Сущность института государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 04:53, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является рассмотрение различных подходов к пониманию сущности института государства, анализ их соотношения и выявление противоречивых, требующих детальной доработки положений, а также последующее использование полученных знаний при характеристике сущности современных государств. При этом следует отметить, что для достижения цели необходимо поставить ряд задач, в число которых входит исследование общих положений о сущности государства, анализ существующих концепций в данной области знаний, характеристика социального назначения современных государств (с позиции учений о сущности).

Содержание работы

Введение
Общие положения о сущности государства
Основные подходы к анализу сущности государства
Социологическая концепция
Легистская концепция
Либертарная концепция
Социальное назначение государства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Нагорнов. Сущность государства.docx

— 73.29 Кб (Скачать файл)

Легистская концепция  государства неверна гносеологически. С одной стороны, бесспорно, что  в условиях развитой государственно-правовой культуры публичная политическая власть существует в законной форме. Столь же бесспорно и нормативно-законническое требование: государственная власть должна быть организована и функционировать в строгом соответствии с законом. Но из того, что в определенной стране содержание государства в основном исчерпывается предписаниями законов о государственной власти, не следует, что общее понятие государства можно сводить к таким предписаниям.

С другой стороны, современная  юридическая теория объясняет государство как правовую организацию политической власти, как власть, ограниченную правовым законом, и противопоставляет государству антиправовую, силовую организацию политической власти. Поэтому можно говорить, что государство не существует за пределами ограничения силы правом. Легистская же конструкция государства как власти, описанной позитивным правом, не дает никакого объективного содержательного критерия правового характера законов и, следовательно, государственной власти. Позитивное право в легистской концепции — это то, что власть установила в законе, причем не исключено, что установила произвольно. Иначе говоря, в легистской концепции государством называют такую организацию политической власти, какую она сама предписывает себе в законах.

 

    1.  Либертарная концепция

 

Юридическое понимание государства, объяснение государства как соединения силы с правом или ограничения власти правовым законом, противопоставление государства и деспотии имеют древнюю традицию - начиная с древнегреческой политической мысли.33 Полный список классиков юридической теории государства, перечисление ее направлений заняли бы слишком много места. Достаточно сказать, что социологическая и легистская концепции государства воцарились в политической мысли лишь в период господства в науке позитивизма, но во второй половине XX в. юридическое понимание государства восстанавливает некогда утраченные позиции в науке.

Смысл юридического понимания  государства выражен в определении, предложенном В.С. Нерсесянцем: «Государство — это правовая форма (правовой тип) организации и функционирования публичной политической власти».34 Термин «правовая», естественно, предполагает различение права и закона. В противном случае, при отождествлении права и закона, суждение «государство — правовая организация власти» будет содержать элемент тавтологии — объяснение государственной власти через понятие закона, т. е. через то, что является результатом самой властной деятельности.

Это вовсе не означает, что  государство нельзя рассматривать через призму правового законодательства, конституирующего государственные институты и отношения. Современная либертарная теория объясняет законы о государственной власти как необходимую форму обеспечения свободы подвластных и оценивает законы в зависимости от того, как они сообразуются с основным предназначением государственной власти - обеспечивать свободу, безопасность и собственность. Если законы о власти отрицают свободу подвластных, то с юридической точки зрения такие законы соответствуют не государству, а деспотии. Государство - это форма институционального бытия и осуществления свободы людей в их социальной жизни.

Таким образом, понятие государства  предполагает организацию публичной политической власти, но государством является лишь организация публичной политической власти правового типа. Это значит, что, с одной стороны, внешними признаками государства являются подвластное население, подвластная территория и суверенная власть, но, с другой стороны, этим признакам, или элементам, государства дается юридическая трактовка. В частности, государственный суверенитет означает, что государственная власть является верховной, но не всесильной.

