Судебная реформа в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

В силу исторических условий разрешение вопроса о правильном отправлении правосудия представляло в России особенные трудности. Устройство и деятельность судов до 1864 г. были в печальном состоянии, совершенно не удовлетворяя задачам и требованиям, предъявляемым к судебным учреждениям. Неудовлетворительное состояние юстиции тяжело отражалось во всех сферах общественной и государственной жизни и давно уже вызывало целый ряд попыток изменить и улучшить судопроизводство.

Содержание работы

Введение 3-4
1 Предпосылки современной судебной реформы 5-7
2 Начало судебной реформы в РФ 7-9
2.1 Закон о статусе судей 9-11
2.2 Мировые судьи 11
2.3 Изменение в судебной реформы в связи с принятием Конституции РФ 11
2.4 Исполнение судебных решений 13
2.5 Присяжные в системе судов 13-15
3 Этапы судебной реформы 15-22
4 Тенденции в развитии судебной реформы 22-28
5 Заключение 29-31
Библиографический список 32-33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

  Проект был  направлен на  укрепление  российской  государственности  по линии судебной власти. В нем вся судебная система, начиная с районных  судов и кончая Верховным Судом  РФ,  объявлялась   Федеральной,  и только  мировые судьи признавались судами местными. Это означало в  свою  очередь,  что  все федеральные судьи назначались Президентом  РФ,  а  не  субъектом  Федерации. Проект, однако, вовсе не игнорировал  волю  субъектов  Федерации  в  вопросе назначения  судей.  В  полном  соответствии  с  пунктом  «а»  ч.1,  ст.   72 Конституции,  относящим  кадры  судебных  органов  к   совместному   ведению Российской Федерации и ее субъектов, назначение  судей  субъектов  Федерации должно согласовываться  с  законодательными  органами  субъектов  Российской Федерации. Закон  о  судебной системе был принят 1 января 1997 года.

 Необходимо обратить внимание на  то,  что  Закон  о  судебной системе является законом конституционным, изменить который  очень  сложно.  Принимая это во внимание, законодатели сочли необходимым еще раз продублировать в нем ряд важных положений, содержащихся в законе о статусе идей.

 2.2 Мировые судьи. В  принятом  Законе  о  судебной  системе  реализована  заложенная  в концепции судебной  реформы  идея  о  создании  в  России  нового  института - мировых судей. В настоящее время российские судьи рассматривают в год  около 3-х миллионов гражданских дел, уголовных  дел – в отношении более 1-ого миллиона  граждан и 2-х миллионов дел об  административных  правонарушениях.

  Введение  института  мировых   судей существенно разгрузило федеральных судей и создало условия для нормальной  творческой  и ответственной работы судей, что  положительно  повлияло на качество и оперативность  отправления  правосудия.   Мировые  судьи  –  это достаточно специфичный правовой институт. 

      В отличие от федеральной системы  судов  мировые  суды  - местные. Судьи этих судов наделяются полномочиями субъекта  Федерации в  установленном  ими  порядке.  В их компетенцию входят дела о преступлениях небольшой тяжести, за которые предусмотрена мера наказания до 2 лет лишения свободы, гражданские дела о спорах, не затрагивающих федеральные интересы либо гарантированные непосредственно Конституцией РФ права человека, а также дела о мелком хулиганстве и других административных нарушениях. Результаты работы судов за 2002-2010 гг. свидетельствуют о том, что произошли существенные изменения в структуре судебного производства, вызванные совершенствованием института мировых судей, расширением их полномочий в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях. Если в 2001 г. мировые судьи рассматривали всего 11,2% уголовных дел то в 2003 г. - уже 29,7%, в 2010 г. – более 35%. Значительный рост числа обращений граждан в мировые суды является объективным показателем растущего доверия населения к судебной власти.  

 2.3 Изменения в судебной реформе в связи с принятием Конституции РФ. Принятие 12 декабря 1993  года  новой Конституции РФ  повысило  активность работы над завершением тех крупных и  имеющих  принципиальное  значение  для успешного проведения судебной реформы законопроектов, создание которых было начато ранее. Это выразилось, прежде всего, в успешном окончании  работы  над  двумя крайне важными для судебной реформы  законами  –  первой  и  второй  частями Гражданского кодекса РФ (соответственно 30 ноября 1994 г и  26  января  1996 г.), а также Уголовным кодексом РФ (13 июня 1996 г.).

 Отсутствие  этих актов  было  серьезным   препятствием  для  продвижения вперед, комиссий, готовивших другие крайне  необходимые  для  организации  и деятельности судов крупные законы – Гражданский процессуальный кодекс  РФ  и Уголовно-процессуальный  кодекс  РФ,  регламентирующие большую часть судебной деятельности, в первую  очередь ту часть,  что  связана  с   осуществлением   правосудия.   Устранение   такого препятствия открыло путь для принятия  этих законов.

