Судебная реформа в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

В силу исторических условий разрешение вопроса о правильном отправлении правосудия представляло в России особенные трудности. Устройство и деятельность судов до 1864 г. были в печальном состоянии, совершенно не удовлетворяя задачам и требованиям, предъявляемым к судебным учреждениям. Неудовлетворительное состояние юстиции тяжело отражалось во всех сферах общественной и государственной жизни и давно уже вызывало целый ряд попыток изменить и улучшить судопроизводство.

Содержание работы

Введение 3-4
1 Предпосылки современной судебной реформы 5-7
2 Начало судебной реформы в РФ 7-9
2.1 Закон о статусе судей 9-11
2.2 Мировые судьи 11
2.3 Изменение в судебной реформы в связи с принятием Конституции РФ 11
2.4 Исполнение судебных решений 13
2.5 Присяжные в системе судов 13-15
3 Этапы судебной реформы 15-22
4 Тенденции в развитии судебной реформы 22-28
5 Заключение 29-31
Библиографический список 32-33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

В период второго  этапа были приняты:

- Федеральный  закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных  приставах" (с изменениями от 7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)

- Федеральный  закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О  Судебном департаменте при Верховном  Суде Российской Федерации" (с  изменениями от 27 октября 2003 г., 30 ноября 2004 г.)

- Федеральный  закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (с изменениями от 19 июня, 22 августа, 30 ноября 2004 г., 14 февраля, 5 апреля 2005 г., 11 марта 2006 г.)

- Федеральный  закон от 29 декабря 1999 г. N 218-ФЗ "Об  общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" (с изменениями от 12 февраля 2001 г., 9 июля 2002 г., 27 мая 2003 г., 17 марта, 28 июля 2004 г.)

- Принята Государственной Думой 1 ноября 2001 года и одобрена Советом Федерации 14 ноября 2001 года третья часть Гражданского кодекса        Российской Федерации

- Федеральный  закон от 10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ "О  финансировании судов Российской  Федерации"

- Федеральный  конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"

- Федеральный  закон от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ "О  народных заседателях федеральных  судов общей юрисдикции в Российской  Федерации" (с изменениями от 18 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г, 14 ноября 2002 г.) (данный закон фактически утратил свою силу с принятием нового ГПК РФ и УПК РФ).

- Федеральный  закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об  органах судейского сообщества  в Российской Федерации" (с  изменениями от 4 июля 2003 г., 14 августа  2004 г., 5 апреля 2005г.)

Результатами  второго этапа судебной реформы стали:

- перераспределение каналов влияния на судебную систему от органов власти субъектов Российской Федерации в пользу Администрации Президента Российской Федерации;

- упрочение зависимости судей от председателей судов, а тех - от президентских структур;

- в конечном итоге - возвращение судебной системы к фактической роли придатка предержащей власти.

- продолжали заимствоваться принятые в правовых государствах схемы организации судебной и правоохранительной деятельности (в частности, судебный контроль за предварительным расследованием уголовных дел). Внедрение новых институтов происходило при сопротивлении правоприменителей, которые открыто либо под прикрытием буквалистского толкования законов, игнорировать новшества, придавать им смысл, противоречащий замыслу законодателя.

Третий этап 2002-2006 гг. Начало новому этапу было положено принятием Федеральной целевой  программы "Развитие судебной системы  России" на 2002-2006 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805),что фактически явилось документом, направленным не на развитие судебной системы, а лишь на обеспечение ее функционирования на лучших условиях и в расширенном варианте

В декабре 2004 г. проходил VI Всероссийский съезд судей, результатом которого, в том числе, явилось Постановление "О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования". VI съезд констатировал главный итог: создана обновленная модель российского правосудия, отвечающая потребностям судебной практики и новым демократическим стандартам. Однако говорить о том, что судебная реформа окончена – еще было рано. За этот период были приняты:

- Федеральным  конституционный закон от 4 июля 2003 г. N 4-ФКЗ "О внесении изменений  и дополнений в Федеральный  конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации", были созданы правовые основы для создания арбитражных апелляционных судов - судов по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Закон предусмотрел порядок образования арбитражных апелляционные судов до 1 января 2006 года.

