Судебная власть и система ее органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении судебной власти и системы ее органов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть понятие судебной власти;
указать полномочия присущие судебной власти, судебной компетенции, судебной инстанции;
дать определение судебной системы;
охарактеризовать суды;
возможность создания специализированных судов;
анализ закона «О статусе судей в РФ»
аргументировать решения поставленным задачам.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………….3
1. Понятие судебной власти ……………………………………………………………….4
2. Судебная система РФ: понятие и структура …………………………………………...8
3. Статус судей в РФ ……………………………………………………………………….15
Задачи ……………………………………………………………………………………….23
Заключение ………………………………………………………………………………….26
Список используемой литературы ………………………………………………………...27
Приложение 1. Общая схема судебной системы Российской Федерации. ……………..28

Файлы: 1 файл

судебная система.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………………….

3

1. Понятие судебной власти ……………………………………………………………….

4

2. Судебная система РФ: понятие  и структура …………………………………………...

8

3. Статус судей в РФ ……………………………………………………………………….

15

Задачи ……………………………………………………………………………………….

23

Заключение ………………………………………………………………………………….

26

Список используемой литературы ………………………………………………………...

27

Приложение 1. Общая схема судебной системы Российской Федерации. ……………..

28

Приложение 2. Структура судебной системы РФ ………………………………………..

29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов  пытаются разрешать, пожалуй, столько  времени, сколько существует государство  как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Наиболее широкое признание получила и продолжает сохранять его вплоть до настоящего времени идея, в соответствии с которой основные направления (ветви) государственной власти следовало бы разделять и вверять "в разные руки".

Судебная власть в системе иных ветвей власти самостоятельна и полновесна в силу своего высокого статуса, компетентности, авторитетности - именно она должна гарантировать обеспечение конституционных прав и свобод личности, в том числе и в сфере уголовного судопроизводства. Независимая и самостоятельная, обладающая должной силой и авторитетом судебная власть - один из основных признаков правового государства. Суду принадлежит ведущая роль в утверждении конституционной законности, соблюдении принципа верховенства права. Основное назначение судебной власти - защита членов общества от любого произвола граждан и от неправомерных действий самого государства, его органов, должностных лиц. Именно судебная власть способна в полном объёме и наиболее эффективно защитить конституционные права и свободы человека и гражданина.

В структуре государственной власти судебная власть занимает особое место. С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года роль судебной власти в государственном механизме России значительно изменилась. Согласно закреплённому в ст. 10 Конституции Российской Федерации принципу разделения властей, судебная власть является независимой и самостоятельной ветвью государственной власти, что вызывает необходимость изучения роли и места судов в системе органов государственной власти.

Цель данной работы состоит в  рассмотрении судебной власти и системы ее органов.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

  1. рассмотреть понятие судебной власти;
  2. указать полномочия присущие судебной власти, судебной компетенции, судебной инстанции;
  3. дать определение судебной системы;
  4. охарактеризовать суды;
  5. возможность создания специализированных судов;
  6. анализ закона «О статусе судей в РФ»
  7. аргументировать решения поставленным задачам.

1. Понятие судебной  власти

 

В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с  законодательной и исполнительной властью) ветвей власти является судебная. Органы судебной власти разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов - Конституции, подзаконных нормативных актов - законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах - укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.

Принцип разделения власти на три ветви сам по себе не гарантирует равновесия и равносилия этих ветвей внутри политической системы. В большинстве стран мира, исполнительная власть так или иначе доминирует над двумя другими ветвями власти. Обычно, судебная власть является наиболее слабой из трёх ветвей, так как она, в отличие от исполнительной и законодательной властей, не имеет ни своего аппарата насилия (армии, полиции), ни прямой поддержки избирателей для претворения своих решений в жизнь. Равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти проявляется в их реальной, а не только формально провозглашённой, способности сдерживать и контролировать друг друга.

Судебная власть в РФ определяется следующими признаками:

  1. Осуществляется только судами;
  2. Имеет полную самостоятельность и отделение от законодательной и исполнительной властей;
  3. Осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст.118 Конституции РФ);
  4. Правоприменительный характер: суд не издает законы и иные нормативные акты, а применяет их к конкретным фактам и обстоятельствам;
  5. Исключительность - не допускается возможность вторичного рассмотрения и разрешения дела после вступления в силу вынесенного по нему судебного акта;
  6. Единство судебной системы РФ:
    1. Установление судебной системы Конституцией и ФКЗ «О судебной системе РФ»;
    1. Соблюдение всеми судами законов РФ;
    2. Признание обязательности решений;
    3. Особый статус судей;
    4. Финансирование судей из федерального бюджета.

Итак, судебная власть – одна из трех ветвей государственной власти; она  самостоятельна, независима и подзаконна, осуществляется судьями на профессиональной основе путем правоприменения в форме конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, в условиях широты ее полномочий и исключительной судебной деятельности.

