Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 04:53, курсовая работа
Целью настоящего исследования является рассмотрение различных подходов к пониманию сущности института государства, анализ их соотношения и выявление противоречивых, требующих детальной доработки положений, а также последующее использование полученных знаний при характеристике сущности современных государств. При этом следует отметить, что для достижения цели необходимо поставить ряд задач, в число которых входит исследование общих положений о сущности государства, анализ существующих концепций в данной области знаний, характеристика социального назначения современных государств (с позиции учений о сущности).
Введение
Общие положения о сущности государства
Основные подходы к анализу сущности государства
Социологическая концепция
Легистская концепция
Либертарная концепция
Социальное назначение государства
Заключение
Список использованной литературы
Легистская концепция
государства неверна
С другой стороны, современная юридическая теория объясняет государство как правовую организацию политической власти, как власть, ограниченную правовым законом, и противопоставляет государству антиправовую, силовую организацию политической власти. Поэтому можно говорить, что государство не существует за пределами ограничения силы правом. Легистская же конструкция государства как власти, описанной позитивным правом, не дает никакого объективного содержательного критерия правового характера законов и, следовательно, государственной власти. Позитивное право в легистской концепции — это то, что власть установила в законе, причем не исключено, что установила произвольно. Иначе говоря, в легистской концепции государством называют такую организацию политической власти, какую она сама предписывает себе в законах.
Юридическое понимание государства, объяснение государства как соединения силы с правом или ограничения власти правовым законом, противопоставление государства и деспотии имеют древнюю традицию - начиная с древнегреческой политической мысли.33 Полный список классиков юридической теории государства, перечисление ее направлений заняли бы слишком много места. Достаточно сказать, что социологическая и легистская концепции государства воцарились в политической мысли лишь в период господства в науке позитивизма, но во второй половине XX в. юридическое понимание государства восстанавливает некогда утраченные позиции в науке.
Смысл юридического понимания государства выражен в определении, предложенном В.С. Нерсесянцем: «Государство — это правовая форма (правовой тип) организации и функционирования публичной политической власти».34 Термин «правовая», естественно, предполагает различение права и закона. В противном случае, при отождествлении права и закона, суждение «государство — правовая организация власти» будет содержать элемент тавтологии — объяснение государственной власти через понятие закона, т. е. через то, что является результатом самой властной деятельности.
Это вовсе не означает, что государство нельзя рассматривать через призму правового законодательства, конституирующего государственные институты и отношения. Современная либертарная теория объясняет законы о государственной власти как необходимую форму обеспечения свободы подвластных и оценивает законы в зависимости от того, как они сообразуются с основным предназначением государственной власти - обеспечивать свободу, безопасность и собственность. Если законы о власти отрицают свободу подвластных, то с юридической точки зрения такие законы соответствуют не государству, а деспотии. Государство - это форма институционального бытия и осуществления свободы людей в их социальной жизни.
Таким образом, понятие государства предполагает организацию публичной политической власти, но государством является лишь организация публичной политической власти правового типа. Это значит, что, с одной стороны, внешними признаками государства являются подвластное население, подвластная территория и суверенная власть, но, с другой стороны, этим признакам, или элементам, государства дается юридическая трактовка. В частности, государственный суверенитет означает, что государственная власть является верховной, но не всесильной.
Государственная власть - это такая публичная политическая власть, которая введена в правовые рамки, хотя бы минимально ограничена свободой граждан (подданных), участников государственно-правового общения. Это такой «механизм» политического господства, который так или иначе опосредован правом, действует не произвольно, а в рамках правомочий. Оговорки «хотя бы минимально», «так или иначе» вызваны тем, что всякое государство связано правом в меру его цивилизованности, развитости права и правовой культуры у соответствующего народа и общества.35 Эта мера является разной для государства в архаичном аграрном обществе и в современном индустриальном или постиндустриальном обществе, для государства авторитарного и демократического, для государства с вековыми традициями конституционализма и государства посттоталитарного и т.д. Далеко не всякое государство соответствует современным стандартам. Но всякое государство является государством постольку, поскольку власть в нем хотя бы минимально ограничена хотя бы минимальной свободой хотя бы части подвластных.
