Сущность института государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 04:53, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является рассмотрение различных подходов к пониманию сущности института государства, анализ их соотношения и выявление противоречивых, требующих детальной доработки положений, а также последующее использование полученных знаний при характеристике сущности современных государств. При этом следует отметить, что для достижения цели необходимо поставить ряд задач, в число которых входит исследование общих положений о сущности государства, анализ существующих концепций в данной области знаний, характеристика социального назначения современных государств (с позиции учений о сущности).

Содержание работы

Введение
Общие положения о сущности государства
Основные подходы к анализу сущности государства
Социологическая концепция
Легистская концепция
Либертарная концепция
Социальное назначение государства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Нагорнов. Сущность государства.docx

— 73.29 Кб (Скачать файл)

 

  1. Основные подходы к анализу сущности государства

 

В современной  теории государства  термин "государство" употребляется в трех значениях, а именно обозначает:

  • государственно организованное сообщество,
  • государственную власть,
  • систему государственных органов.20

Во всех трех случаях речь идет об организации и функционировании публичной политической власти как власти государственной, но о разных ее аспектах. Поэтому понятие государства, т. е. объяснение сущности феномена государства, охватывает все три аспекта государственности.

Соответственно, три естественных значения термина "государство" — это не три разных понятия данного института. Однако есть разные концепции государства. Каждая из этих концепций может учитывать все три значения термина "государство", но при этом сущность государства в каждой концепции объясняется по-своему.

На такой основе строятся разные концепции государства, т. е. в разных концепциях сфера публично-властных политических явлений, описываемая как государство, оказывается более или менее широкой. В рамках позитивистского типа понимания права и государства известны социологическая и легистская концепции государства. В рамках непозитивистского, юридического типа правопонимания в современной науке развивается либертарная концепция, объясняющая государство как правовой тип организации и осуществления публичной политической власти.

 

    1.  Социологическая концепция

 

 

В социологической концепции  государством называется организация  публичной политической власти любого типа независимо от формы и содержания. Общей чертой для всех вариантов социологической концепции государства является отрицание юридической природы государства и абсолютизация его силовой природы, рассмотрение в качестве основы государства фактических отношений властвования.21

Теория насилия. Сущность государства объясняется здесь как организованное насилие, как политическая сила, которая не может быть ограничена правом и которая произвольно определяет меру свободы подвластных. Такое понимание допускает и политическую несвободу подвластных, неограниченность политической власти, а поэтому в круг объектов, описываемых здесь как «государство», попадает и деспотия.22

Общее определение государства  в социологической концепции сводится к следующему: это наиболее действенная (наиболее сильная, верховная, суверенная) организация власти у населения определенной территории.

Эта концепция государства  использовалась в классическом легистском позитивизме (Дж. Остин, Г.Ф. Шершеневич, Л. Гумплович) при отождествлении права и закона: «Право — это приказ государства, верховной власти, суверена».23 При таком правопонимании получается, что государство как сила первично, а «право» (законы) вторично, что государство — это голая монополия силы, предшествующая закону. Поэтому законная форма власти, ее наличие или отсутствие, не имеет значения для социологической концепции. Верховная власть может осуществляться по закону и вопреки закону — на то она и верховная. Закон («право») — это то, чего желает верховная власть, волеизъявление суверенной власти. Поэтому социологическая концепция лишь допускает, что полномочия государственной власти могут быть регламентированы законом, но утверждает, что закон для государственной власти необязателен. Здесь государство — это фактические отношения повеления и подчинения, фактическая организация и деятельность власти, а не то, что формально предписывается законами о власти. Государство как социальная сила может соблюдать законную форму осуществления власти, но может и не соблюдать.

Помимо этого, разновидностью социологической концепции является марксистско-ленинская теория государства. Здесь сущность государства объясняется через классовое господство и классовое насилие.

Согласно марксистско-ленинскому учению, общество со времени утверждения  частной собственности разделяется  на антагонистические классы, а государство  является политической организацией экономически господствующего класса. Сущность государства — это диктатура, насилие господствующего класса для подавления других классов. Государственный аппарат, опираясь на насилие, управляет обществом так, как это выгодно и угодно господствующему классу, и в принципе может не считаться с интересами других классов. Государство есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников.24 По отношению к такой силе у подвластных, даже у представителей господствующего класса, не может быть никаких естественных прав. Диктатура класса означает несвязанность власти какими бы то ни было законами. Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами. Таким образом, марксизм-ленинизм объясняет государство как антиправовую организацию публичной политической власти, природа которой такова, что она не может быть ограничена даже законом.

Однако сторонники социологической  концепции государства не обязательно  выпячивают политическое насилие. Со времен древности политическая мысль различала две наиболее яркие стороны политической власти:

  • организованное насилие как средство достижения цели;
  • решение общих дел, достижение общественного благополучия как цель власти.25

Современная политология так же видит социальный смысл политики, политической власти не в том, что одни социальные группы силой навязывают свою волю другим, а в том, что политическая власть умеряет столкновения социальных сил, создает стабильный порядок в обществе. При этом стабильность в обществе может достигаться и за счет организованного насилия, предотвращающего распад общества, и за счет достижения согласия социальных групп ради прекращения конфликтов, ослабляющих общество в целом. Политика как организованное насилие есть признак исторической неразвитости цивилизации.26

По мере исторического  прогресса организованное насилие в интересах одного класса, одной группы все дальше отходит на задний план политической жизни, а на передний выдвигается общесоциальная деятельность политической власти. В постиндустриальном обществе, в наиболее развитых странах социальные противоречия утрачивают остроту, умеряются до такой степени, что и политическое насилие в отношении больших социальных групп становится ненужным. Здесь просто нет классов в марксистском понимании. Политическая власть устанавливает цивилизованные рамки разрешения конфликтов между социальными группами и, выражая стремление большинства членов этого благополучного общества к гражданскому миру, не только гарантирует интересы социально сильных, но и защищает интересы социально слабых. Государство занимается перераспределением национального дохода, в частности, для того, чтобы примирить интересы социально сильных и социально слабых. Главной целью его политики являются социальный мир и гражданское согласие.

