Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 09:52, курсовая работа
Цель работы: изучить и проанализировать конституционно-правовой статус субъектов в составе РФ.
Задачи:
- изучить понятие субъекта, его статуса в составе РФ;
- изучить особенности конституционно-правового статуса в составе РФ;
- подробно рассмотреть правовой статус республик, краев, областей, городов федерального значения;
- исследовать правовые проблемы утраты статуса субъекта РФ.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности субъектов РФ по национальному составу и статусу…7
Глава 2. Признаки субъекта Федерации………………………………………12
2.1. Наличие собственного нормативного правового акта высшей юридической силы (Конституция, Устав)……………………………………..13
2.2. Государственная власть субъекта Федерации……………………….…...14
2.2.1. Органы законодательной (представительной ) власти…………………17
2.2.2. Органы исполнительной власти………………………………………….22
2.2.3. Органы судебной власти………………………………………………….25
2.3. Международно-правовой статус субъекта……………………………..….27
2.4. Разграничение между Федерацией и субъектами предметов ведения……………………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...41
2. Вопросы регулирования
3. Вопросы внешней политики и
внешнеэкономическая
4. Вопросы обороны и охраны границы.
5. Вопросы, связанные с учреждением правоохранительных органов и создание правовой системы:
6. Вопросы метеорологии, статистической отчетности и др., метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая схема и исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет.
7. Государственные награды и почетные звания РФ.
Из перечня вопросов, относящихся к компетенции РФ можно сделать вывод в отношении прерогатив Федерации:
1. только на федеральном уровне можно менять Конституцию, принимать законы о гражданстве и др.
2. на территории субъектов могут
располагаться объекты
3. только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, путей сообщения и деятельность в космосе;
4. только федеральные органы
власти вправе осуществлять
5. вооруженные силы едины для всей страны, ни один субъект не вправе создавать собственные вооруженные формирования;
6. судоустройство и прокуратура
являются едиными для всей
страны, только на федеральном
уровне можно объявлять о
К вопросам совместного ведения федерации и субъектов федерации относят вопросы в равной степени значимые как для федерации так и для субъекта. Следовательно, могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты Президентов и глав администраций субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, они направлены на регулирование в определенной части со стороны федеральных органов. Предметы ведения и полномочия субъектов Федерации закреплены ст.72 Конституции РФ, их также можно разделить на несколько групп:
1. Вопросы государственного
2. Вопросы регулирования
3. Вопросы деятельности
4. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.
Из представленного перечня вопросов видно, что определенная часть отраслей права (административное, трудовое) регулируется Федерацией и субъектами совместно, а часть отраслей (Гражданское, уголовное – только Федерацией. Федерация совместно с субъектами регулирует социальную сферу жизни населения. В отношении создания системы органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления за Федерацией закреплены только общие принципы. К предметам исключительного ведения субъекта Федерации в основном относят:
1. принятие устава, внесение в него изменений и дополнений, контроль за его соблюдением;
2. Установление системы органов государственной власти субъекта, порядок организации деятельности;
3. законодательство субъекта;
4. административно-
5. защите государственно-
6. государственная собственность субъекта и управление ею;
7. государственная служба в части, не отнесенной к ведению РФ;
8. правовое регулирование
9. областной бюджет, областные налоги, сборы, отчисления во внебюджетные фонды;
10. экономическое и социальное развитие субъекта, совершенствование ее политической системы;
11. международные и
12. программы жизнеобеспечения населения субъекта;
Государственные награды, областные премии и почетные звания субъекта.
Рассматривая вопрос о правовом статусе субъектов в составе Российской Федерации, можно сказать, что субъекты в соответствии со своими конституциями, уставами располагают собственным правовым пространством. Поэтому проблема заключается в том, как оптимально совместить правовое поле субъекта федерации с общим правовым пространством Федерации, при этом разумно распределив полномочия.
