Сущность института государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 04:53, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является рассмотрение различных подходов к пониманию сущности института государства, анализ их соотношения и выявление противоречивых, требующих детальной доработки положений, а также последующее использование полученных знаний при характеристике сущности современных государств. При этом следует отметить, что для достижения цели необходимо поставить ряд задач, в число которых входит исследование общих положений о сущности государства, анализ существующих концепций в данной области знаний, характеристика социального назначения современных государств (с позиции учений о сущности).

Содержание работы

Введение
Общие положения о сущности государства
Основные подходы к анализу сущности государства
Социологическая концепция
Легистская концепция
Либертарная концепция
Социальное назначение государства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Нагорнов. Сущность государства.docx

— 73.29 Кб (Скачать файл)

 

План

 

Введение

  1. Общие положения о сущности государства
  2. Основные подходы к анализу сущности государства
    1. Социологическая концепция
    2. Легистская концепция
    3. Либертарная концепция
  3. Социальное назначение государства

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих  потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных продуктов к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы, производство орудий труда, пищи. Именно переход к производящей экономике  послужил толчком к трем крупным  разделениям общественного труда  – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли. Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства.

Актуальность  исследования. Общество -  это целостная социальная система, которая отличается организованностью, упорядоченностью различных отношений между ее членами. Для каждого общества характерны: определенная система управления (социальная власть) и система регулирования поведения людей при помощи определенных общих правил (социальных норм). При появлении общества, у людей появилась потребность в управлении. Человек - это часть общества, и он имеет свои собственные интересы. И общество должно их разделять, потому что интересы выступают решающим личностным регулятором, без которого общество не сможет существовать. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Объединение произойдет при сочетании индивидуальной выгоды с социальной выгодой (общественным интересом). Все это достигается благодаря существованию в обществе правил поведения и обеспечивающего их исполнение государства, природа которого настолько многогранна и динамична, что до настоящего времени всесторонне изученной.

Изучением и разработкой  указанной проблемы занимались ученые такие ученые, как …

Объектом данного исследования является государство, являющееся важнейшим общественным институтом, посредством которого, так или иначе, осуществляется организация и упорядочивание жизнедеятельности людей.

В качестве предмета исследования следует  рассматривать сущность общественных отношений, связанных с проявлением в жизни социума государственно-правовых явлений.

Целью настоящего исследования является рассмотрение различных подходов к пониманию сущности института государства, анализ их соотношения и выявление противоречивых,  требующих детальной доработки положений, а также последующее использование полученных знаний при характеристике сущности современных государств. При этом следует отметить, что для достижения цели необходимо поставить ряд задач, в число которых входит исследование общих положений о сущности государства, анализ существующих концепций в данной области знаний, характеристика социального назначения современных государств (с позиции учений о сущности).

Методологическая  основа. Во время исследования поставленной проблемы мной использовались такие методы познания, как  анализ научных изданий и нормативно-правовых актов, синтез, структуризация и обобщение полученных знаний, а также моделирование возможных вариантов развития объекта исследования.

 

  1. Общие положения о сущности государства

 

Государство возникает тогда, когда развитие экономики достигает  определенного уровня, при котором  становится объективно невыгодной система  уравнительного распределения общественном продукта. Это неизбежно привело  к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в  интересах прежде всем привилегированных  социальных групп, классов.

Возникновение государства  всегда связано с изменением характера  публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах, прежде всего  привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые  возможности для анализа характера  такой власти, для определения  сущности государства. Однако характер государственной власти отнюдь не всегда одинаков. Так, и в рабовладельческом, и в феодальном обществе налицо явное  социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной  власти.1