Государственная власть - это такая публичная политическая власть, которая введена в правовые рамки, хотя бы минимально ограничена свободой граждан (подданных), участников государственно-правового общения. Это такой «механизм» политического господства, который так или иначе опосредован правом, действует не произвольно, а в рамках правомочий. Оговорки «хотя бы минимально», «так или иначе» вызваны тем, что всякое государство связано правом в меру его цивилизованности, развитости права и правовой культуры у соответствующего народа и общества.35 Эта мера является разной для государства в архаичном аграрном обществе и в современном индустриальном или постиндустриальном обществе, для государства авторитарного и демократического, для государства с вековыми традициями конституционализма и государства посттоталитарного и т.д. Далеко не всякое государство соответствует современным стандартам. Но всякое государство является государством постольку, поскольку власть в нем хотя бы минимально ограничена хотя бы минимальной свободой хотя бы части подвластных.

Таким образом, в реально  существующих государствах власть в  разной мере ограничена правом. Понятие  же правового государства предполагает максимальное ограничение власти правом. Это идеал, идеальный тип государства, понятие с исторически изменяющимся содержанием. Ибо источником знания о том, что такое максимальное ограничение власти правом, является исторически развивающаяся реальность государства. Представления о правовом государстве изменяются в ходе исторического прогресса государства. Так что правовое государство — это нормативная модель, предполагающая высокий уровень развитости права и государственности, отражающая уровень, уже достигнутый в наиболее развитых странах.36

Противоположностью правового  государства является полицейское государство. Это также идеальный тип, предполагающий лишь минимальное ограничение власти свободой подвластных. В полицейском государстве законы дозволяют правительственно-административным (полицейским) институтам власти все, что не нарушает права человека, а нередко и более того. Власть всегда стремится вырваться из правовых рамок, и в полицейском государстве законы чрезмерно ограничивают права человека, дозволяют полицейским органам вторгаться в сферу минимальной неотъемлемой свободы.37 Типичными являются неправовые, хотя и законные, ограничения свободы выражения мнений и средств массовой информации, свободы передвижения, неприкосновенности жилища и частной жизни, свободы создания политических партий и профсоюзов, свободы собраний и манифестаций, а также свободы предпринимательства. Формально полицейское государство может и не отрицать эти права и свободы, но оно дозволяет административной власти контролировать их осуществление. Например, действует цензура, собрания и манифестации не запрещаются, но для их проведения требуется разрешение административных органов. Гражданам не запрещается выбирать место жительства, но с разрешения тех же административных органов.

В результате в полицейском  государстве получается следующая картина. С одной стороны, государство гарантирует определенный набор прав и свобод. С другой стороны, законы прямо или косвенно запрещают почти любую деятельность, не контролируемую государством, запрещают делать что-либо без разрешения соответствующих полицейских органов.

Таким образом, правовое и полицейское государство — это идеальные типы. Реальные современные государства лишь ориентируются на эти идеальные типы. Формирующееся ныне российское государство лишь делает свои первые шаги на пути к конституционно провозглашенному правовому государству.

 

  1. Социальное назначение государства

 

Сущность государства  как общественного явления представляет собой многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы.38

Государство возникает как  классовая организация политической власти. Это положение прямо или  косвенно доказано мировой наукой и  исторической практикой.  Анализ определенных экономических и социальных закономерностей  возникновения и  функционирования государства преимущественно с  классовых позиций позволил дать универсальное определение сущности государства – государство есть лишь организация, которую создает себе буржуазное общество для охраны общих внешних условий капиталистического способа производства2. Однако, качественные изменения в жизни общества привели к изменению сущности государства. Возникновение советского государства, а потом ряда других государств после второй мировой войны уже не вкладывалось в вышеприведенную формулировку. Это позволило сделать вывод, что развитие государства – сложный диалектико-логический процесс. Он характеризуется многими противоречивыми тенденциями, среди которых в конечном счете начинают преобладать прогрессивные.

