Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 09:52, курсовая работа
Цель работы: изучить и проанализировать конституционно-правовой статус субъектов в составе РФ.
Задачи:
- изучить понятие субъекта, его статуса в составе РФ;
- изучить особенности конституционно-правового статуса в составе РФ;
- подробно рассмотреть правовой статус республик, краев, областей, городов федерального значения;
- исследовать правовые проблемы утраты статуса субъекта РФ.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности субъектов РФ по национальному составу и статусу…7
Глава 2. Признаки субъекта Федерации………………………………………12
2.1. Наличие собственного нормативного правового акта высшей юридической силы (Конституция, Устав)……………………………………..13
2.2. Государственная власть субъекта Федерации……………………….…...14
2.2.1. Органы законодательной (представительной ) власти…………………17
2.2.2. Органы исполнительной власти………………………………………….22
2.2.3. Органы судебной власти………………………………………………….25
2.3. Международно-правовой статус субъекта……………………………..….27
2.4. Разграничение между Федерацией и субъектами предметов ведения……………………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...41
Глава обладает правом подписывать и обнародовать законы республики, обладает правом законодательной инициативы. В некоторых республиках президенты наделены полномочиями руководства внешней политикой, назначения представителей в иностранные государства и международные организации.
В соответствии с конституциями срок полномочий главы государства составляет 4-6 лет. Глава государства избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Главой может стать гражданин данной страны, в возрасте не моложе 35 лет, а иногда не старше 60-65 лет. Запрещается избрание одного и того же лица на пост главы государства более чем на два срока подряд (в Дагестане не может быть избран гражданин одной и той же национальности на два срока подряд Председателем Государственного Собрания). В ряде республик (Калмыкия, Тыва, Кабардино-Балкария) одновременно с Президентом избирается вице-президент.
Положения в ряде конституций о цензе «оседлости» противоречат федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которым установлено, что ограничение пассивного избирательного права, связанное с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории (ценз оседлости) федеральным законом или законом субъекта федерации не допускается.
Глава государства неприкосновенен. Конституциями республик предусмотрен порядок отрешения от должности Президентом. Этот порядок аналогичен порядку, закрепленному Конституцией РФ.
Например, в Кабардино-Балкарии Президент может быть отрешен от должности на основании референдума.
В организации исполнительной власти можно выделить несколько разновидностей:
1. Правительство является
2. Глава государства возглавляет
исполнительную власть и
3. Формирование правительства и
организация исполнительной
Края, области и другие субъекты самостоятельно (как и республики) формируют систему органов исполнительной власти на своей территории. Функции исполнительной власти осуществляет администрация, возглавляемая главой администрации (губернатором).
Глава администрации (губернатор) избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании населением. Положения о возрасте, об оседлости при выборах главы администрации также противоречат федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Глава администрации и глава законодательного (представительного) органа субъекта Федерации входят в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В связи с этим в Постановлении от 18.01.96 по делу о проверке конституционности ряда положений Устава Алтайского края Конституционный Суд РФ отметил, что
Раздельное представительство в Совете Федерации становится бессмысленным, если оба представителя – председатель законодательного собрания и глава администрации – избраны одним и тем же органом.
Необходимо отметить, что в ряде областей (Ленинградской, Курганской), Ставропольском крае, городе Москве термин «администрация» заменен на термин «правительство», что подтверждает стремление субъектов федерации к уравнению государственно-правовых форм с республиканскими.
2.2.3. Органы судебной власти
Федеральные суды, конституционные (уставные) суды, мировые судьи субъектов РФ составляют единую судебную систему Российской Федерации, в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».
К федеральным судам относят верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ.
К судам субъектов РФ относят конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Создание конституционных судов в таких республиках как Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Саха (Якутия), Тыва стало новым в системе судебных органов субъектов РФ. В Татарстане и Северной Осетии – Алании действуют Комитеты конституционного надзора, в Адыгее – Конституционная палата.
Конституционные суды являются высшим судебным органом власти в республиках по защите конституционного строя.
В их полномочия входит проверка конституционности законов и нормативно-правовых актов республик, решают вопросы о конституционности политических партий, они дают заключение о действиях главы государства, решают споры о компетенции, дают толкование республиканских конституций, рассматривают жалобы граждан о нарушении конституционных прав и пр.
Компетенция конституционных судов республик схожа с компетенцией Конституционного Суда РФ. Отличием полномочий Комитетов конституционного надзора от судов является не вынесение окончательного решения о неконституционности законов, решение по этому вопросу принимает парламент.
В состав конституционного суда и комитета входит 3-7 человек, их назначают или избирают законодательные органы республик. В краях, областях и других субъектах РФ суды, проверяющие законы на соответствие уставу субъекта, называют уставными.
