Сущность предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:54, реферат

Описание работы

Понятие предпринимательства, его содержание и функции.
Условия и факторы развития предпринимательства.
Виды, субъекты и формы предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

Тема 1.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

    Тема 1. Сущность предпринимательской  деятельности.

  1. Понятие предпринимательства, его содержание и функции.
  2. Условия и факторы развития предпринимательства.
  3. Виды, субъекты и формы предпринимательской деятельности.

    Целью изучения дисциплины «Организация предпринимательской деятельности» является получение необходимых теоретических знаний о сущности предпринимательства, его роли в социально-экономическом развитии государства, а также ознакомление с практикой подготовки и осуществления предпринимательской деятельности.

    Если  рассматривать данную дисциплину применительно к специальности «Государственное управление», то одной из важнейших задач, стоящих перед специалистами данного профиля, является обеспечение благоприятных условий для развития цивилизованного предпринимательства, в том числе через активную поддержку субъектов малого предпринимательства, которые являются источниками капитализации прибыли и рынками сбыта для крупных субъектов хозяйствования.

    Чтобы успешно справиться с поставленной задачей, необходимо иметь системное представление о сущности предпринимательской деятельности, принципах и формах ее осуществления, инструментах нормативно-правового регулирования.

    Обратимся к статистике.

    По  состоянию на 1 ноября 2010 г. количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства в республике составляет 85 324 единицы. По сравнению с аналогичным периодом 2009 г. количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 7 397 единиц (или на 9,5%).

    Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 ноября 2010 г. составила 233 009 человек и увеличилась на 13 006 человек или 5,9% к уровню аналогичного периода 2009 г.

    Удельный  вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства  за 10 месяцев 2010 года составил 21%, в том числе от юридических лиц – 18,3%, от индивидуальных предпринимателей – 2,7%.

    В то же время, несмотря на значительный количественный рост данного сектора, ощутимого повышения его роли в экономике страны пока не наблюдается. На малые предприятия по-прежнему приходится не более 11,5% ВВП и 15% списочной численности работников. По данным статистики, доля малых предприятий в общем объеме производства продукции (работ, услуг) промышленного характера составляет чуть более 9 %, а в общем объеме инвестиций в основной капитал — около 13 %.

    Таким образом, каких-либо структурных изменений  в данном секторе экономики, свидетельствующих  о развитии или переходе на новый качественный уровень, пока не происходит.

    Приведем несколько цифр из ежегодного доклада Всемирного банка о результатах исследований, именуемых «Ведение бизнеса» от 4-го ноября прошлого года.

    В общем рейтинге из 183 стран Беларусь заняла 68-ю позицию, опустившись  по сравнению с прошлым годом  на 10 позиций. По различным показателям  результаты существенно варьируются. Так, например, по показателям «Регистрация предприятий» и «Регистрация собственности» у Беларуси соответственно 7-ое и 6-ое место в мировом рейтинге. В то же время очень низкие места по таким показателям как «Налогообложение» (183-е), «Защита инвесторов» (109-е) и «Международная торговля» (128-е). Кроме того, в докладе этого года отсутствует такой показатель, как «Найм рабочей силы», по которому Беларусь в 2009 году занимала 32-е место.

    Представленные  цифры красноречиво свидетельствуют о необходимости глубинных реформ в экономике Беларуси, в том числе в части организации собственного бизнеса и стимулирования предпринимательской активности. В этой связи нынешним и будущим специалистам в области государственного управления, предстоит активно участвовать в этих процессах.

    1

    Качество  жизни человека во многом определяется тем, насколько полно ему удается  удовлетворить свои материальные и  духовные потребности. Не удовлетворять  свои потребности человек не может, поскольку он запрограммирован природой на достижение определенного уровня жизненного комфорта. Чтобы достичь комфортного состояния каждому человеку требуется соблюдение, как минимум, двух обязательных условий:

          - во-первых, на рынке должны быть в наличии все соответствующие товары, продукты и услуги, потребляя которые человек может удовлетворить присущие ему индивидуальные потребности.

          - а во-вторых, каждый человек вынужден изыскивать конкретные формы извлечения индивидуального дохода, который впоследствии будет использоваться им для приобретения необходимых товаров и услуг, способных удовлетворить присущие ему потребности.

    То  есть для того, чтобы человек мог  ощущать себя свободной личностью  он должен проявлять определенную активность и в первую очередь – экономическую, под которой, в данном случае, следует понимать совокупность энергетических затрат, связанных с сознательным (будь-то вынужденным или свободным) участием человека в процессах производства и обмена материальных и духовных благ.

    Именно  с экономической активностью  чаще всего ассоциируется предпринимательство, когда под давлением определенных обстоятельств человек добровольно расходует свою жизненную энергию для удовлетворения своих потребностей. А поскольку активность лежит в основе любой деятельности, то и предпринимательство, как разновидность экономической активности, можно рассматривать в качестве особого вида деятельности.

    Если  обратиться к истории вопроса, то еще в эпоху римской империи  «предпринимательство» рассматривалось  как некое занятие, дело или деятельность, чаще всего коммерческого содержания. В словаре Владимира Ивановича Даля предпринимать означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда предприниматель – человек, «предпринявший» что-либо.

