Судебная власть и система ее органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении судебной власти и системы ее органов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть понятие судебной власти;
указать полномочия присущие судебной власти, судебной компетенции, судебной инстанции;
дать определение судебной системы;
охарактеризовать суды;
возможность создания специализированных судов;
анализ закона «О статусе судей в РФ»
аргументировать решения поставленным задачам.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………….3
1. Понятие судебной власти ……………………………………………………………….4
2. Судебная система РФ: понятие и структура …………………………………………...8
3. Статус судей в РФ ……………………………………………………………………….15
Задачи ……………………………………………………………………………………….23
Заключение ………………………………………………………………………………….26
Список используемой литературы ………………………………………………………...27
Приложение 1. Общая схема судебной системы Российской Федерации. ……………..28

Файлы: 1 файл

судебная система.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

К специализированным федеральным судам не относятся  военные, арбитражные и некоторые другие суды. Они не являются и чрезвычайными, так как их формирование не обусловлено какими-либо экстремальными обстоятельствами. Эти суды не представляют интересы какого-либо ведомства и не могут быть причислены к специальным, существовавшим ранее. Специализированные суды включены в систему федеральных судов общей юрисдикции, что предусмотрено ст. 4 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Как известно, в районных судах общей юрисдикции уже существует специализация судей по рассмотрению уголовных, гражданских дел. Однако в рамках районного федерального суда невозможно полностью обеспечить специализацию суда и судей, т.к. судьи, рассматривающие, например, гражданские дела, вынуждены рассматривать и уголовные, а также об административных правонарушениях. Такое происходит вследствие неукомплектованности штатов, текучки кадров и т.п. Кроме того, одна из задач, стоящих перед районным федеральным судом, - разбирательство всех дел по обращениям граждан и организаций, относящихся к территории, обслуживаемой данным судом, и подсудных ему.

Цель специализированных судов заключается в рассмотрении определенных категорий дел, например трудовых споров. Это предполагает специализацию судей, повышение их квалификации, обещает привести к единообразному применению законодательства, к сокращению количества судебных ошибок. Представляется, что специализированные суды объективно смогут улучшить качество рассмотрения дел, способствовать их быстрому разбирательству. Чтобы реализовать их потенциальные преимущества, к судьям, намеревающимся работать в них, следует предъявлять дополнительные требования. Во-первых, они должны обладать углубленными знаниями в некоторых отраслях права, во-вторых, опытом работы в других федеральных судах.

Решение о создании специализированного федерального суда может исходить и из потребностей нескольких субъектов РФ, т.к. он вправе обслуживать два - три региона. Не исключено создание судебных округов, не совпадающих с административно-территориальным делением. Это повысит независимость судов от исполнительной власти, поспособствует реализации принципа разделения властей, послужит более эффективной защите прав и свобод граждан.

Согласно п. 6 ст. 6 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Судебный департамент вносит в установленном порядке в Верховный Суд предложения о создании судов. Предложение о создании специализированных судов вправе внести Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

Поскольку суды, входящие в судебную систему, различаются по объему компетенции, принято различать звенья судебной системы. Под звеном понимается совокупность судов равнозначных территориальных образований или судов, уравненных между ними собой с учетом особенностей национально-территориального устройства страны.

По этому признаку федеральные суды общей юрисдикции подразделяются на суды следующих звеньев:

- основное звено  – районные суды, гарнизонные  военные суды;

- среднее звено – верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, окружные (флотские) суды;

- высшее звено  – Верховный Суд РФ.

При осуществлении  правосудия суды связаны между собой системой инстанций. Понятие инстанции характеризует конкретный вид судебной деятельности (функцию того или иного суда).

Судебная инстанция - суд или его структурное подразделение (коллегия, президиум), выполняющее строго определённую функцию, связанную с рассмотрением или разрешением судебных дел (рассмотрение дела по существу либо проверка в той или иной форме законности и обоснованности ранее принятых по данному делу решений).

Все суды РФ можно  разделить на три инстанции: суды высшей инстанции, суды I инстанции и суды II инстанции (апелляционный и кассационный).