Современное состояние федерализма создает противоречие. В новых условиях национально-территориальные и территориальные субъекты Федерации с одной стороны равноправны в отношениях с федеральным центром и между собой, а с другой стороны – есть различие в политическом и государственно-правовом статусе. В этом случае развитие федерализма будет зависеть от эффективности разрешения появляющихся противоречий между равноправием республик и других субъектов Федерации.
Реализацию принципа равноправия субъектов федерации необходимо осуществлять при уважении прав республик на политический статус, который проявляется в наличии атрибутов (гимн, флаг, герб, конституция) и наличие второго языка наряду с общегосударственным.
Асимметрия в построении и статусе субъектов не служит показателем недоработки в системе государственного устройства, но при равных прочих условиях конституционные возможности выравнивания государственного уровня субъектов не должны быть упущены в ходе эволюционного процесса развития.
Границы между субъектами РФ могут быть
изменены с их взаимного согласия при
участии Федерации, утверждаются такие
изменения Советом Федерации. Субъекты самостоятельно
устанавливают деление своей территории,
создают административно-
Субъекты обладают собственной разветвленной правовой системой, которая позволяет им полностью регулировать вопросы собственного ведения, вопросы совместного с Федерацией ведения, если они не урегулированы ею..
В основе правовой системы республик находятся их конституции, др.субъектов –их уставы. В большинстве республик приняты и реализуются законы, акты президентов, правительств, губернаторов и т.п., но правовая система субъекта является частью федеральной системы и не может ей противоречить.
Субъекты Федерации имеют собственную сферу вопросов ведения. За пределами исключительной компетенции РФ и в сфере совместной компетенции, в той части, где не приняты федеральные законы, они вправе самостоятельно регулировать соответствующие отношения. В сфере совместной компетенции действует норма федерального права, но в сфере исполнительной компетенции субъектов верховенство имеет закон субъекта РФ.
Конституционно-правовой статус субъекта РФ предполагает две группы правообязанностей: статутные и реализуемые во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Итак, конституционно-правовая ответственность субъекта РФ выглядит как мера принуждения за виновно совершенное правонарушение в рамках федеративных отношений. На основании этого можно казать, что решить возникающие проблемы возможно путем совершенствования законодательной базы, определяющей основы разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ.
Необходимо четко определить границы участия РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения, конкретизировать полномочия РФ и субъектов РФ в вопросах совместного ведения.
Без совершенствования конституционно-правого статуса субъектов РФ и устранения существующих противоречий и недоработок конституционных норм дальнейшее развитие федерализма будет весьма затруднительным.
Список использованных источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) "О Конституционном Суде Российской Федерации"
3. Федеральный закон от
04.01.1999 №4-ФЗ «О координации
4. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, №42 ст.5005, «Российская газета».
5. Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ 17.06.2002, ст.2253
6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. (Учебник) Мишин А.А. (2009, 560с.)
7. Ливеровский А. А. О статусе субъекта РФ // Правоведение. 2000. № 2.
8. Усс А. В., Безруков А. В., Кондрашев А. А. Проблемы образования субъектов РФ и изменения их конституционно-правового статуса в контексте перспектив российского федерализма // Журнал российского права. №7. с. 20
9. Чиркин В. Е. О сущности субъекта федерации: традиции и реалии // Государство и право. 2003. № 7.
10.Кисельников А. К вопросу о региональной политике правительства. – Сов. Сибирь.– С.2. 2004.
11. http://www.consultant.ru/
12. http://www.bibliofond.ru/
13. http://law.edu.ru/
14. http://www.gks.ru/
1Конституция Российской Федерации , принята всенародным голосование 1993 г.
2 Усс А. В., Безруков А. В., Кондрашев А. А. Проблемы образования субъектов РФ и изменения их конституционно-правового статуса в контексте перспектив российского федерализма // Журнал российского права.
3 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. (Учебник) Мишин А.А. (2009, 560с.)
4 п.11 ст.II Договора РФ и Татарстана и п.14 ст.3 Договора РФ
Информация о работе Субъект Федерации: государственно-правовой статус