москва
2014
Глава 1. Особенности субъектов РФ по национальному составу и статусу…7
Глава 2. Признаки субъекта Федерации………………………………………12
2.1. Наличие собственного
2.2. Государственная власть субъекта Федерации……………………….…...14
2.2.1. Органы законодательной (представительной ) власти…………………17
2.2.2. Органы исполнительной власти……
2.2.3. Органы судебной власти……………………
2.3. Международно-правовой статус субъекта……………………………..….27
2.4. Разграничение между
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...4
Кардинальная перестройка политико-правовых отношений в России на рубеже 1990-х гг. наметила новые направления конституционно-правового развития. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.1, происходившее в условиях острой политической борьбы, противостояния федерального центра и регионов, способствовало созданию необходимых предпосылок и условий для модернизации федеративных отношений. Наделенные относительной самостоятельностью субъекты Российской Федерации обрели возможность принятия собственных конституций и уставов, обладающих верховенством в отношении регионального законодательства, но находящихся внутри единого конституционно-правового пространства, в границах прямого действия федеральной Конституции.
Под конституционно-правовым статусом субъекта федеративного государства необходимо понимать совокупность прав и обязанностей, связанных осуществлением власти на территории, урегулированных конституционным законодательством субъекта и федерации.
На сегодняшний день процедуры фактического осуществления региональных конституций и уставов отличаются многообразием, обусловленным множественностью субъектов Российской Федерацией, несовпадением характеристик их правового статуса, национальными и культурными особенностями, историческими и правовыми традициями. Наряду с этим в процедурах реализации конституционных (уставных) норм присутствуют и общие закономерности, связанные с провозглашением равноправия субъектов, прямым действием основ конституционного строя, общностью базовых принципов организации и деятельности региональных органов власти.
Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими признаками:
- все субъекты РФ являются неотъемлемыми составными частями РФ, не обладают правом сецессии;
- все субъекты равноправны во
взаимоотношениях с
Субъекты РФ самостоятельно образуют органы государственной власти и осуществляют полномочия вне пределов ведения и полномочий РФ и полномочий РФ по предметом совместного ведения. Таким образом, территориальное верховенство субъектов обуславливает наличие учредительной власти, которое выражается в принятии конституции, устава и собственного законодательства. Субъекты РФ самостоятельно создают собственные органы государственной власти – законодательные собрания, избирают президента (в республиках) или глав администраций (губернаторов), создают свои правительства. Учреждая свои органы государственной власти, субъекты должны действовать в соответствии с принципами Конституции РФ и исходить из федеральной схемы отношений органов законодательной и исполнительной власти, так постановил Конституционный суд РФ в решении от 18.01.1996 г.
Имея суверенные права, субъекты тем не менее не обладают государственным суверенитетом, так как подчинены верховной власти федерации, а международные и внешнеэкономические взаимоотношения осуществляются в рамках федерального закона. Поэтому, несмотря на установление государственной власти, субъекты РФ обязаны действовать в соответствии с основами конституционного строя РФ.
Государственность субъектов должна отвечать критериям демократического првового федеративного государства с республиканской формой правления, опираться на принципы единства системы государственной власти на основе разделения законодательной, исполнитьельной и судебной власти. Среди современных российских ученых, обращавшихся к вопросам конституционно-правового статуса субъекта в составе Российской Федерации, можно назвать Баглая М.В., Аваньян А.А., В.А, Безуглова,Катков Д.Б., Кудинова О.А, Никулина В.В и ряд других ученых.
В свете событий, происходящих в настоящее время в Крыму, вопрос изучения и проведения анализа проблем реализации конституций и уставов субъектов РФ является актуальным.
Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, связанные с государственным устройством РФ.
Предмет исследования – государственно-территориальное устройство РФ и конституционно-правовой статус субъектов РФ.
Гипотеза – субъекты Российской Федерации в равной степени обладают конституционными правами и гарантиями своего статуса.
Цель работы: изучить и проанализировать конституционно-правовой статус субъектов в составе РФ.
Задачи:
- изучить понятие субъекта, его статуса в составе РФ;
- изучить особенности конституционно-правового статуса в составе РФ;
- подробно рассмотреть правовой статус республик, краев, областей, городов федерального значения;
- исследовать правовые проблемы утраты статуса субъекта РФ.
Стремление регионов к самостоятельности сподвигло к принятию новой Конституции.
В результате, Конституция позитивно повлияла на развитие деструктивного национализма в ряде регионов, предоставив правовую основу для удовлетворения национальных амбиций вместе с преимуществом нахождения в составе РФ.
Реформировало политическую и экономическую обстановку страны, путем предоставления самостоятельности.