Итак, ни теория насилия, ни классовая теория непригодны для объяснения публичной политической власти в постиндустриальном обществе. Сегодня сторонники социологической концепции государства полагают, что классовый, диктаторский, деспотический характер власти присущ лишь частным историческим формам государства, а именно решение общих дел населения преимущественно силовым путем характерно для исторически неразвитого государства, а для современного государства более характерно стремление власти к социальным компромиссам.

    1. Легистская концепция

 

Легистская концепция  государства возникла в Германии во второй половине XIX в. и доведена до логического завершения в теории Г. Кельзена в XX в. Сегодня она распространена в государствоведении в Западной Европе.

В этой концепции феномен  государства отождествляется с  содержанием законов о публичной  политической власти. Прежде, с позиции  отождествлении права и закона, эта концепция государства называлась «юридической», т. е. «правовой». Но правильнее называть ее именно легистской, т. е. законнической.27

Легистская концепция  государства подразумевает оформленный законами аппарат политической власти, его законную организацию и функционирование, законную компетенцию властных органов. Фактически государство отождествляется с предписаниями конституционного и административного законодательства, законодательства о судоустройстве и т. д.28 Государством считается то, что предписывают законы о монархе, президенте, правительстве, суде, прокуратуре, полиции и других институтах власти и должностных лицах, причем независимо от того, что именно предписывают эти законы. Содержание законов о власти может быть любым, произвольным. Государство определяется через законную форму власти, но не через содержание законов.

Социологическая концепция  государства называет элементами государства подвластную территорию, подвластное население и суверенную власть. В легистской концепции государства эти элементы получают законническую трактовку. Так, население государства — это «сфера действия законов страны по кругу лиц». Государственная территория — это «сфера действия законов в пространстве». Государственная власть — это сами предписания законов, действующие в определенном пространстве и по определенному кругу лиц.29

Распространение легистской концепции государства вызвано стремлением позитивистской науки рассматривать государство с «чисто юридической», вернее, с легистской точки зрения: социологи и политологи изучают реальные властные отношения, философы задаются вопросом об идеальном государстве, а юристы-законоведы должны изучать действующие законы; следовательно, государство представляет профессиональный интерес для законоведов только как содержание законов о власти.

Действительно, законная форма  является неотъемлемой чертой государственной  власти. Законы регулируют организацию и деятельность государственного аппарата (в меньшей мере это относится к деспотической власти), устанавливают компетенцию государственных органов и должностных лиц. Поэтому если реальные публично-властные отношения совпадают с предписаниями законов, то знания об организации и функционировании власти законоведы могут черпать из законов. Но при этом не следует забывать, что предписания закона - это еще не само государство, что законы устанавливаются законодательной властью и что действительность публичной политической власти может и не совпадать с тем, что предписано законом.

В легистской же концепции государства получается, что не власть создает законы, а законы создают государственную власть. Если социологическая концепция государства ориентируется только на фактические отношения властвования и пренебрегает законной формой власти, то легистская концепция, наоборот, абстрагируется от фактических политических отношений и изображает государство в виде законодательных предписаний о власти.30 То, что в действительности власть может функционировать и не так, как это предписано законом, в легистской концепции не учитывается.

Законнический способ понимания государства широко распространился в тех странах, где социально-политическая действительность мало чем отличается от требований конституции и законов. Но конституции и законы могут быть и фиктивными. Деспотическая власть, не связывающая себя никакими законами, может прикрываться внешней государственно-правовой атрибутикой, создавать видимость конституционной законности, издавать конституции как пропагандистские документы, не рассчитанные на их применение. Фиктивными были, например, советские конституции. Они провозглашали демократию, власть рабочего класса, трудящихся, всего народа, но в действительности существовала жесткая диктатура, которая лишь имитировала демократические учреждения. Советские конституции описывали федеративное устройство страны, а в действительности власть была сверхцентрализованной и не допускала никакой самостоятельности местных властей и т. д.

Таким образом, легистская концепция государства оказывается явно несостоятельной применительно к политическим режимам с фиктивными конституциями. Но с точки зрения самих легистов, это не так. Для них как бы не существует никаких реальных отношений властвования, кроме тех, которые предписаны конституцией и законом. Их не интересует, в какой мере власть отклоняется от законодательных предписаний. Вообще для легизма характерны представления о первичности законодательных текстов и вторичности общественных отношений, о том, что в жизни все должно быть так, как предписано официальными актами. Такие представления о соотношении закона и общественной жизни — это "юридический идиотизм" или "юридический кретинизм".31

Как ни странно, с позиции легистской концепции государства невозможно объяснить, что такое правовое государство. В зависимости от того, что предписывают законы, как они описывают организацию власти, государство, в легистском понимании может быть названо демократическим, республиканским, тоталитарным, фашистским, пиратским и т. д. Но понятие «правовое государство» становится здесь бессмысленным. Поскольку для легистов законы любого содержания — это «право», а государство — это предписания законов, т. е. «правовые» предписания, то всякое государство является «правовым» установлением уже по определению. Любая организация власти произвольно-силового типа оказывается «правовой» в той мере, в какой она оформлена произвольными законами.32

Информация о работе Сущность института государства