Роль и место судебной власти в конституционной системе разделения властей определяются характером её государственно-властных полномочий и формами реализации, наиболее значимыми из которых являются осуществление правосудия и судебный контроль.

Правосудие есть суждения суда о  правах или обязанностях (ответственности) каких-либо лиц на основе применения закона к конкретным фактам, случаям жизни, поступкам людей.

Выделим основные признаки правосудия:

1. Осуществляется только судом  (специальными государственными  органами в лице судей).

2. Правосудие осуществляется только  способами, указанными в законе, т.е. путем гражданского, конституционного, уголовного, административного и  арбитражного судопроизводство.

3. Правосудие осуществляется независимым  судом на основе закона и  в точном соответствии  с ним.

4. Правосудие осуществляется в  процессуальной форме.

5. Судьи и присяжные заседатели  обладают особым правовым статусом, обеспечивающим их независимость и самостоятельность при принятии решений.

6. Акты реализации правосудия  носят общеобязательный характер.

Принципы правосудия — общие  руководящие начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.

Система демократических принципов  реализации правосудия в РФ:

  1. Законность - деятельность по реализации правосудия основана на соблюдении Конституции и законов.
  2. Единство судебной системы - судебная система оформляется в Конституции РФ, все федеральные и мировые судьи соблюдают установленные ФЗ правила судопроизводства, на всей территории РФ признаётся обязательность вступивший в законную силу судебных постановлений.
  3. Единство статуса судей (закрепляется в Законе).
  4. Равенство всех перед законом и судом.
  5. Правосудие осуществляется только судом. Гражданские, арбитражные и уголовные дела рассматриваются единолично или коллегиально, а административные дела рассматриваются судьей единолично
  6. Охрана прав и свобод граждан при осуществлении правосудия.
  7. Неприкосновенность личности — ограничение личной свободы возможно только по определённым основаниям.
  8. Состязательность и равноправие сторон — стороны наделены равными правами, ни одна из сторон не имеет преимущества перед судом.
  9. Обеспечение права на получение квалифицированной юридической помощи.
  10. Язык судопроизводства — уголовное и административное судопроизводство осуществляется только на русском языке или на языках республик в составе РФ, судопроизводство в Конституционном суде РФ, арбитражных и военных судах ведётся только на русском языке.
  11. Обеспечение судебной защиты прав и свобод личности.
  12. Участие граждан в осуществлении правосудия.

Судебную власть можно было бы определить как возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы.

Правосудие - важное проявление судебной власти, но не единственное. Судебная власть может проявляться во многом.

Упомянутые в приведенном определении  понятия судебной власти "возможности" и "способности" - это многогранные полномочия, которыми наделяются суды. Именно их реализация в целом и есть реализация судебной власти. Среди этих полномочий доминирующую роль играет правосудие. Его может осуществлять только суд, и никакой другой орган. Это специфически судебное полномочие. Но судебная власть, как уже говорилось, не сводится только к данному полномочию. Она включает и ряд других, которые, как и правосудие, имеют большое социальное значение. К ним следовало бы относить следующие:

  1. конституционный контроль;
  2. контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;
  3. обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
  4. дача разъяснений по вопросам судебной практики;
  5. участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Эти полномочия было бы неправильно полностью отождествлять, как это нередко делается, с правосудием. Можно говорить, пожалуй, лишь о том, что их реализация тесно связана с правосудием и содействует его надлежащему осуществлению. Проведению в жизнь каждого из названных полномочий, образующих судебную власть, призвано способствовать наделение органов, на которые возложено осуществление данной власти, средствами принуждения к исполнению принимаемых ими решений.

Как определено в Конституции РФ и Федеральном конституционном  Законе "О судебной системе Российской Федерации" судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных" народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конституционным Законом о судебной системе, не допускается. Следовательно, судебную власть осуществляет такой государственный орган как суд.

В связи с положениями ст. 118 Конституции  РФ где говорится об осуществлении  судебной власти посредством гражданского, уголовного, административного и конституционного судопроизводства возникает вопрос: включает ли понятие «правосудие» в себя конституционное судопроизводство? Сразу уточним, что понятия «правосудие» и «судопроизводство" близкие, но не тождественные, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия. Судопроизводство понимается как весь процесс (гражданский, уголовный, арбитражный) с самого начала.

Конституционное судопроизводство также  значительно отличается от уголовного, гражданского и арбитражного. Все  суды, рассматривающие уголовные, гражданские и арбитражные дела, применяют нормы права к конкретной ситуации, Конституционный Суд контролирует только соответствие нормативных актов Конституции РФ. Полномочия, задачи Конституционного Суда РФ также разнятся с полномочиями и задачами судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Наконец, в Конституционном Суде РФ нет представителей народа, а ведь согласно ст. 32 Конституции РФ граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Информация о работе Судебная власть и система ее органов