- В 2004 году  был принят чрезвычайно необходимый Федеральный закон от 20 августа 2004 года №113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации". Были внесены поправки в Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", касающиеся порядка замещения временно отсутствующего мирового судьи, и решена актуальная проблема возмещения издержек по делам, рассматриваемым мировыми судьями.

- Принят Федеральный  закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О  внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 29 ноября, 21, 29, 30 декабря 2004 г., 1 апреля, 9 мая, 30 июня, 18 июля, 27 сентября, 31 декабря 2005 г., 10 января 2006 г., 6, 13 марта 2006 г.) – закон, коснувшийся всех отраслей и институтов права, том числе судебной системы.

- в 2004 году  были внесены необходимые изменения  в ФЗ от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", направленные на совершенствование законодательства в судебной сфере и оптимизацию работы судов.

- Федеральный  конституционный закон от 5.04.2005 года  № 2-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» (по вопросу предельного возраста пребывания в должности судьи);

- Федеральный  конституционный закон от 5.04.2005 года  № 3-ФКЗ «О внесении изменений  в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (по вопросу предельного возраста пребывания в должности судьи);

- Федеральный  закон от 14.02.2005 года № 2-ФЗ «О  внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О мировых  судьях в Российской Федерации» (уточнение компетенции мировых судей);

- Федеральный  закон от 31.03.2005 года № 26-ФЗ  «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О присяжных  заседателях федеральных судов  общей юрисдикции в Российской  Федерации»;

- Федеральный  закон от 5.04.2005 года № 33-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (предельный возраст пребывания в должности судьи повышен с 65 до 70 лет).

- Принята Государственной  Думой 24 ноября 2006 года и одобрена Советом Федерации 8 декабря 2006 года четвертая часть Гражданского кодекса     Российской Федерации.

В 2006 году были внесены изменения и дополнения в такие законодательные акты как: Федеральный конституционный  закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"; Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации»; "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации".

Четвертый этап 2007-2011 гг. Можно предположить, что  это будет завершающий этап реформы, в результате которого должны быть реализованы все задачи Концепции судебной реформы в России, а также новой Программы судебной реформы «Развитие судебной системы России», принятой 4 августа 2006 г.

Новая программа  закрепляет следующие цели и задачи. Целями Программы являются повышение качества осуществления правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Основными задачами Программы являются:

- обеспечение  открытости и прозрачности правосудия;

- повышение  доверия к правосудию, в том  числе за счет повышения эффективности  и качества рассмотрения дел;

- создание необходимых  условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности;

- обеспечение  независимости судей;

- повышение уровня исполнения судебных актов.

В Программе  подводятся итоги ранее действовавшей  программы, а также предлагаются направления совершенствования  и развития судебной системы, которые  будут рассмотрены нами ниже.

Также стоит  отметить, что в последние десять лет идут позитивные перемены в материально-техническом и финансовом обеспечении судебной системы. Наконец-то судьи получают достойную, соответствующую их тяжелейшей и ответственной работе, зарплату. Но многолетняя проблема неадекватно низкой заработной платы технического персонала судов по-прежнему не решена.

В судах общей  юрисдикции Российской Федерации ежегодно находят свое разрешение по существу и конкретно около 8 миллионов  гражданских, уголовных и административных дел (в полтора раза больше, чем в СССР!). Это означает, что как минимум 20 миллионов в том или ином качестве оказываются в юрисдикции суда. Суд - одно из самых посещаемых государственных учреждений. Поэтому практически все сограждане видят, понимают, испытывают на себе плюсы и минусы судебной реформы, завершить которую все же необходимо. Причем в кратчайшие сроки.

 

4 Тенденции  в развитии судебной реформы в настоящие дни

В завершении остановимся  на самых последних изменениях, происходящих в судебной системе  РФ.

