Субъекты оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Оперативно-розыскная деятельность преследует решение следующих основных задач, таких как выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Субъекты оперативно–розыскной деятельности являются важнейшей составной, или даже, скорее всего основой всего оперативно–розыскного права. Им выступает участник оперативно-розыскной деятельности, на которого законодатель возложил обязанности в оперативно-розыскной деятельности, которому представил для их выполнения соответствующие права и который подлежит ответственности в случае их ненадлежащего исполнения.

Содержание работы

Введение
1. Понятие оперативных подразделений
2. Компетенция и полномочия конкретных оперативно–розыскных органов
3. Обязанности оперативно–розыскных органов
4. Права оперативно-розыскных органов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Оглавление контрольная орд.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Руководство деятельностью ФСКН осуществляет Президент РФ. Основными задачами ФСКН, связанными с ОРД, являются:

- обеспечение  контроля за оборотом наркотических  средств, психотропных веществ  и их прекурсоров и осуществление  мер по противодействию их  незаконному обороту;

- выявление,  предупреждение, пресечение, раскрытие  и предварительное расследование  преступлений, которые отнесены  законодательством РФ к подследственности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (органов наркоконтроля);

- координация  деятельности федеральных органов  исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления  в сфере оборота наркотических  средств, психотропных веществ  и их прекурсоров, а также  в области противодействия их незаконному обороту;

- создание и  ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;

- осуществление  в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов РФ по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.

ФСКН осуществляет свою деятельность непосредственно  и через входящие в ее систему  региональные управления ФСКН, управления (отделы) ФСКН по субъектам РФ, иные организации и пот разделения, созданные в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач, возложенных па ФСКН.

Согласно Положению  ФСКН осуществляет следующие полномочия, требующие оперативно-розыскного обеспечения:

- производит  дознание и предварительное следствие  по уголовным делам о преступлениях,  отнесенных законодательством РФ  к подследственности органов  наркоконтроля;

- организует  и осуществляет розыск лиц,  которые обвиняются или подозреваются в совершении преступлений; отнесенных в соответствии с законодательством РФ к подследственности органов наркоконтроля, и скрылись от органов предварительного расследования или суда либо местонахождение которых неизвестно;

- осуществляет контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в пределах своей компетенции — в области оборота сильнодействующих веществ;

- осуществляет  в соответствии с законодательством РФ лицензирование деятельности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и выдачу необходимых разрешений;

- осуществляет  в соответствии с законодательством  РФ хранение, перевозку и уничтожение  конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых тля производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;

- осуществляет  контроль за соблюдением порядка  уничтожения наркотических средств,  психотропных веществ и их  прекурсоров, а также инструментов и оборудования, находящихся пол специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных Веществ;

- осуществляет  в пределах своей компетенции  противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступлений, отнесенных законодательством РФ к подследственности органов наркоконтроля;

- создает и использует информационные системы и банки данных в установленной сфере деятельности, ведет криминалистические учеты, осуществляет справочно-информационное обеспечение органов наркоконтроля;

- устанавливает  в соответствии с существующими  стандартами единые требования к организации делопроизводства в системе органов наркоконтроля, организует хранение и использование оперативных, следственных, архивных и других материалов, а также определяет перечень ДОУ, порядок их ведения;

- обеспечивает  собственную безопасность органов наркоконтроля;

- обеспечивает  в соответствий с законодательством  РФ защиту сотрудников, федеральных  государственных служащих и работником  органов наркоконтроля, лиц, оказывающих  содействие этим органам, участников  уголовного судопроизводства по делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов наркоконтроля, и их близких, на жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также на имущество которых совершаются преступные посягательства.

ФСКН в целях  реализации своих полномочий в сфере ОРД имеет право:

- запрашивать  и получать от федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти  субъектов РФ, органов местного  самоуправления, а также от организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности документы, справочные и иные материалы, необходимые для решения задач, возложенных па ФСКН;

- проводить  проверки юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную  с оборотом наркотических средств,  психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ;

- использовать  в целях зашифровки личности  сотрудников, ведомственной принадлежности  подразделений и организаций,  помещении и транспортных средств  органов наркоконтроля, а также  личности граждан, оказывающих содействие указанным органам на конфиденциальной основе, документы других федеральных органом исполнительной власти и организаций;

- использовать  наркотические средства, психотропные  вещества и их прекурсоры в  экспертной и иной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Организует  ОРД в ФСКН Оперативно-розыскной департамент. В его состав входят следующие оперативные подразделения:

-Управление  но противодействию наркопреступности;

- Управление  по подрыву экономических основ  наркопреступности;

- Управление  по контролю за легальным оборотом  наркотиков.

