Субъекты оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Оперативно-розыскная деятельность преследует решение следующих основных задач, таких как выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Субъекты оперативно–розыскной деятельности являются важнейшей составной, или даже, скорее всего основой всего оперативно–розыскного права. Им выступает участник оперативно-розыскной деятельности, на которого законодатель возложил обязанности в оперативно-розыскной деятельности, которому представил для их выполнения соответствующие права и который подлежит ответственности в случае их ненадлежащего исполнения.

Содержание работы

Введение
1. Понятие оперативных подразделений
2. Компетенция и полномочия конкретных оперативно–розыскных органов
3. Обязанности оперативно–розыскных органов
4. Права оперативно-розыскных органов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Оглавление контрольная орд.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

При помощи мер  конспирации обеспечиваются эффективность  ОРД. безопасность участников ОРМ, лиц, сотрудничающих с ОРО.

Правила конспирации  в ФЗ об ОРД и ведомственных  нормативных правовых актах прямо  не обозначены. Вместе с тем правила конспирации выработаны многолетней оперативно-розыскной практикой и включают комплекс приемов, средств и методов при помощи которых обеспечиваются сохранение в тайне фактов проведения ОРМ, зашифровка их целей и участников.

Содействие  обеспечению безопасности и сохранности  имущества своих сотрудников, оказывающих  содействие ОРО, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств как обязанность органов ОРО заключается в применении всего арсенала оперативно-розыскных средств, направленных на решение этих задач.

Под мерами безопасности понимаются предусмотренные законом  меры, направленные на обеспечение защиты жизни и здоровья -защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность. К таким мерам, в частности, относятся: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещение об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах: перевод на другую работу (службу), изменение внешности, изменение мест работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося пол стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе пере вод из одною места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

При наличии  данных о реальной угрозе убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения ею имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве в отношении защищаемого липа могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством РФ.

Меры безопасности применяются на основании письменного  заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних - на основании письменного заявления их родителей или лиц их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

ОРД но отношению к указанным выше мерам носит обеспечивающий характер. Именно посредством проведения ОРМ можно установить данные об угрозе убийства или насилия в отношении защищаемого лица, уничтожении или повреждении ею имущества. При помощи оперативно-розыскных средств и методов становится возможным обеспечить реальную безопасность, поскольку если посягательство на личность защищаемого лица или на его имущество уже состоялось, то и средства обеспечения безопасности уже теряют практическое значение при наличии соответствующих последствий такого посягательства и необходимо применять меры социальной поддержки, которые являются компенсацией за причиненный вред или ущерб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Права оперативно-розыскных органов

Согласно ст. 15 ФЗ об ОРД при решении задач ОРО имеют право:

- проводить  гласно и негласно ОРМ, производить  при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

- устанавливать  на безвозмездной либо возмездной  основе отношения сотрудничества с лицами изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе;

- использовать  в ходе проведения ОРМ

 по договору  или устному соглашению служебные  помещения, имущество предприятий,  учреждений, организаций, воинских  частей, а также жилые и нежилые  помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;

- использование  в целях конспирации документы,  зашифровывающие личность должностных  лиц, ведомственную принадлежность  предприятий, учреждений, организаций,  подразделений, помещений и транспортных  средств ОРО, а также личность конфидентов;

- создавать  в установленном законодательством  РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения,  необходимые для решения задач  ОРД.

Статья 15 ФЗ об ОРД определяет лишь наиболее общие группы прав ОРО; соответственно, права этих органов не ограничиваются предписаниями указанной статьи, а изложены и в иных нормах ФЗ об ОРД и других ФЗ. В частности, в ст. 13 ФЗ об ОРД закреплено право ОРО па проведение совместно с работниками УИС ОРМ в СИЗО.

Как уже отмечалось, ОРО имеют право на проведение ОРМ как гласно, так и негласно. Гласное проведение ОРМ предполагает выполнение действий, образующих содержание мероприятия, при которых не скрываются ни факт ОРМ, ни субъекты, его осуществляющие, ни истинные цели этого мероприятия. При проведении ОРМ негласно от их объектов и иных лиц скрывается сам факт осуществления действий, образующих ОРМ, а также личность субъектов, их проводящих.

