Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 13:52, курсовая работа
Оперативно-розыскная деятельность преследует решение следующих основных задач, таких как выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Субъекты оперативно–розыскной деятельности являются важнейшей составной, или даже, скорее всего основой всего оперативно–розыскного права. Им выступает участник оперативно-розыскной деятельности, на которого законодатель возложил обязанности в оперативно-розыскной деятельности, которому представил для их выполнения соответствующие права и который подлежит ответственности в случае их ненадлежащего исполнения.
Введение
1. Понятие оперативных подразделений
2. Компетенция и полномочия конкретных оперативно–розыскных органов
3. Обязанности оперативно–розыскных органов
4. Права оперативно-розыскных органов
Заключение
Список использованной литературы
Руководство деятельностью ФСКН осуществляет Президент РФ. Основными задачами ФСКН, связанными с ОРД, являются:
- обеспечение
контроля за оборотом
- выявление,
предупреждение, пресечение, раскрытие
и предварительное
- координация
деятельности федеральных
- создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;
- осуществление
в соответствии с международным
ФСКН осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в ее систему региональные управления ФСКН, управления (отделы) ФСКН по субъектам РФ, иные организации и пот разделения, созданные в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач, возложенных па ФСКН.
Согласно Положению ФСКН осуществляет следующие полномочия, требующие оперативно-розыскного обеспечения:
- производит
дознание и предварительное
- организует и осуществляет розыск лиц, которые обвиняются или подозреваются в совершении преступлений; отнесенных в соответствии с законодательством РФ к подследственности органов наркоконтроля, и скрылись от органов предварительного расследования или суда либо местонахождение которых неизвестно;
- осуществляет контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в пределах своей компетенции — в области оборота сильнодействующих веществ;
- осуществляет в соответствии с законодательством РФ лицензирование деятельности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и выдачу необходимых разрешений;
- осуществляет
в соответствии с
- осуществляет
контроль за соблюдением
- осуществляет в пределах своей компетенции противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступлений, отнесенных законодательством РФ к подследственности органов наркоконтроля;
- создает и использует информационные системы и банки данных в установленной сфере деятельности, ведет криминалистические учеты, осуществляет справочно-информационное обеспечение органов наркоконтроля;
- устанавливает
в соответствии с
- обеспечивает собственную безопасность органов наркоконтроля;
- обеспечивает
в соответствий с
ФСКН в целях реализации своих полномочий в сфере ОРД имеет право:
- запрашивать
и получать от федеральных
органов государственной
- проводить
проверки юридических лиц и
индивидуальных
- использовать
в целях зашифровки личности
сотрудников, ведомственной
- использовать наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры в экспертной и иной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Организует ОРД в ФСКН Оперативно-розыскной департамент. В его состав входят следующие оперативные подразделения:
-Управление
но противодействию
- Управление
по подрыву экономических
- Управление
по контролю за легальным
Служба внешней разведки РФ и орган внешней разведки Минобороны России (ГРУТШ ВС) осуществляют ОРД, как уже было отмечено, только в целях их собственной безопасности.
3.Обязанности оперативно – розыскных органов
Ст. 14 ФЗ об ОРД содержит перечень обязанностей ОРО:
- принимать
в пределах своих полномочий
все необходимые меры по
- исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству;
- выполнять па основе и в порядке, предусмотренных международными договорами РФ, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб Иностранных государств;
- информировать другие ОРО на территории РФ о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь;
- соблюдать
правила конспирации при
- содействовать
обеспечению в порядке,
Если в ст. 1 ФЗ об ОРД указываются права и свободы человека и гражданина, которые уже могут быть нарушены и отдельные из них уже нельзя восстановить, то в ст. 14 ФЗ об ОРД акцент делается именно на деятельности субъектов, при помощи которой обеспечивается зашита права от противоправных посягательств посредством мер, предусмотренных законом, которые сами должны соответствовать требованию соблюдения конституционных прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции РФ.
Это непосредственно согласуется с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
ОРО обязаны исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству.
Данная обязанность прямо связана с положениями норм УПК, определяющими права органов дознания, следователя, прокурора и суда давать ОРО отдельные поручения о проведении ОРД .Требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами (ст. 21 УПК).8 Отдельные следственные действия практически не могут быть проведены без участия оперативных подразделений, например прослушивание и запись переговоров (ст. 186 УПК).
Поручения, указания
и решения адресуются компетентному
ОРО, а не его должностным лицам.
Исключение может составлять работа
в составе одной следственно-
Россия является участником многих международных договоров о сотрудничестве в сфере предупреждения и раскрытия преступлений, которые содержат нормы о применении специальных методов расследования и другие меры, имеющие прямое или косвенное отношение к ОРД. Предусмотренные рядом конвенций уголовно-правовые и уголовно-процессуальные меры борьбы с преступностью реализуются при помощи именно оперативно-розыскных средств и методов.
Государства - участники международных договоров осуществляют свои обязательства в соответствии с принципами суверенного равенства и территориальной целостности государств и принципом невмешательства во внутренние дела других государств. Государства-участники не наделяются правом осуществлять па территории другого государства юрисдикцию и функции, которые входят исключительно в компетенцию Органов этого другого государства в соответствии с его внутренним законодательством.
В этой связи в международных договорах и российских нормативных правовых актах предусмотрено проведение ОРД на основании международных запросов правоохранительных органов.
Запросы международных
правоохранительных организаций правоохранительных
органов и спецслужб
Запросы направляются
в письменной форме или с помощью
любых средств, предоставляющих
возможность составить
Требования к запросам о правовой помощи по борьбе с различными видами преступлений изложены в различных конвенциях и соглашениях, в которых участвует РФ.
В соответствии со ст. 1, 6—8, 13 ФЗ об ОРД оперативные подразделения ОРО осуществляют эту деятельность в пределах своих полномочий. Исходя из этого в случаях, когда им стало известно о фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции других ОРО, они обязаны проинформировать их об этом и оказать необходимую помощь.
Реализация
ст. 14 ФЗ об ОРД не только осуществляет
предписания о компетенции
ОРД основывается на соблюдении принципов конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств, практической необходимости сохранять в тайне сам факт проведения ОРМ от их объектов либо цель и существо проводимых мероприятий, а также сведений о лицах, внедренных в ОП Г, оказывающих либо оказывавших конфиденциальное содействие ОРО. Эти обстоятельства обусловливают конспирацию в ОРД и предопределяют законодательное закрепление обязанности по ее соблюдению.
Информация о работе Субъекты оперативно-розыскной деятельности