Президент РФ Дмитрий  Медведев подписал поправки в УПК РФ, исключающие рассмотрение уголовных дел в районных судах коллегиями из трех судей. Сокращается перечень дел, которые могут рассматривать тройки судей при наличии ходатайства обвиняемого. Президент Медведев заявил, что российской судебной системе необходим "ресурс самоочищения" от коррупционеров и его предстоит создать. Президент РФ Дмитрий Медведев вновь дал оценку состоянию российской судебной системы. По его словам, она становится "более зрелой", однако необходимо совершенствовать деятельность судов и поддерживать их авторитет. "Я считаю, что наша судебная система развивается и считать, что она насквозь коррумпирована, сгнила, что она отстаивает интересы отдельных компаний, отдельных чиновников, что она работает по звонку из органов власти, это было бы нечестно. В то же время все <…> это в системе есть", — цитирует РИА "Новости" заявление главы государства, которое он сделал в ходе встречи со своими сторонниками. Глава государства отметил, что "во всем мире судебная корпорация закрытая и хранит свою закрытость". "В этом [ее закрытости], кстати, — одна из гарантий суда", — добавил он. Однако, по словам Медведева, судейская корпорация не должна быть "забронирована от общественности" и должна жить по законам, "по которым живет вся страна". "Мы заинтересованы в том, чтобы сама по себе судебная система имела ресурс для самоочищения", — сказал он. Этот ресурс, добавил он, должен быть создан.

На сайте Госдумы опубликован внесенный Президентом РФ законопроект о совершенствовании деятельности комиссий, принимающих квалификационный экзамен на должность судьи. Будущим судьям нужно будет выполнить новое задание — написать решение по макету дела, зато кандидаты и доктора юридических наук, которым присвоено звание заслуженного юриста РФ, от сдачи экзаменов будут освобождены. Законопроект носит название "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации „О статусе судей в Российской Федерации“, Федеральный закон „Об органах судейского сообщества в Российской Федерации“ и в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи". Сейчас деятельность экзаменационных комиссий регулируется Положением ВККС об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи от 15 мая 2002 г. Согласно этому документу экзаменационные комиссии находятся при квалифколлегиях, которые и назначают экзаменаторов "из числа наиболее опытных судей".

Президент в своем  законопроекте предлагает устранить  зависимость экзаменационных комиссий от органов судейского сообщества, придав им самостоятельный статус, а также дополнить нормами  о комиссиях законы о статусе  судей и об органах судейского сообщества. Для этого перечень органов судейского сообщества, существующий в одноименном законе, предлагается дополнить и экзаменационными комиссиями, которые по статусу будут равны Всероссийскому съезду судей, конференциям судей субъектов РФ, советам судей и квалифколлегиям. В законопроекте четко прописывается, что экзаменационные комиссии "не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения". Помимо региональных экзаменационных комиссий, будет существовать еще и Высшая экзаменационная комиссия (ВЭК). Членов экзаменационных комиссий будут выбирать Всероссийский съезд судей и конференции судей субъектов РФ. Претендентов в ВЭК будут представлять главы Верховного и Высшего арбитражного судов, а в  региональные комиссии — председатели судов субъектов. Главы судов должны будут представить не менее 2 кандидатур на каждое место экзаменатора. ВЭК будет состоять из 21 экзаменатора: 8 человек из судей общих судов, 8 арбитражных судей, четыре преподавателя права или научных работника с ученой степенью и один представитель общероссийского общественного объединения юристов. Экзаменаторов будут избирать на 4 года тайным голосованием. Члены экзаменационных комиссий могут лишиться своего места, если совершат дисциплинарный проступок, преступление или административное правонарушение, а также в случае их отсутствия на заседаниях комиссии в течение 4 месяцев без уважительных причин. Многие пункты Положения ВККС о порядке сдачи экзамена кандидатами "перекочевали" в законопроект. Из новаций можно отметить освобождение от сдачи экзамена для кандидатов и докторов юридических наук, имеющих звание заслуженных юристов РФ. Также к уже известным 3 теоретическим вопросам и 2 практическим задачам в экзаменационном билете добавится новое задание для кандидата в судьи — подготовка процессуального документа по макету дела. Ученые будут получать деньги за свою работу в качестве экзаменаторов.

Информация о работе Судебная реформа в Российской Федерации