Судом первой инстанции  называют суд, рассматривающий дело по существу в целях осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения иска или отказа в нем – по гражданскому и арбитражному. Исключение составляют федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) и арбитражные апелляционные суды – не являются судами первой инстанции.  Содержание и пределы компетенции всех судов первой инстанции устанавливается действующим законодательством.

Суд кассационной инстанции — суд, в котором проверяется законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

Суд апелляционной инстанции — суд, в котором производится повторное и полное рассмотрение дела, по которому судебное решение не вступило в законную силу.

Решение кассационной инстанции не заменяет проверенные  приговор или иное судебное решение, а может отменить его или исправить допущенную в нем нижестоящим судом ошибку.

Суд надзорной инстанции — суд, в котором проверяется законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.

Понятия звена и инстанции тесно  соприкасаются. Звено – понятие  судоустройства, им определяется место данного суда в судебной системе в соответствии с его деятельностью на определенной территории. Инстанция – понятие судопроизводства, разновидность судебной деятельности, обусловленная целями разбирательства дел в той или иной инстанции.

Рассмотрим понятие судебной компетенции. Под судебной компетенцией понимают:

1) рассмотрение дел, подведомственных  судов РФ и изъятых из ведения  других ведомств, органов государства и общественных организаций;

2) рассмотрении одного из видов судебных дел подразделениями судов;

3) рассмотрение дел в определенных  инстанциях;

4) рассмотрение по существу дел,  отнесенных  к подсудности данного  суда.

Таким образом, судебная компетенция  – это определенные законом полномочия того или иного суда на разбирательство дел.

 

3. Статус судей в  РФ

 

Статус судей в Российской Федерации определяется Законом РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», являющемся основополагающим документом регламентирующим все стороны осуществления судьями своих полномочий а также гарантии их независимости, социальные и правовые особенности их деятельности.

Помимо Закона «О статусе судей  в РФ» существуют ряд документов, как законов, так и иных нормативных  актов, также касающихся специфики  осуществления судьями своих  профессиональных обязанностей, регламентирующих специфические условия отправления судебной деятельности (например, «Положение о квалификационной аттестации судей» от 13 мая 1993 года, Указ Президента РФ «О назначении судей военных судов» от 13 марта 1995 года и др.).

Все судьи в Российской Федерации  обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации.

Особенности правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации определяются федеральным конституционным законом.   

Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности  судьи и иных предусмотренных  законом обстоятельств присваиваются  квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Закона о  статусе судей определяют требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.С судьей может стать гражданин РФ:

1) имеющий высшее юридическое  образование;

2) не имеющий или не имевший  судимости;

3) не имеющий гражданства иностранного  государства либо вида на жительство  или иного документа, подтверждающего  право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным  или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в  наркологическом или психоневрологическом  диспансере в связи с лечением  от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний,  препятствующих осуществлению полномочий  судьи.

Судьей Конституционного Суда РФ может  быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет. Судьей Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Судьей верховного суда республики, краевого… может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет. Судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Федеральным конституционным законом  и федеральным законом могут  быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов РФ.

Отбор кандидатов (ст.5. Закона о статусе  судей) на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии. Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

Порядок наделения судей полномочиями определяется ст.6 Закона о статусе  судей:

1. Судьи Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

2. Судьи федеральных арбитражных  судов округов назначаются Президентом  РФ по представлению Председателя  Высшего Арбитражного Суда РФ.

3. Судьи других федеральных судов  общей юрисдикции и арбитражных  судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

4. Судьи военных судов назначаются  Президентом РФ по представлению  Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

5. Президент РФ в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания РФ либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда.

6. Назначение кандидатов на должности  судей производится только при  наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Срок полномочий судьи определяется ст.11 Закона о статусе судей.

1. Полномочия судьи федерального  суда не ограничены определенным  сроком.

Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет.

2. Мировой судья в первый раз  назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

3. Срок полномочий и предельный  возраст пребывания в должности  судьи для судей конституционных  (уставных) судов субъектов РФ  устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

4. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи.

В соответствии с ст.8, судья, впервые  избранный на должность, приносит в  торжественной обстановке присягу следующего содержания:

"Торжественно клянусь честно  и добросовестно исполнять свои  обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".

Информация о работе Судебная власть и система ее органов