Происходил пересмотр актов, разработанных и одобренных в 1991-93 годах. К ним можно отнести, к  примеру, Закон об арбитражном суде от 4 июля 1991 года (новый текст  с  незначительно измененным названием был принят 28 апреля 1995 г.) и АПК от 5  марта  1992  года (новый текст принят 5 мая 1995  г.).  Следует  отметить  и другие законы, подвергнутые коренной переработке в связи  с  принятием  Конституции РФ и по ряду других причин – это полностью обновленные Закон  о  прокуратуре (17 ноября 1995 г.),  Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (3 апреля 1995 г.). Были  изданы  также законы, которые, не отменяя действующие,  откорректировали  существенным   образом   их содержание. Такой «операции» подверглись, например, Закон  о  статусе  судей от 26 июня 1992 года и Закон РФ «О федеральных  органах  налоговой  полиции» от 24 июня 1993 года (в первый из них изменения внесены 21 июня 1995  г.,  а во второй – 17 декабря 1995 г.).

Происходила подготовка и принятие актов по новым проблемам,  в связи с происходящими экономическими,  политическими и социальными  преобразователями.   Заслуживающими   внимания   актами   этого направления  можно  считать  Федеральный  закон  «О  государственной  защите судей, должностных лиц  правоохранительных  и  контролирующих  органов»  (20 апреля 1995 г.), Положение о координации  деятельности  правоохранительных органов  по  борьбе  с  преступностью  (18  апреля  1996  г.),  Положение  о лицензировании деятельности по  оказанию  платных  юридических   услуг  на территории Российской Федерации (15 апреля 1995 г.).

 2.4 Исполнение судебных решений. Есть еще одна важная для правосудия проблема. Это исполнение  судебных решений.  Было  подготовлено  два  закона,  направленных  на  решение   этой проблемы:  Закон  об  исполнительном  производстве  и   Закон   о   судебных приставах. Эти законы соответственно были утверждены  Государственной  Думой (4 июня 1997 года) и Советом Федерации (3  июля  1997  года)  и вступили  в действие от 21 июля 1997 года.  В  законах  заложены  концепции  и  критерии деятельности приставов-исполнителей,  введены  четкие  санкции  в  отношении должников, которые не исполняют  судебных  решений,  предусмотрены  права  и обязанности приставов,  функции  которых  будут  состоять  в  охране  судей, свидетелей, зданий суда, в обеспечении доставки вызванных в суд лиц и др.

      2.5 Присяжные в системе судов. В России возрождается общественное правосудие в форме  суда присяжных. Концепция судебной реформы в  Российской  федерации  рассматривает суд  присяжных  как  эффективное   средство,   позволяющее   отказаться   от обвинительного уклона в системе уголовной юстиции,  как  некий  катализатор, стимулирующий   состязательность   судопроизводства,   право    обвиняемого, подсудимого на защиту, как способ обеспечения презумпции  невиновности.  Суд присяжных – это не просто более широкое вовлечение  представителей  общества в отправление правосудия  по  наиболее  серьезным  уголовным  делам  (вместо объединенных  в  одну  коллегию  с  судьей  двух   народных   –   двенадцать независимых  присяжных  заседателей).  Это  новая  в   нынешних   российских условиях форма судопроизводства, радикально меняющая сущность  и  содержание всего уголовного процесса. Судья становиться  беспристрастным  арбитром.

  В    суде    присяжных    не    связанных профессиональными  навыками  и   привычками,   знаниями   материалов   дела, оценивающих  фактическое  обстоятельство  дела  и выносящие на  их  основе вердикт – виновен или не виновен подсудимый, иной смысл приобретает  принцип состязательности, уравниваются возможности сторон  (обвинения  и  защиты)  в процессе, подлежат исключению из судебного  разбирательства  доказательства, добытые в ходе следствия с нарушением закона.

 Известно,  что  суд  присяжных  успешно   функционирует  в  стабильном обществе, требует высокого профессионализма от  работающих  в  его  условиях юристов. Вердикты присяжных могут зависеть от случайных факторов.  Присяжные заседатели  вправе  признать  человека  невинным  при  доказанности  события преступления и причастности к его совершению подсудимого. Ощущая на  себе  в повседневной жизни  экономические  трудности,  социальную  несправедливость, политическую   нестабильность,   не   будучи   связанным   профессиональными знаниями, чувством служебного долга, присяжные вправе  выразить  в  вердикте свое отношение к существующей действительности: оправдывая подсудимого,  тем самым они могут обвинять общественный и государственный порядок, власть.

      Современная концепция судебной реформы в Российской Федерации отводит суду  присяжных  центральную  роль  в  демократизации   уголовной   юстиции, рассматривая его как  институт,  призванный  стимулировать  состязательность процесса.

