Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:53, курсовая работа
В силу исторических условий разрешение вопроса о правильном отправлении правосудия представляло в России особенные трудности. Устройство и деятельность судов до 1864 г. были в печальном состоянии, совершенно не удовлетворяя задачам и требованиям, предъявляемым к судебным учреждениям. Неудовлетворительное состояние юстиции тяжело отражалось во всех сферах общественной и государственной жизни и давно уже вызывало целый ряд попыток изменить и улучшить судопроизводство.
Введение 3-4
1 Предпосылки современной судебной реформы 5-7
2 Начало судебной реформы в РФ 7-9
2.1 Закон о статусе судей 9-11
2.2 Мировые судьи 11
2.3 Изменение в судебной реформы в связи с принятием Конституции РФ 11
2.4 Исполнение судебных решений 13
2.5 Присяжные в системе судов 13-15
3 Этапы судебной реформы 15-22
4 Тенденции в развитии судебной реформы 22-28
5 Заключение 29-31
Библиографический список 32-33
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»
На тему: «Судебная реформа в Российской Федерации»
Москва - 2011
Оглавление
Введение 3-4
1 Предпосылки
современной судебной реформы
2 Начало судебной реформы в РФ 7-9
2.1 Закон о статусе судей
2.2 Мировые судьи
2.3 Изменение в судебной реформы в связи с принятием Конституции РФ 11
2.4 Исполнение
судебных решений
2.5 Присяжные
в системе судов
3 Этапы судебной реформы 15-22
4 Тенденции
в развитии судебной реформы
5 Заключение 29-31
Библиографический список
Введение
В силу исторических условий разрешение вопроса о правильном отправлении правосудия представляло в России особенные трудности. Устройство и деятельность судов до 1864 г. были в печальном состоянии, совершенно не удовлетворяя задачам и требованиям, предъявляемым к судебным учреждениям. Неудовлетворительное состояние юстиции тяжело отражалось во всех сферах общественной и государственной жизни и давно уже вызывало целый ряд попыток изменить и улучшить судопроизводство. В Московском государстве судебная власть соединялась с административной в руках воевод и приказов; точно установленного порядка обжалования решений не существовало. Высшим судьей был государь. Суд творился князем, его представителями-посадниками и тиунами. В Новгородской феодальной республике судебную власть осуществляли вече (высшая судебная инстанция), князь, посадники, архиепископ, староста, братчина. В Московской Руси в 15-17 веке суд осуществлялся князем (царем), Боярской думой, некоторыми приказами, а на местах помещиками, волостелями, вотчинниками. С упразднением системы кормлений судебные полномочия были переданы губным избам. Первые попытки отделить Суд от администрации были предприняты Петром I, при котором в 1713 году в губерниях была учреждена должность судьи (ландрихтера), а затем (в 1718 году) - оберландрихтера. Однако компетенция этих судей не была четко определена и для решения наиболее сложных дел они должны были обращаться в юстиц-коллегию. Были также созданы военный Суд, духовный Суд. Высшей судебной инстанцией был Сенат. При Екатерине II была создана система судебных учреждений: в нее входили уездные и земские суды для дворян; губернские и городские - для горожан; нижняя и верхняя расправа - для свободных крестьян. В 1864 году была проведена судебная реформа, которая ввела основы буржуазного судопроизводства в России: были учреждены суд присяжных, выборный мировой суд, адвокатура.
Важнейшей предпосылкой судебной реформы в России было признание суверенитета Российской Федерации, объявление ее демократическим правовым государством, функционирование которого основано на принципе разделения властей (п. 13 Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г.).
Концепция судебной реформы в РСФСР, одобренная постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г., провозгласила необходимость глубоких преобразований в сферах законодательного регулирования, кадрового и ресурсного обеспечения, организации правоохранительной и судебной деятельности для преодоления кризиса отечественной юстиции в широком понимании этого слова. В частности, поддерживалось учреждение Конституционного Суда, предполагалось возрождение суда с участием присяжных заседателей, института мировых судей, введение судебного контроля за правомерностью заключения под стражу, утверждение принципа несменяемости судей, пересмотр ведомственных показателей работы правоохранительных органов и судов.
Основополагающие идеи Концепции судебной реформы были зафиксированы в Конституции Российской Федерации 1993 года и ряде российских законов, принимавшихся в 1991 году и последующие годы.
В курсовой работе будут рассмотрены основные этапы становления и развития судебной реформы в РФ, отмечены наиболее значимые законы и инициативы по ее развитию, а также обозначены основные тенденции в пути развитии на сегодняшний день и ближайшие годы.
Предпосылки современной судебной реформы
«Да правда и милость царствует в судах»
Александр II, 1856 г.
Для понимания процессов, происходящих в современной судебной системе необходимо обратиться к недавнему прошлому, к началу работы над судебной реформой, определить ее составляющие и пути реализации, а также роль судов в решении этой достаточно сложной задачи реформирования российского правосудия.
Глубокие экономические и
Первым шагом по реализации установок этой резолюции стало принятие в декабре того же года закона, внесшего в Конституцию СССР ряд изменений и дополнений. Среди них были и положения об изменении порядка избрания большинства судей в стране и увеличении срока их полномочий. Народные судьи стали избираться не населением, как это было до сих пор, а Советами среднего звена на десять, а не на пять лет. В течение 1989-1991 годов состоялось принятие ряда законодательных актов, которые предусматривали принципиально новые положения, касавшиеся организации судов и их системы, - о статусе судей, об ответственности за неуважение к суду, об организации и полномочиях конференций судей и квалифицированных коллегий, преобразовании государственного арбитража в систему арбитражных судов и т.д. Тогда же (в ноябре 1988 года) были приняты новые Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик, послужившие юридической базой для принятия ряда законодательных актов как на союзном, так и на республиканском уровне, в том числе в РСФСР.