Конституция не исключает вхождения в состав РФ новых субъектов. Во-первых, это может быть инициировано населением территории (что показали события в Крыму и состав РФ увеличился на один субъект-республика Крым).
Во-вторых, если новый субъект образуется на территории, входящей в состав какого-нибудь субъекта РФ. Изменение статуса должно осуществляться в порядке, установленном федеральным конституционным законом и только с согласия самого субъекта.
Субъект Федерации – это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство. «По мнению ряда авторов, наличие термина «государство» является логико-правовой ошибкой авторов текста Конституции РФ, которую они вынуждены были допустить под давлением сильных региональных лобби, поддерживающих сепаратистские настроения. Нигде в мире субъекты федерации не считаются государствами, для них существует собственный термин – государственное образование».2.
Субъекты федерации отвечают следующим критериям:
- не обладают суверенитетом;
- не имеют права на отделение или сецессию;
- граждане любого субъекта РФ имеют равные права и обязанности на территории РФ;
- закон субъекта не может
противоречить закону
- перед лицом федеральной
В Российской Федерации большое количество малочисленных коренных народов, предоставить статус субъекта каждому не представляется возможным, т.к. это привело бы к еще большей дробности Федерации. Однако ст.89 Конституции осуществляется защита особых прав этих народов отдельными нормами федеральных законов. Так льготы введены законом о налогообложении, по приватизации государственных и муниципальных предприятий и пр. В защиту прав и интересов народов Севера принят ряд актов Президента, Правительства РФ, законов субъектов РФ.
Территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным. При симметричном территориальном устройстве государства политико-территориальные единицы имеют равный статус.
«Асимметрия территориального устройства государства нередко обусловлена тем, что в нем имеются компактно проживающие национальные группы, которым предоставлена национально-территориальная автономия»3.
Ч.1 ст.5 Конституции закреплено равноправие субъектов. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
В России на сегодняшний день нет единой системы взаимоотношений между местными и федеральным бюджетом. Ставки налогов субъектов дифференцированы, что обуславливает явное противоречие формальным признакам равноправия субъектов.
Если рассмотреть показатель доли налогов, отчисляемых субъектами в консолидированный бюджет РФ, то видим,
Что в составе группы субъектов, формирующих более половины бюджета РФ входят Татарстан, Московская и Самарская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а так же города Москва и Санкт-Петербург.
Распределение налогов и сборов по уровням бюджетной системы выглядит следующим образом:
Некоторые из национальных регионов занимают лидирующие места в списке по показателю поступлений из федерального бюджета. Так северо-кавказские республики получают из федерального бюджета почти в 3 раза больше, чем любая область РФ.
Существует и другой вид неравенства: регионы-товаропроизводители находятся в более зависимом положении, нежели регионы, где приоритет отдан торговле и финансово-кредитным институтам.
Концентрация финансового и торгового капитала в столице привела к тому, что Москва сейчас единственный субъект федерации, благосостояние которого достигло максимального предела. Среднедушевой доход москвичей за 2012 год превысил показатель всех субъектов РФ и составил 48621,6 рублей в месяц. Для сравнения по центральному федеральному округу – 23058,0 руб., по северо-западному федеральному округу – 23403 руб., а по ненецкому автономному округу – 61936.
Среднедушевые денежные доходы населения по предварительным данным Росстата за 2013 г. увеличились по сравнению с 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации, кроме Чукотского автономного округа.
Так минимальные доходы – в Республике Калмыкия – 11 363,0 рублей, максимальные – в Ненецком автономном округе – 65 525,9 рублей.
Итак, в современной России определены два вида противостояния субъектов: республики-области, Центр-Восток.
Таким образом, в современной России существует два вида противостояния субъектов Федерации: республики – области, Центр – Восток.
Формальное равенство субъектов достигается обладанием едиными признаками:
1. Государство и субъекты имеют собственную территорию. Территория субъектов является составной частью Российской Федерации, при этом Федерация не вправе изменить границы ее субъектов. Границы могут быть изменены только по обоюдному согласию.
2. Наличие собственного высшего закона (Конституции, Устава).
3. Наличие законодательного органа.
4. Субъекты имеет право
5. Наличие исполнительной власти (высшего должностного лица) (в республиках - Президент, в областях – глава, губернатор, в городах федерального значения – мэр).
6. Наличие судебных органов, деятельность которых направлена на защиту статуса субъекта Федерации.
7. формальные признаки: город – центр субъекта, столица – в республиках, административный центр – в области). Наличие символики (герб, флаг, гимн).
Информация о работе Субъект Федерации: государственно-правовой статус