 От  появления   идеи   суда   присяжных   на   волне   демократических преобразований второй половины 80-х годов XX в. до  практической  реализации института прошло довольно много времени.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации предусмотрело  введение альтернативной формы  судопроизводства с участием присяжных  заседателей  на территории  Ставропольского  края,  Ивановской,  Московской,   Рязанской   и Саратовской областей с  1  ноября  1993  года,   на  территории  Алтайского  и Краснодарского краев, Ульяновской и Ростовской областей – с 1января 1994  г., К 2003 г. Суды присяжных действовали в 69 регионах. С 1 января 2003 г. в Амурской, Брянской, Белгородской, Архангельской, Воронежской, Вологодской, Калининградской, Кировской, Костромской, Липецкой, Мурманской, Омской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Калужской областях, Дагестане, Мордовии, с июля 2003 г. суды присяжных введены в Москве и еще 13 регионах России, Чеченская Республика - введены с 1 января 2007 года.

  Производство в суде   присяжных – это альтернатива.  Время  покажет  преимущества  и  недостатки  различных   форм судопроизводства.

   Таким образом,  суд  присяжных  –  это  институт,  меняющий  уголовный процесс (исключение доказательств, добытых с нарушением закона,  нейтральная позиция судьи, равноправные  условия  состязания  сторон),  и  затрагивающие правовую систему России в целом (появление в  деятельности  судьи  элементов правотворчества, практики судебных  прецедентов).  Суд  присяжных  обозначил серьезные и глубокие перемены в российском праве.

 

3 Этапы  судебной реформы

 

Подводя итоги, можно отметить, что судебная реформа в РФ проходит этапами. Первый этап судебной реформы  завершился к 1996 году, когда демократические  завоевания в области судоустройства и судопроизводства были приспособлены бюрократией к ее нуждам, органы судейского сообщества стали проводниками воли судейского начальства, а председатели судов добились узаконения своего пожизненного пребывания у власти. Объем полномочий этих должностных лиц превысил разумные и безопасные для независимости их коллег пределы. Конституционный Суд Российской Федерации получил незабываемый урок в период «поэтапной конституционной реформы» 1993 года, когда деятельность Суда была насильственно приостановлена, и этот опыт наложил отпечаток на практику конституционного контроля. Демократические реформы практически не коснулись прокуратуры, органов внутренних дел и государственной безопасности, как бы ни менялись их названия.

В этот период были приняты:

- Федеральный  конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.)

- Федеральный конституционный  закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об  арбитражных судах в Российской  Федерации" (с изменениями от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.)

Положительными результатами первого этапа судебной реформы оказались:

- подготовка правовых и, отчасти, организационных предпосылок возрождения судебной власти в России на демократических принципах;

- формальное признание непосредственного действия в России международных   актов   о   правах   человека   в   качестве   части   ее правовой системы;

- расширение круга вопросов, подлежащих разрешению судами;

- создание действующих моделей конституционного контроля и состязательного судопроизводства, перераспределение полномочий в системе «силовых» министерств и ведомств.

Ни одно из введенных сверху новшеств не закрепилось в сознании правоприменителей в качестве необратимого, они лишь в небольшой степени повлияли на содержание технологий деятельности судов и правоохранительных органов. При этом теневые технологии работы органов правосудия (обвинительный уклон, фальсификация протоколов судебных заседаний) и силовых структур (применение пыток, фабрикация доказательств, выборочное уголовное преследование) сохранились. Усугубилось отчуждение судов и правоохранительных органов от народа, нарастал кризис доверия к этим системам.

Вторая волна  преобразований пришлась на начало XX века                             (1996-2002 гг.), когда под эгидой Президента Российской Федерации обновилось процессуальное законодательство и были пересмотрены многие судоустройственные нормы. Превратившись из частного дела проникших в бюрократический аппарат энтузиастов в государственное мероприятие, судебная реформа изменила свою направленность и стала средством укрепления вертикали власти.

На этом этапе  был принят Федеральный конституционный  закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФК «О судебной системе Российской Федерации». Вслед за указанным конституционным законом принимаются многие законодательные акты о различных звеньях судов в Российской Федерации, финансировании судов и т.д.

В ноябре 2000 года прошел V Всероссийский съезд судей. В Постановлении 5-го Всероссийского съезда судей в ноябре 2000 года констатировано, что период, прошедший со времени одобрения российским парламентом Концепции судебной реформы в РСФСР, ознаменован утверждением в России судебной власти, которая характеризуется как самостоятельная ветвь государственной власти наличием у нее необходимых властных полномочий, реализуемых только судами; установленным законом механизмом обязательного исполнения вступивших в силу судебных актов. Об этом же заявлял выступавший на съезде президент Владимир Путин. И добавил, что судебная реформа в стране осуществляется и задача состоит в том, чтобы ее ускорить, а все, что запланировано, завершить.

Информация о работе Судебная реформа в Российской Федерации