    Сущность  и содержание, вкладываемые в понятие  «предпринимательство», менялись и  упорядочивались в процессе развития экономической теории. Видоизменялись и функциональные признаки предпринимательской деятельности. В этой связи эволюцию понятий «предприниматель» и «предпринимательство» следует рассматривать как реакцию на изменения, протекающие в рыночной экономике.

    В таблице 1 представлен ретроспективный анализ понятий «предприниматель» и «предпринимательство».

    Список  трактовок, представленный в таблице, достаточно внушительный, поэтому мы заострим свое внимание лишь на отдельных представителях экономической мысли, которые в свое время предопределили направления развития теории предпринимательства.

    Большой вклад в развитие трактовки «предпринимательство» внес известный английский экономист начала 18 века Ричард Кантильен, которого по праву считают основоположником теории предпринимательства и отцом самого термина «предприниматель» или «антрепренер», что в переводе с французского означает «посредник». Предпринимателем, в данном случае, Кантильен называл человека, действующего в условиях риска, т.е. нацеленного не только на благоприятный исход, но и готового к потерям.

    Американский  экономист Джон Бейтс Кларк (1847—1938) несколько видоизменил «триединую формулу» Жан Батиста Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора: 1) капитал; 2) капитальные блага, к которым он относил средства производства и землю; 3) деятельность предпринимателя и 4) труд рабочего. При этом каждому фактору должна быть вменена специфическая доля производственной выручки: капитал приносит капиталисту процент; капитальные блага — ренту; предпринимательская деятельность капиталиста приносит прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработную плату. По этому поводу Джон Бейтс Кларк говорил: «Свободная конкуренция стремится дать труду то, что создается трудом, капиталистам то, что создается капиталом, а предпринимателям — то, что создается функцией координирования».

    Известный американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер (1883—1950) в своей книге «Теория экономического развития», которая впервые вышла в 1911 г., трактует понятие «предприниматель» как новатор. Функция предпринимателя, по его мнению, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики и обеспечении экономического роста.

    «Предпринимателями, утверждает Шумпетер, мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций факторов производства,  которые, в свою очередь, выступают как его активный элемент».

    Специфическая роль предпринимателя при этом состоит  в преодолении инерционности  экономической системы или сознательном уходе от ее равновесного состояния в расчете на получение дополнительного конкурентного преимущества в результате неожиданного изменения хозяйственной среды и, как следствие, получение высокого дохода.

    Другими словами, наибольшие прибыли и убытки предприниматели получают в результате стихийных, заранее непрогнозируемых изменений внешней среды. В результате таких изменений возникают новые хозяйственные ситуации, приспособление к которым требует некоторого времени. И до того, как основная масса участников рынка приспособится к таким изменениям, предприниматель получает возможность реализовать конкурентное преимущество и приумножить свой доход.

    Й. Шумпетер, таким образом,  рассматривал предпринимательство как феномен, который напрямую не связан с феноменом  капиталистического производства.

    По-новому взглянул на эту проблему английский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. Фридрих фон Хайек (1899—1984). По его мнению, сущность предпринимательства — это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности.

    Специфика предпринимательства как особого  типа хозяйственного поведения проявляется, прежде всего, на стадии обмена. Во-первых, обмен выступает в качестве исходного и конечного пунктов предпринимательства; во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель стремиться получить выгоду, которая является одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы; в-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными ему субъектами хозяйствования, предприниматель прибегает к состязательности; и в четвертых, изменение условий обмена ведет к развитию предпринимательской среды.

    Ключевым звеном воспроизводственного цикла, определяющим природу предпринимательства, как особого типа хозяйственного поведения, является обмен, для которого производство, в свою очередь, становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов.

    Одной из последних трактовок предпринимательства  в современной экономической  теории, которую взяли на вооружение практики отечественного и зарубежного  бизнеса, является определение Роберта Хизрича.

    Предпринимательство, по его мнению,  это процесс создания чего-то нового, обладающего стоимостью, а предприниматель — это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым

    Усложнение  хозяйственной деятельности повлекло за собой и усложнение предпринимательской  функции. Такие функциональные признаки как принятие решений, несение ответственности связывает предпринимательство с управленческой деятельностью.

    Можем ли мы поставить знак тождества между этими понятиями?

    С одной стороны, отождествлять предпринимателя и менеджера не следует, поскольку первого мы традиционно воспринимаем как собственника, а второго как управляющего доверенной собственностью. Приведем соответствующие аргументы.

    Во-первых, предпринимательство по своему содержанию шире управленческой деятельности;

    Во-вторых, основное качество менеджера — способность «внести организованность в неструктурированную организацию» — далеко не всегда присуще даже преуспевающему предпринимателю.

    Хорошо  об этом сказано в широко известной книге об основах менеджмента Мескона М.Х., Альберта М. и Хедуори Ф.:

    «Такие  характеристики, как  личный риск, реакция  на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т. е. то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствует о возможностях того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше»1.

    Вот почему нередко на новом предприятии, особенно крупном, на смену предпринимателю-новатору приходит хороший управляющий или менеджер.

Информация о работе Сущность предпринимательской деятельности