Служба внешней  разведки РФ и орган внешней разведки Минобороны России (ГРУТШ ВС) осуществляют ОРД, как уже было отмечено, только в целях их собственной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Обязанности оперативно – розыскных органов

Ст. 14 ФЗ об ОРД содержит перечень обязанностей ОРО:

- принимать  в пределах своих полномочий  все необходимые меры по защите  конституционных прав и свобод  человека и гражданина, собственности,  а также по обеспечению безопасности общества и государства;

- исполнять  в пределах своих полномочий  поручения в письменной форме  органа дознания, следователя, указания  прокурора и решения суда о  проведении ОРМ по уголовным  делам, принятым ими к производству;

- выполнять па основе и в порядке, предусмотренных международными договорами РФ, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб Иностранных государств;

- информировать  другие ОРО на территории РФ о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь;

- соблюдать  правила конспирации при осуществлении  ОРД;

- содействовать  обеспечению в порядке, установленном законодательством РФ, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, участников уголовного судопроизводства, a так же членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Если в ст. 1 ФЗ об ОРД указываются права и свободы человека и гражданина, которые уже могут быть нарушены и отдельные из них уже нельзя восстановить, то в ст. 14 ФЗ об ОРД акцент делается именно на деятельности субъектов, при помощи которой обеспечивается зашита права от противоправных посягательств посредством мер, предусмотренных законом, которые сами должны соответствовать требованию соблюдения конституционных прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции РФ.

Это непосредственно  согласуется с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

ОРО обязаны исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству.

Данная обязанность  прямо связана с положениями норм УПК, определяющими права органов дознания, следователя, прокурора и суда давать ОРО отдельные поручения о проведении ОРД .Требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами (ст. 21 УПК).8 Отдельные следственные действия практически не могут быть проведены без участия оперативных подразделений, например прослушивание и запись переговоров (ст. 186 УПК).

Поручения, указания и решения адресуются компетентному  ОРО, а не его должностным лицам. Исключение может составлять работа в составе одной следственно-оперативной  группы (СОГ). В этом случае поручения следователя, который руководит расследованием, обязательны для оперативного работника. В поручении не может определяться вид и тактика проведения ОРМ. Выбор средств, методов и тактических приемов решения поставленных задач является прерогативой ОРО, а определение исполнителей поручения руководителей этих органов.

Россия является участником многих международных договоров  о сотрудничестве в сфере предупреждения и раскрытия преступлений, которые  содержат нормы о применении специальных методов расследования и другие меры, имеющие прямое или косвенное отношение к ОРД. Предусмотренные рядом конвенций уголовно-правовые и уголовно-процессуальные меры борьбы с преступностью реализуются при помощи именно оперативно-розыскных средств и методов.

Государства - участники  международных договоров осуществляют свои обязательства в соответствии с принципами суверенного равенства и территориальной целостности государств и принципом невмешательства во внутренние дела других государств. Государства-участники не наделяются правом осуществлять па территории другого государства юрисдикцию и функции, которые входят исключительно в компетенцию Органов этого другого государства в соответствии с его внутренним законодательством.

В этой связи  в международных договорах и российских нормативных правовых актах предусмотрено проведение ОРД на основании международных запросов правоохранительных органов.

Запросы международных  правоохранительных организаций правоохранительных органов и спецслужб иностранных  государств согласно ст. 7 ФЗ об ОРД являются основанием дня проведения ОРМ. Поэтому выполнение на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами РФ, запросов соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств является одной из обязанностей ОРО.

Запросы направляются в письменной форме или с помощью  любых средств, предоставляющих  возможность составить письменную запись. При чрезвычайных обстоятельствах  и в случае согласования государствами-участниками запросы могут быть переданы и в устой форме, но с последующим их письменным подтверждением.

Требования  к запросам о правовой помощи по борьбе с различными видами преступлений изложены в различных конвенциях и соглашениях, в которых участвует РФ.

В соответствии со ст. 1, 6—8, 13 ФЗ об ОРД оперативные подразделения ОРО осуществляют эту деятельность в пределах своих полномочий. Исходя из этого в случаях, когда им стало известно о фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции других ОРО, они обязаны проинформировать их об этом и оказать необходимую помощь.

Реализация  ст. 14 ФЗ об ОРД не только осуществляет предписания о компетенции субъектов  ОРД, но и стимулирует межведомственное взаимодействие ОРО. Обмен информацией происходит с соблюдением мер конспирации, сохранения в тайне источников этой информации. Обмен информацией и межведомственное взаимодействие обусловлены и характером проводимых ОРМ.

ОРД основывается на соблюдении принципов конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств, практической необходимости сохранять в тайне сам факт проведения ОРМ от их объектов либо цель и существо проводимых мероприятий, а также сведений о лицах, внедренных в ОП Г, оказывающих либо оказывавших конфиденциальное содействие ОРО. Эти обстоятельства обусловливают конспирацию в ОРД и предопределяют законодательное закрепление обязанности по ее соблюдению.

Информация о работе Субъекты оперативно-розыскной деятельности