Более сложна оценка характера  власти в буржуазном государстве. Формально  все люди равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется юридически в декларациях и конституциях. Фактически же в раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реальная принадлежность власти экономически господствующему классу – буржуазии.2 В восточных государствах власть находилась в руках бюрократического чиновничьего аппарата. При этом она также выражала интересы социальных групп, стоящих у власти. Во многих случаях эти социальные группы отличаются от других слоев общества и особым местом в системе распределения общественного продукта, и особым отношением к средствам производства, становясь фактически их реальными собственниками. Подобное всевластие государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с господствующей частной собственностью на основные средства производства. Государственный аппарат приобретает чрезвычайную самостоятельность, становится во многих случаях практически от общества независимым. Это может достигаться, например, за счет балансирования между антагонистическими классами, натравливания их друг на друга, как это имело место во Франции при бонапартистском режиме в 50 – 60-х гг. XIX столетия.3 Но тот же результат нередко, получается, посредством осуществления жестких мер подавления любого инакомыслия, любого противодействия действиям правящей верхушки.4

Тем не менее, установление классового (сословного) характера  государственной власти не исчерпывает  проблемы сущности государства, и использование  только классового подхода существенно  ограничивает возможности научного познания государства и политической власти.

Во-первых, власть в государстве  может находиться в руках небольшой  социальной группы, которая действует, прежде всего, в своих собственных  интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы).

Во-вторых, нередко складывается такая обстановка, при которой  возникает власть блока различных  классов и неклассовых социальных групп.

В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в котором власть не на словах, а  на деле будет принадлежать всему  народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми. Общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев. Поэтому стоящий у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения. Поэтому любое государство должно осуществлять общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества.5 И любое государство не только является машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом ем интеграции.

Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества.6 Соотношение указанных сторон сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой.

Для полного и объективного познания государства, понимания его  сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать и другие теории государства –  элитарной, технократической, плюралистической демократии и др.7 С этих позиций сущность государства состоит в его социальном назначении, а именно, регулировать общественные отношения, управлять обществом. По отношению к человеку социальные качества государства раскрываются как его ценностные свойства.

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется более широко как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны преимущественно с помощью компромисса.8

Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой  позиции, выступает больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся  в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И  государств, которые бы уже достигли таких высот, на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые  добились в достижении данной цели больших успехов, нежели современная  Россия.9 К таким государствам можно отнести, например, Германию,10 Францию,11 Швейцарию,12 Швецию,13 Австрию,14 США.15 Хотелось бы отметить, что сущность государства в представленных классических подходах не следует рассматривать изолированно друг от друга, как некую данность - скорее здесь следует говорить об эволюции сущности и социального назначения государства, перехода от классовой сущности к общесоциальной. С историческим изменением государственных формаций (рабовладельческая, феодальная, буржуазная), развития социальной и экономической жизни, изменяется и сущность государства. Вопрос об общесоциальной сущности государства не возникал и не мог возникнуть до того, как в человеческом обществе назрела необходимость перехода к либерализму, утверждению демократических принципов, провозглашенных идеями Французской революции.

В ходе развития общества, расширения его социальной структуры размываются  четкие границы классовости, усложняются  социальные отношения - объективно все  эти процессы потребовали того, чтобы  в противовес произволу власти, классовой  разобщенности и противостоянию были возвышены общечеловеческие ценности, идеи равенства и свободы, равного  партнерства в управлении государством, объединении всего общества.16

Классовый подход при раскрытии  сущности государства - крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли  и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако, как утверждает З.Ш. Гафуров: «Безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств, по меньшей мере, теоретически неверно».17 Действительно, классовый характер, классовая направленность деятельности государства - его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество - от разрушения, тем самым, сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет свои определенные функции в интересах всего общества.

В развитых демократических  странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса.18 Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Но это не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто

отошла на второй план, перестала  доминировать, а на первое место  вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.19

В демократическом государстве  второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

Сегодня общемировое стремление к утверждению демократии, объединение  интересов государств различной  сущности для разрешения глобальных общечеловеческих проблем, связанных  с экологией, ресурсами, угрозой  применения ядерного оружия, делают общечеловеческий подход к сущности государства приоритетным.

Информация о работе Сущность института государства