Особенность исторических типов  государств,  предшествующих современности, состоит в том, что они в  основном выражали экономические интересы меньшинства (рабовладельцев, феодалов, капиталистов). Однако по мере совершенствования общества, в процессе его гуманизации, политического и нравственного “взросления” человека “экономическая и социальная база государства расширяется, принудительный же элемент его власти сужается”4.

Таким образом, в силу объективных  причин государство превращается преимущественно в организующую силу общества, которая выражает и охраняет личные и общие интересы его членов.

По мере усовершенствования общественной жизни становятся разнообразнее  и формы собственности, в том  числе и частной. Собственность меньшинства постепенно превращается в собственность большинства. В результате революционных и эволюционных преобразований отношений собственности  изменяется  и  социально-экономическая сущность государства, его цели и задачи. С формированием государственной, коллективной, акционерной, кооперативной, фермерской, индивидуальной и других форм собственности начала приобретать новые качественные черты и частная собственность, то есть собственность индивида.

Еще А. Смит отстаивал индивидуальную свободу каждого человека в сфере хозяйственной деятельности, регулируемую конкуренцией. Он считал, что всюду, особенно в экономической области, если человек пользуется свободой выбора, то он избирает наиболее выгодные пути.

В современном государстве  частная собственность становится не столько государственным, сколько  общественным институтом, который находится  под государственной защитой. Государство  стимулирует и охраняет ту собственность  индивидов, которая органически  включается в общую, экономическую  систему общества и обеспечивает его материальное и духовное благополучие; всеобъемлющая государственная собственность, которая длительное время была фактически единственной формой собственности в социалистических странах, не выдержала испытания временем.39

С изменением условий жизни  общества произошло, с одной стороны, сужение сущности государства как организации классового господства, с другой — расширение и обогащение тех объективных его свойств, которые характеризуют государство как организацию всего общества. Под влиянием процессов прогрессивного общественного развития сокращается отрыв государства от народа, происходит приближений его к коренным интересам и потребностям общества и личности2. Таким образом, из органа, стоящего над обществом, государство превращается в орган, служащий обществу.

В каждом конкретном государстве  есть общее (характерное для всех государств), особенное (выражающее отличительные признаки родственной группы государств) и (единичное присущее только данному конкретному государству). На всех ступенях своего исторического развития государство сохраняет свои общие существенные черты и в то же время изменяется в своей конкретной сущности в силу меняющихся условий общественной жизни.3

Социальное назначение государства  вытекает из его сущности. Можно говорить о социальном назначении государства вообще, отвлекаясь от тех исторически преходящих задач, которые оно решало на том или ином этапе развития общества.

В основе социального государства  лежит идея о том, что именно государство  ответственно за создание таких условий  жизни, при которых каждому человеку была бы гарантирована доступность  элементарных благ, что можно рассматривать  как создание равных стартовых возможностей. Социальным следует называть то государство, одним из приоритетных направлений, деятельности которого является создание условие для реализации социальных прав граждан, закрепленных в национальном законодательстве и соответствующих мировым стандартам в этой области.40

Поскольку государство представляет собой территориальный публично-правовой союз населения, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции с помощью специальных органов государственной власти, то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений и является основной обязанностью государства. Природа государственной власти – в охране прав и свобод человека и гражданина, в обеспечении гражданского мира и согласия.

Одной из черт современного государства является повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых, безработных. В их интересах устанавливаются  государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации. В свою очередь  проблема поддержки социально незащищенных категорий населения непосредственно связана с участием государства в управлении экономикой страны. Его участие в перераспределении экономических благ – это черта, характерная и для социального, и для социалистического государства.41 В современных обществах такое перераспределение не приводит к нарушению прав и свобод граждан и позволяет считать современные западные государства не только социальными, но и правовыми.42 Однако история показывает на примере тоталитарных режимов, что игнорирование требований связанности государства правом при активной патерналистской политике по отношению к большей части населения приводит к весьма негативным явлениям, не позволяющим считать данные государства правовыми.

Информация о работе Сущность института государства