Субъект Федерации: государственно-правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить и проанализировать конституционно-правовой статус субъектов в составе РФ.
Задачи:
- изучить понятие субъекта, его статуса в составе РФ;
- изучить особенности конституционно-правового статуса в составе РФ;
- подробно рассмотреть правовой статус республик, краев, областей, городов федерального значения;
- исследовать правовые проблемы утраты статуса субъекта РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности субъектов РФ по национальному составу и статусу…7
Глава 2. Признаки субъекта Федерации………………………………………12
2.1. Наличие собственного нормативного правового акта высшей юридической силы (Конституция, Устав)……………………………………..13
2.2. Государственная власть субъекта Федерации……………………….…...14
2.2.1. Органы законодательной (представительной ) власти…………………17
2.2.2. Органы исполнительной власти………………………………………….22
2.2.3. Органы судебной власти………………………………………………….25
2.3. Международно-правовой статус субъекта……………………………..….27
2.4. Разграничение между Федерацией и субъектами предметов ведения……………………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

2. Вопросы регулирования экономики  и социального развития:

    • Федеральная государственная собственность и управление ею;
    • Установление основ федеральной политик и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;
    • Установление правовых основ единого рынка, финансовое, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
    • Федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;
    • Федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация, связь, исследование космоса;

3. Вопросы внешней политики и  внешнеэкономическая деятельность:

    • Внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы войны и мира;
    • Внешнеэкономические отношения РФ.

4. Вопросы обороны и охраны  границы.

    • Оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
    • Определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

5. Вопросы, связанные с учреждением  правоохранительных органов и  создание правовой системы:

    • Судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности;
    • Федеральное коллизионное право.

6. Вопросы метеорологии, статистической  отчетности и др., метеорологическая  служба, стандарты, эталоны, метрическая схема и исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет.

7. Государственные награды и  почетные звания РФ.

Из перечня вопросов, относящихся к компетенции РФ можно сделать вывод в отношении прерогатив Федерации:

1. только на федеральном уровне  можно менять Конституцию, принимать  законы о гражданстве и др.

2. на территории субъектов могут  располагаться объекты федеральной  собственности;

3. только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, путей сообщения и деятельность в космосе;

4. только федеральные органы  власти вправе осуществлять внешнюю  политику, объявлять войну и заключать  мир;

5. вооруженные силы едины для  всей страны, ни один субъект не вправе создавать собственные вооруженные формирования;

6. судоустройство и прокуратура  являются едиными для всей  страны, только на федеральном  уровне можно объявлять о помиловании  и амнистии и др.

К вопросам совместного ведения федерации и субъектов федерации относят вопросы в равной степени значимые как для федерации так и для субъекта. Следовательно, могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты Президентов и глав администраций субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, они направлены на регулирование в определенной части со стороны федеральных органов. Предметы ведения и полномочия субъектов Федерации закреплены ст.72 Конституции РФ, их также можно разделить на несколько групп:

1. Вопросы государственного строительства  и защиты прав и свобод граждан  территории.

    • Обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов Конституции РФ и федеральным законам.
    • Защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;
    • Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общин;
    • Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

2. Вопросы регулирования экономики  и социального развития:

    • Вопросы владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами, недрами, водными и природными ресурсами;
    • Разграничение государственной собственности;
    • Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников культуры и истории.
    • Общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта;
    • Координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;
    • Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
    • Установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

3. Вопросы деятельности правоохранительных  органов и правовой системы:

    • Административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
    • Кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат.

4. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Из представленного перечня вопросов видно, что определенная часть отраслей права (административное, трудовое) регулируется Федерацией и субъектами совместно, а часть отраслей (Гражданское, уголовное – только Федерацией. Федерация совместно с субъектами регулирует социальную сферу жизни населения. В отношении создания системы органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления за Федерацией закреплены только общие принципы. К предметам исключительного ведения субъекта Федерации в основном относят:

1. принятие устава, внесение в  него изменений и дополнений, контроль за его соблюдением;

2. Установление системы органов  государственной власти субъекта, порядок организации деятельности;

3. законодательство субъекта;

4. административно-территориальное  устройство субъекта;

5. защите государственно-правового  статуса субъекта;

6. государственная собственность  субъекта и управление ею;

7. государственная служба в части, не отнесенной к ведению РФ;

8. правовое регулирование организации  местного самоуправления на основе  общих принципов, установленных  федеральным законом;

9. областной бюджет, областные налоги, сборы, отчисления во внебюджетные  фонды;

10. экономическое и социальное  развитие субъекта, совершенствование  ее политической системы;

11. международные и внешнеэкономические  связи субъекта;

12. программы жизнеобеспечения  населения субъекта;

Государственные награды, областные премии и почетные звания субъекта.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассматривая вопрос о правовом статусе субъектов в составе Российской Федерации, можно сказать, что субъекты в соответствии со своими конституциями, уставами  располагают собственным правовым пространством. Поэтому проблема заключается в том, как оптимально совместить правовое поле субъекта федерации с общим правовым пространством Федерации, при этом разумно распределив полномочия.