2.3. Международно-правовой статус субъекта
В ст.72 п. «о» Конституции РФ к вопросам совместного ведения отнесена «координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», т.е. Конституция не конкретизирует формы международной деятельности субъекта РФ, относя соответствующую регламентацию к компетенции самих субъектов в пределах их самостоятельности.
Субъекты РФ самостоятельно выступают
в международных отношениях, заключают
соглашения с субъектами зарубежных стран
и административно-
Ч.2 ст.74 Конституции Башкортостана сказано «Республика Башкортостан вступает в отношения с другими государствами, заключает международные договоры и обменивается дипломатическими, торговыми и иными представительствами, участвует в деятельности международных организаций». Сходные положения изложены в Конституции Республики Татарстан (ст.62), Республики Бурятии (ч.2 ст.13), Республики Дагестан (ст.66).
В конституциях республик, уставах краев, областей закреплена норма самостоятельного участия в международных и внешнеэкономических отношениях (связях), права заключения договоров и отнесение к компетенции органов республик, краев, областей таких действий, как подписание, ратификация и денонсация международных договоров. Например, Устав Воронежской области признает, что организационно-правовыми формами международных связей области являются общепринятые в международной практике формы, за исключением договоров (соглашений) межгосударственного уровня. Поэтому, принимая участие в международных и внешнеэкономических отношениях самостоятельно или с другим субъектом РФ, Воронежская область открывает на территории иностранного государства представительства для представления интересов области, которые функционирую в рамках действующего законодательства страны пребывания.
В соответствии с ч.1 ст.12 Устава Новосибирской области «Новосибирская область вправе выступать самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, заключать международные и внешнеэкономические договоры (соглашения), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам», а в соответствии с ч 2 ст.12 «международные договоры подлежат ратификации областным Советом депутатов. Ратификация международных договоров (соглашений) области осуществляется в форме закона области».
Положения республиканских конституций непротиворечат Конституции РФ, позиция Российской Федерации выражена в подписании договоров о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ «каждая республика устанавливает отношения с иностранными государствами, заключает международные договоры, не противоречащие федеральной и республиканской конституциям, участвуют в деятельности международных организаций».4
Это доказывает, что международная правоспособность
субъектов РФ в составе РФ зафиксирована
на местном уровне и признана на уровне
федерации. Под международными отношениями
субъектов РФ понимаются отношения (договоры)
с иностранными государствами и с однопорядковыми
политико-территориальными единицами
унитарных государств (областями Казахстана,
с воеводствами Польши, провинциями и
автономными областями КНР, префектурами
Японии и т.п.). Для субъектов федерации
не приемлемы отношения с другими государствами
как, например, провинции Квебек в Канаде
с Францией, более характерны отношения
субъектов РФ с субъектами зарубежных
государств и административно-
Имеет место и членство субъектов РФ в международных организациях. Уставы некоторых международных организаций (ЮНЕСКО) позволяют членство в их организации, однако членство в этих организациях субъектов РФ пока не оформлено на законодательном уровне.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что хотя субъекты РФ не обладают в полной мере элементами правосубъектности тенденция развития в субъекте международного право присутствует, что безусловно требует отражения в законодательных актах федерации.
2.4. Разграничение между Федерацией и субъектами предметов ведения
Федерация не может обладать безграничными полномочиями по управлению страной, поэтому она должна делиться полномочиями с субъектами, поэтому проблема определения компетенции федеральных органов власти является наиболее сложной в любом федеративном государстве.
Субъекты РФ заинтересованы в наличии сильной федеральной власти, наделенной полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов, но в то же время субъекты не заинтересованы в потере или ослаблении самостоятельности в принятии решений, касающихся жизни своего населения.
И это противоречие заставляет власти проводить разграничение компетенций государственных органов федерации и ее субъектов.
В мировой практике существует следующая
формула решения проблемы:
1. исключительная компетенция федеральных
органов власти
2. совместная компетенция
3. исключительная компетенция
Эта формула применяется в США, Германии, Австрии и др.федерациях. В Конституции Российской Федерации в ст.71 отражен перечень вопросов ведения федерации, а в ст.72 – перечень вопросов, находящихся в совместной ведении федерации и субъектов федерации, ст.73 закреплена компетенция субъектов федерации.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и субъектов федерации возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров, касающихся этих вопросов. Положения ч.3 ст. 11 Конституции РФ призваны воспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или путем произвольного принятия законов субъектами РФ. Отнесение Конституцией ряда вопросов к ведению федерации означает установление исключительной компетенции федеральных органов (Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания). Исключительной компетенцией этих органов является издание правовых актов по перечисленным вопросам, осуществление нормативного регулирования и текущего управления. В вопросы, находящиеся в ведении федерации не вправе вмешиваться органы государственной власти субъектов федерации.
Предметы ведения и полномочия государственных органов Российской Федерации условно можно разделить на группы:
1. Вопросы государственного
Информация о работе Субъект Федерации: государственно-правовой статус