Судебная власть и система ее органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении судебной власти и системы ее органов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть понятие судебной власти;
указать полномочия присущие судебной власти, судебной компетенции, судебной инстанции;
дать определение судебной системы;
охарактеризовать суды;
возможность создания специализированных судов;
анализ закона «О статусе судей в РФ»
аргументировать решения поставленным задачам.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………….3
1. Понятие судебной власти ……………………………………………………………….4
2. Судебная система РФ: понятие и структура …………………………………………...8
3. Статус судей в РФ ……………………………………………………………………….15
Задачи ……………………………………………………………………………………….23
Заключение ………………………………………………………………………………….26
Список используемой литературы ………………………………………………………...27
Приложение 1. Общая схема судебной системы Российской Федерации. ……………..28

Файлы: 1 файл

судебная система.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ приносят присягу на собраниях судей этих судов. Судьи других судов приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей.  Судьи федеральных судов приносят присягу перед Государственным флагом РФ.  Судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировые судьи приносят присягу перед Государственным флагом РФ и флагом субъекта РФ.

Символами судебной власти (ст.21) признают Государственный флаг РФ, который устанавливают на здании суда и в зале судебных заседаний, изображение Государственного герба РФ помещают в зале судебных заседаний. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии. Судьям также выдаются удостоверения.

Дисциплинарная ответственность  судей предусмотрена ст.12.1. За совершение дисциплинарного проступка на судью, за исключением судей Конституционного Суда РФ, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: предупреждения; досрочного прекращения полномочий судьи.

Решение о наложении на судью  дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда РФ определяется Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ".

Если в течение года после  наложения дисциплинарного взыскания  судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.

Согласно ст.122 Конституции РФ судья не может быть привлечен к уголовной ответственности.

Ст.16 Закона о статусе судей определяет административную и уголовную ответственность судьи. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи принимается: в отношении судьи Конституционного Суда РФ - Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ с согласия Конституционного Суда РФ; в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации; в отношении судьи иного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Решение по вопросу о привлечении  судьи к административной ответственности  принимается: в отношении судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ; в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора РФ.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных  федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда РФ либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Соответствующее представление в Конституционный Суд РФ или квалификационную коллегию судей вносит Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Статус народных заседателей

При осуществлении правосудия народные заседатели пользуются теми же правами, что и судьи-профессионалы, имеют  с ними равные голоса, так же независимы, обладают теми же гарантиями неприкосновенности. Требования, предъявляемые к кандидатам в народные заседатели: гражданство РФ; достижение 25-летнего возраста; обладание нравственными качествами, необходимыми для осуществления правосудия.

Народными заседателями не могут быть: лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость; лица, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; лица, замещающие государственные должности категории "А", которые предусмотрены Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления; прокуроры, следователи, дознаватели; лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

За время участия народного  заседателя в осуществлении правосудия суд выплачивает ему за счет средств  федерального бюджета компенсационное  вознаграждение в размере 1/4 от части  должностного оклада судьи данного суда. Указанное вознаграждение не облагается подоходным налогом.

За народным заседателем в период исполнения им своих обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются средний заработок, предусмотренные гарантии и льготы. Суд возмещает народному заседателю командировочные расходы в порядке и размерах, которые установлены для судей.

Время исполнения народным заседателем  своих обязанностей по осуществлению  правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Создание института народных заседателей  в арбитражных судах и Конституционном  Суде РФ не предусматривается.

Статус присяжных заседателей.

Присяжный заседатель - лицо, привлеченное в установленном законом порядке  для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта - решения о виновности или невиновности подсудимого. Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе. Присяжные заседатели оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.

В ходе судебного разбирательства  уголовного дела присяжные заседатели разрешают только следующие вопросы, сформулированные в вопросном листе:

1) доказано ли, что имело место  деяние, в совершении которого  обвиняется подсудимый;

2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый;

3) виновен ли подсудимый в  совершении этого преступления.

В случае признания подсудимого  виновным присяжные заседатели также  указывают, заслуживает ли подсудимый снисхождения.

После допроса сторонами подсудимого, потерпевшего, свидетелей, эксперта присяжные заседатели через председательствующего вправе задать им вопросы (излагаются в письменном виде и подаются председательствующему через старшину). Если в ходе судебного разбирательства возникает вопрос о недопустимости доказательств, то он рассматривается в отсутствие присяжных заседателей. В ходе судебного следствия в присутствии присяжных заседателей подлежат исследованию только те фактические обстоятельства уголовного дела, доказанность которых устанавливается присяжными заседателями в соответствии с их полномочиями.

При осуществлении своих полномочий присяжные заседатели пользуются гарантиями неприкосновенности судей, получают вознаграждение за выполнение своих обязанностей.

Не могут быть присяжными заседателями лица: не достигшие 25-летнего возраста; недееспособные или ограниченно дееспособные; не владеющие языком судопроизводства; достигшие 70-летнего возраста; не способные выполнять обязанности присяжных заседателей в силу своих физических или психических недостатков; занимающие определенные в законе должности (судьи, прокуроры, нотариусы, следователи и др.); являющиеся военнослужащими; являющиеся священнослужителями; иные лица, перечисленные в законе.

Арбитражными заседателями арбитражных  судов субъектов РФ являются граждане РФ, наделенные полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

Требования, предъявляемые к арбитражным  заседателям: гражданство РФ; достижение 25-летнего возраста; безупречная репутация; высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее 5 лет.

Арбитражными заседателями не могут  быть: лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость; лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти; лица, признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными; лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом "Об основах государственной службы РФ", лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления; прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии); лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Численность арбитражных заседателей  определяется из расчета не менее  двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции.

Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение 2-х лет и может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей. Срок полномочий арбитражного заседателя, истекший в процессе рассмотрения дела с его участием, может быть продлен до окончания рассмотрения дела по существу.

Пропорционально количеству рабочих  дней, в течение которых арбитражный  заседатель участвовал в осуществлении правосудия, суд выплачивает ему компенсационное вознаграждение в размере 1/4 части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее 5-кратного минимального размера оплаты труда. Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи

 

Задача 1. Обоснуйте ссылками на статьи уголовно-процессуального закона, какие указания прокурора следователь, в случае несогласия с ним, может не выполнять:

  1. О возбуждении уголовного дела
  2. О квалификации преступления
  3. О производстве следственного эксперимента
  4. О назначении экспертизы
  5. О проведении очной ставки
  6. Об объеме обвинения
  7. О прекращении дела
  8. О приостановлении дела
  9. О направлении дела в суд для решения вопроса о назначении судебного заседания
  10. О привлечении в качестве обвиняемого
  11. О применении меры пресечения к обвиняемому

 

На основании ч3. ст.38 УПК РФ следователь может самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа. Таким образом, следователь - лицо процессуально независимое, самостоятельно направляющее ход расследования по уголовному делу.

Согласно п.3 ч.1 ст.39 УПК только руководитель следственного органа дает следователю следующие указания: «Руководитель следственного органа уполномочен давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении».

Согласно ч.3 ст. 39 УПК обжалование указаний приостанавливает их исполнения, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения.

Информация о работе Судебная власть и система ее органов