Вместе с  тем элементы гласности присутствуют в различных ОРМ. Например, невозможно представить себе негласный опрос потенциальных свидетелей на месте совершения преступления или негласное наведение справок при направлении официальных запросов на предприятия, в учреждения, организацией. Элементы гласности в той или иной мере присутствуют и в других ОРМ, даже таких, казалось бы сугубо негласных, как ПТП, проверочная закупка, контролируемая поставка, оперативное внедрение или оперативный эксперимент. Нередко они, начинаясь негласно, в процессе их проведения переходят в гласную форму.

В ОРД выделяется и такая разновидность ОРМ, как зашифрованные, т.е. мероприятия, при проведении которых скрывается их истинная цель и (или) ведомственная принадлежность субъектов.

Ряд ОРМ непосредственно  связаны с выявлением предметов и документов, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств (ПТП, снятие информации с технических каналов связи, сбор образцов и др.), а также с их использованием в процессе проведения ОРМ (оперативный эксперимент, контролируемая поставка), при осуществлении ОРМ могут быть обнаружены и предметы, изъятые либо ограниченные в свободном обороте. В этой связи при проведении ОРМ их субъекты вправе производить изъятие предметов, материалов и сообщений.

Изъятие предметов  и материалов осуществляется для  обеспечения их сохранности, исследования, предупреждения преступлений, документирования преступных действий.

Изъятие предметов  и материалов может осуществляться в результате проведения ОРМ либо являться составной частью мероприятия (например, сбора образцов для сравнительного исследования). Следует отметить, что такие действия, будучи направленными на обеспечение раскрытия преступлений, не являются мерой ответственности за преступление и не связаны с лишением права собственности. Изъятие имущества ОРО носит временный характер, не приводит к его отчуждению и не порождает перехода права собственности к государству. Такое решение может быть принято только судом по основаниям, предусмотренным УПК.

 

Заключение

 

Субъектами  являются оперативно-розыскные органы, их должностные лица, а также иные физические и юридические лица, наделенные государственно-властными полномочиями на принятие соответствующих юридически значимых решений в ОРД и (или) проведение ОРМ либо участие в них.

Субъекты ОРД  находятся под защитой государства. Так, при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество любого субъекта (участника) ОРО обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством России.

В целях обеспечения  безопасности ряда субъектов ОРД  и членов их семей допускается  проведение специальных мероприятии  по их защите в порядке, определяемом федеральным законом о государственной  защите, а результаты ОРД не представляются в суд (следователю), если невозможно обеспечить безопасность их участников.

В зависимости  от основных функций, исполняемых субъектами ОРД, их классифицируют на следующие основные группы:

непосредственно осуществляющие ОРД. В данной группе выделяют несколько подгрупп. Так, в зависимости от закрепления юридического статуса субъекта и его компетенции в ОРД в соответствующем законодательном акте различают две подгруппы субъектов. Первую составляют те, которые проводят ОРД согласно ФЗ об ОРД: оперативные подразделения, оперативники, агенты и др. (ст. 13, 17 и др.). Вторую — те, которые полномочны совершать оперативно-розыскные мероприятия или иным образом участвовать в сыскной работе в соответствии с иными федеральными законами. Прежде всего, к ним относятся согласно уголовно-процессуальному закону органы дознания (капитаны морских судов и др.), обязанные принимать оперативно-розыскные меры, и следователи.

Субъектов различают  также в зависимости от того, полностью  или частично они осуществляют ОРД.

 

Список  использованной литературы

 

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (с изменениями и дополнениями)

2.Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"

3. Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927.

4. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации.

6. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ. "О государственной охране"

7. Положение о ФСКН, утвержденным Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976

8. Б.Т. Безлепкин, Комментарий к УПК РФ2010г.

9. Е.В. Кузнецов, А.Е. Ступницкий, Основы ОРД органов ОВД, 2011г.

10. К.К. Горяинов, В.С. Овчинский, Теория ОРД, 2006г.

1 Е.В. Кузнецов, А.Е. Ступницкий, Основы ОРД органов ОВД, 2011г.

2 Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"

3 Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации.

4 К.К. Горяинов, В.С. Овчинский, Теория ОРД, 2006г.

5 Таможенный кодекс российской федерации (ТК РФ) Принят Государственной Думой. 25 апреля 2003 года.

6 Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314

7 Положение о ФСКН, утвержденным Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976

8 Б.Т. Безлепкин, Комментарий к УПК РФ2010г.

 


Информация о работе Субъекты оперативно-розыскной деятельности