Процесс обновления российского судоустройства и устройства других правоохранительных органов активизировался в значительной мере со второй половины 1990 года, после того как состоялось одобрение Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (12 июня 1990 г.). В действовавшую тогда Конституцию РСФСР были внесены многочисленные изменения и дополнения, имевшие прямое или косвенное отношение к судам в частности:
- предусмотрено
образование Конституционного
- расширены
права судов по контролю
за законностью и обоснованность
- установлено, что судьи должны наделяться полномочиями, как правило, бессрочно, что они не должны отчитываться перед кем бы то ни было, и что их не могут досрочно отзывать избравшие органы (9 декабря 1991г);
- допущена возможность рассмотрения дел судьями единолично, а при определенных обстоятельствах – с участием присяжных заседателей (1 ноября 1991 г.).
Такие изменения и дополнения Конституции не могли не стимулировать законодательную активность по многим направлениям, в том числе в сфере судоустройства. Сыграло стимулирующего роль и Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года, которым одобрялся документ, названный Концепцией судебной реформы в РСФСР, где устанавливались основные направления судебной реформы на ближайшее время.
Концепция сыграла большую роль в решении проблем российской государственности, что с очевидностью просматривается в тех шагах законодательной власти, которые были сделаны на основе Концепции в направлении реального внедрения в жизни принципа разделения властей и формирования независимой судебной власти. Это касается, прежде всего, законов, определяющих статус суда и статус судей, а также законов в области судоустройства, определяющие построение судебной системы.
Затрагивая вопрос управления, Концепция имела в виду, что оно должно быть качественно иным, соответствующим принципам демократического правового государства. Оно должно сводиться к обеспечению организационной деятельности судов, обеспечению финансирования судебной системы, созданию и укреплению ее материально-технической базы. Стала непростая задача: с одной стороны, освободить руководителей судов от несвойственных им функций, сосредоточив их усилия на совершенствовании судебной деятельности, а с другой стороны – дистанцироваться от исполнительской власти. Тогда и возникла идея создания судебного департамента, которая подробно обсуждалась в рамках более общей проблемы построения судебной системы.
2 Начало судебной реформы в РФ
Началом судебной реформы
В октябре 1991 года была принята Концепция судебной реформы, которая закрепила следующие задачи:
1) защита и
неуклонное соблюдение
2) закрепление
в нормах уголовного и
3) обеспечение
достоверности и повышение
4) создание федеральной судебной системы;
5) признание права каждого
лица на разбирательство его
дела судом присяжных в
6) расширение возможностей
обжалования в суд
7) организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;
8) дифференциация форм судопроизводства.
9) создание федеральной судебной системы;
10) совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.
Авторы Концепции
судебной реформы выдвинули весьма радикальные
способы ее осуществления. В частности,
основополагающей идеей являлся максимальный
судебный контроль во всех сферах правоохранительной
деятельности. Например, передача суду
ряда функций, которые исполняет прокуратура:
санкции на заседаниях, арест и т.п. Дальнейшие
преобразования, в основном, в силу экономических
проблем повлекли осуществление судебных
реформ по более умеренному варианту,
так как для реализации Концепции в полном
объеме требовалось многократное увеличение
финансирования судебной системы (дополнительные
штаты судей и аппарата судов, строительства
сотен новых помещений судов, оплата вознаграждение
прилежным заседателям и многое другое),
но бюджет страны пока не мог его обеспечить.
2.1 Закон о статусе судей. Затем 26 июня 1992 года был принят «Закон о статусе судей ». В нем впервые на основе принципа разделения властей суд определен не просто как орган отправления правосудия, а как орган судебной власти, равнозначной по силе и значению с властью законодательной и исполнительной, действующей самостоятельно и независимо от них. Было также зафиксировано важное для наших политических реалий положение, согласно которому судья не может быть членом политической партии и заниматься политической деятельностью.
В законе о статусе судей было сформулировано и закреплено важнейшее положение, направленное на гарантию независимости судей. Речь идет о бессрочном назначении на судейскую должность. Это законодательное решение имело большое принципиальное значение не только с содержательной, но и с формально-нормативной точки зрения, поскольку на очередном съезде народных депутатов обсуждался вопрос о внесении изменений в Конституцию РСФСР, существование этой нормы закона помогло убедить депутатов в необходимости ее конституционного закрепления, что и было сделано. По закону судья не может быть назначен на должность, также отрешен от должности без решения соответствующей квалификационной коллегии судей. В Законе о статусе судей нашли свое законодательное закрепление и вопросы материального положения, социальной защиты, а также вопросы охраны жизни и здоровья судей.
Конституции РФВ декабре 1993 года принята новая Конституция Российской Федерации. Это явилось важной вехой на пути становления судебной власти. В ней впервые появилась глава, называемая «Судебная власть». С помощью такого приема была реализована идея, заложенная в ст.10 Конституции, где говорится, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, и что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, а также положение ч.1 ст. 11 Конституции, конкретизирующей эту идею путем указания на то, что государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, суды РФ. В ст. ст. 120, 121 и 122 главы 7 Конституции, посвященной судебной власти, закреплено независимость, несменяемость, неприкосновенность судей. Особо следует обратить внимание на ст. 124 Конституции, устанавливающую финансирование судов только из федерального бюджета и подчеркивающую, что финансирование должно быть таким, чтобы обеспечить возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. После принятия Конституции более активно развернулась работа по подготовке проекта закона о судебной системе.