Современное состояние федерализма создает противоречие. В новых условиях национально-территориальные и территориальные субъекты Федерации с одной стороны равноправны в отношениях с федеральным центром и между собой, а с другой стороны – есть различие в политическом и государственно-правовом статусе. В этом случае развитие федерализма будет зависеть от эффективности разрешения появляющихся противоречий между равноправием республик и других субъектов Федерации.

Реализацию принципа равноправия субъектов федерации необходимо осуществлять при уважении прав республик на политический статус, который проявляется в наличии атрибутов (гимн, флаг, герб, конституция) и наличие второго языка наряду с общегосударственным.

Асимметрия в построении и статусе субъектов не служит показателем недоработки в системе государственного устройства, но при равных прочих условиях конституционные возможности выравнивания государственного уровня субъектов не должны быть упущены в ходе эволюционного процесса развития.

Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия при участии Федерации, утверждаются такие изменения Советом Федерации. Субъекты самостоятельно устанавливают деление своей территории, создают административно-территориальные единицы, издают законы о местном самоуправлении и организуют его деятельность.

Субъекты обладают собственной разветвленной правовой системой, которая позволяет им полностью регулировать вопросы собственного ведения, вопросы совместного с Федерацией ведения, если они не урегулированы ею..

В основе правовой системы республик находятся их конституции, др.субъектов –их уставы. В большинстве республик приняты и реализуются законы, акты президентов, правительств, губернаторов и т.п., но правовая система субъекта является частью федеральной системы и не может ей противоречить.

Субъекты Федерации имеют собственную сферу вопросов ведения. За пределами исключительной компетенции РФ и в сфере совместной компетенции, в той части, где не приняты федеральные законы, они вправе самостоятельно регулировать соответствующие отношения.  В сфере совместной компетенции действует норма федерального права, но в сфере исполнительной компетенции субъектов верховенство имеет закон субъекта РФ.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ предполагает две группы правообязанностей: статутные  и реализуемые во взаимоотношениях с федеральными органами государственной  власти.

Итак, конституционно-правовая ответственность субъекта РФ выглядит как мера принуждения за виновно совершенное правонарушение в рамках федеративных отношений. На основании этого можно казать, что решить возникающие проблемы возможно путем совершенствования законодательной базы, определяющей основы разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ.

Необходимо четко определить границы участия РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения, конкретизировать полномочия РФ и субъектов РФ в вопросах совместного ведения.

Без совершенствования конституционно-правого статуса субъектов РФ и устранения существующих противоречий и недоработок конституционных норм дальнейшее развитие федерализма будет весьма затруднительным.

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Конституция Российской  Федерации (принята всенародным  голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от  05.02.2014 N 2-ФКЗ)

2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) "О Конституционном Суде Российской Федерации"

3. Федеральный закон от 04.01.1999 №4-ФЗ «О координации международных  и внешнеэкономических связей  субъектов РФ» //Собрание законодательства РФ, №2,11.01.1999, ст.231

4. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, №42 ст.5005, «Российская газета».

5. Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ 17.06.2002, ст.2253

6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. (Учебник) Мишин А.А. (2009, 560с.)

7. Ливеровский А. А. О статусе субъекта РФ // Правоведение. 2000. № 2.

8. Усс А. В., Безруков А. В., Кондрашев А. А. Проблемы образования субъектов РФ и изменения их конституционно-правового статуса в контексте перспектив российского федерализма // Журнал российского права. №7. с. 20

9. Чиркин В. Е. О сущности субъекта федерации: традиции и реалии // Государство и право. 2003. № 7.

10.Кисельников А. К вопросу о региональной политике правительства. – Сов. Сибирь.– С.2. 2004.

11. http://www.consultant.ru/

12. http://www.bibliofond.ru/

13. http://law.edu.ru/

14. http://www.gks.ru/

1Конституция Российской Федерации , принята всенародным голосование 1993 г.

2 Усс А. В., Безруков А. В., Кондрашев А. А. Проблемы образования субъектов РФ и изменения их конституционно-правового статуса в контексте перспектив российского федерализма // Журнал российского права.

3 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. (Учебник) Мишин А.А. (2009, 560с.)

 

4 п.11 ст.II Договора РФ и Татарстана и п.14 ст.3 Договора РФ

Информация о работе Субъект Федерации: государственно-правовой статус