Таким образом, в реально существующих государствах власть в разной мере ограничена правом. Понятие же правового государства предполагает максимальное ограничение власти правом. Это идеал, идеальный тип государства, понятие с исторически изменяющимся содержанием. Ибо источником знания о том, что такое максимальное ограничение власти правом, является исторически развивающаяся реальность государства. Представления о правовом государстве изменяются в ходе исторического прогресса государства. Так что правовое государство — это нормативная модель, предполагающая высокий уровень развитости права и государственности, отражающая уровень, уже достигнутый в наиболее развитых странах.36
Противоположностью правового
государства является полицейское
государство. Это также идеальный тип,
предполагающий лишь минимальное ограничение
власти свободой подвластных. В полицейском
государстве законы дозволяют правительственно-
В результате в полицейском государстве получается следующая картина. С одной стороны, государство гарантирует определенный набор прав и свобод. С другой стороны, законы прямо или косвенно запрещают почти любую деятельность, не контролируемую государством, запрещают делать что-либо без разрешения соответствующих полицейских органов.
Таким образом, правовое и полицейское государство — это идеальные типы. Реальные современные государства лишь ориентируются на эти идеальные типы. Формирующееся ныне российское государство лишь делает свои первые шаги на пути к конституционно провозглашенному правовому государству.
Сущность государства как общественного явления представляет собой многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы.38
Государство возникает как
классовая организация
Особенность исторических типов государств, предшествующих современности, состоит в том, что они в основном выражали экономические интересы меньшинства (рабовладельцев, феодалов, капиталистов). Однако по мере совершенствования общества, в процессе его гуманизации, политического и нравственного “взросления” человека “экономическая и социальная база государства расширяется, принудительный же элемент его власти сужается”4.
Таким образом, в силу объективных причин государство превращается преимущественно в организующую силу общества, которая выражает и охраняет личные и общие интересы его членов.
По мере усовершенствования общественной жизни становятся разнообразнее и формы собственности, в том числе и частной. Собственность меньшинства постепенно превращается в собственность большинства. В результате революционных и эволюционных преобразований отношений собственности изменяется и социально-экономическая сущность государства, его цели и задачи. С формированием государственной, коллективной, акционерной, кооперативной, фермерской, индивидуальной и других форм собственности начала приобретать новые качественные черты и частная собственность, то есть собственность индивида.
Еще А. Смит отстаивал индивидуальную свободу каждого человека в сфере хозяйственной деятельности, регулируемую конкуренцией. Он считал, что всюду, особенно в экономической области, если человек пользуется свободой выбора, то он избирает наиболее выгодные пути.
В современном государстве
частная собственность
С изменением условий жизни общества произошло, с одной стороны, сужение сущности государства как организации классового господства, с другой — расширение и обогащение тех объективных его свойств, которые характеризуют государство как организацию всего общества. Под влиянием процессов прогрессивного общественного развития сокращается отрыв государства от народа, происходит приближений его к коренным интересам и потребностям общества и личности2. Таким образом, из органа, стоящего над обществом, государство превращается в орган, служащий обществу.
В каждом конкретном государстве есть общее (характерное для всех государств), особенное (выражающее отличительные признаки родственной группы государств) и (единичное присущее только данному конкретному государству). На всех ступенях своего исторического развития государство сохраняет свои общие существенные черты и в то же время изменяется в своей конкретной сущности в силу меняющихся условий общественной жизни.3
Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Можно говорить о социальном назначении государства вообще, отвлекаясь от тех исторически преходящих задач, которые оно решало на том или ином этапе развития общества.
В основе социального государства лежит идея о том, что именно государство ответственно за создание таких условий жизни, при которых каждому человеку была бы гарантирована доступность элементарных благ, что можно рассматривать как создание равных стартовых возможностей. Социальным следует называть то государство, одним из приоритетных направлений, деятельности которого является создание условие для реализации социальных прав граждан, закрепленных в национальном законодательстве и соответствующих мировым стандартам в этой области.40
Поскольку государство представляет собой территориальный публично-правовой союз населения, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции с помощью специальных органов государственной власти, то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений и является основной обязанностью государства. Природа государственной власти – в охране прав и свобод человека и гражданина, в обеспечении гражданского мира и согласия.
Одной из черт современного
государства является повышенная забота
о социально незащищенных категориях
граждан: детях, инвалидах, престарелых,
безработных. В их интересах устанавливаются
государственные пособия и