Сущность предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:54, реферат

Описание работы

Понятие предпринимательства, его содержание и функции.
Условия и факторы развития предпринимательства.
Виды, субъекты и формы предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

Тема 1.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

    Кроме того, в Законе дается определение субъектов среднего бизнеса, к которым относятся коммерческие организации со средней численностью работников от 101 до 250 человек.

    Названные выше субъекты малого и среднего предпринимательства  должны быть зарегистрированы в Республике Беларусь, а их численность учитывается в среднем за календарный год. 

    В числе организационно-правовых форм юридических лиц выделяют — товарищества, общества, кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и унитарные предприятия.

    Товарищество представляет собой объединение двух и более лиц, созданное для реализации предпринимательского проекта. Важным преимуществом товарищества является возможность привлечения дополнительного капитала. Недостатком является равная материальная ответственность (если речь идет о полных товарищах) независимо от размеров вклада товарищей. Кроме того, действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями.

    Общество создается по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной форме) в целях осуществления хозяйственной деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут ответственность в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом.

    Большое распространение получили акционерные общества. Их преимущество состоит в том, что им предоставлено законное право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг — акций и облигаций. При этом участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.

    Производственным  кооперативом называется предприятие, созданное группой лиц для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности. Обязательным в кооперативе является личное трудовое и иное участие его членов в деятельности кооператива, а также объединение его участниками имущественных паевых взносов.

    Очень близким по своему содержанию к производственному  кооперативу является одна из относительно новых организационно-правовых форм аграрного предпринимательства – крестьянское (фермерское) хозяйство, представляющее собой объединение граждан, которые совместно владеют имуществом и осуществляют производственную или другую хозяйственную деятельность. Возникновение данной организационно-правовой формы связано с осуществлением аграрной реформы и возрождением фермерского уклада на селе.

      Крестьянское (фермерское) хозяйство отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В то же время члены крестьянского (фермерского) хозяйства не отвечают по его обязательствам, а крестьянское (фермерское) хозяйство не отвечает по обязательствам его членов за исключением предусмотренных законодательством случаев.

      Унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия неделимо, т.е. не может быть раздроблено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

      Имущество унитарного предприятия может находиться в государственной либо частной собственности физического лица (совместная собственность супругов или членов крестьянского, фермерского хозяйства) или юридического лица и принадлежать им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, когда речь идет о государственном унитарном предприятии.

      Собственник имущества частного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по его обязательствам (за исключением случаев, когда банкротство наступило по вине учредителей). 

    Помимо  организационно-правовых выделяют также  организационно-экономические формы предпринимательства – концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы и др.

      Концерн — это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.

      Ассоциации  — мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят узкоспециализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций — совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и других задач.

      Консорциум  представляет собой объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект). Такое объединение предпринимателей имеет возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, так как ответственность раскладывается на множество участников.

      Синдикат  — объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.

      Картель означает соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и др.

      Новой организационно-экономической формой предпринимательства служат финансово-промышленные группы (ФПГ). Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.

    Пулформа объединения предпринимателей, в котором доходы всех участников поступают в общий фонд, а затем распределяются между ними согласно заранее установленной пропорции. Создание пулов наиболее характерно для сферы услуг, транспорта, информационных продуктов, сельского хозяйства. Пулы бывают двусторонними и многосторонними. В общий фонд пула могут вноситься как все доходы, так и согласованная их часть. В некоторых пулах регулируются и расходные статьи участников. Образование пула не ведет к созданию новой организации, он возникает на основе договора о создании товарищества. Участники пула имеют ограниченную коммерческую, а иногда и производственную самостоятельность.

    Трест имеет все черты классической монополии. Входящие в него предприятия полностью теряют самостоятельность и подчиняются единому управлению. Реальная власть в тресте сосредоточена в руках правления или головной компании, которой принадлежат все права по управлению и контролю за предприятиями, входящими в трест. Образование трестов в большинстве отраслей запрещено антимонопольным законодательством. В тех же отраслях, где монополия по каким-то причинам сохраняется, государство берет на себя право регулировать ее деятельность. Иногда для общества значительно выгоднее иметь монополию, чем поощрять конкуренцию. Это, прежде всего, касается железнодорожного транспорта, коммунальных услуг (электростанции, водоснабжение, уборка мусора, телефон, телеграф). Частное финансирование этих отраслей может осуществляться только при полной уверенности инвесторов в том, что они получат определенный доход. Государственное регулирование трестов связано прежде всего с установлением для них предельных уровней цен и тарифов, а также с введением юридических ограничений дело-вой активности (у трестов, как правило, достаточно узкая специализация). Рост доходов в таких «естественных» монополистических образованиях может достигаться только за счет роста объемов производимых товаров или услуг, снижения издержек, расширения ассортимента услуг.

    Транснациональные корпорации (ТНК) являются сложными международными предпринимательскими образованиями, чьи зарубежные операции по крайней мере равны их внутреннему обороту. По объему продаж ТНК распределяются на три группы: крупные, имеющие годовой оборот от 10 до 100 млрд дол. и выше; средние, с годовым оборотом от 1 до 10 млрд дол.; малые, годовой оборот которых исчисляется в сотнях миллионов долларов.

    Главной особенностью ТНК является их интернациональный, а не национальный характер. Для них главное — это репутация и имидж международной компании, что необходимо учитывать при взаимодействии с ними. ТНК имеют, как правило, штаб-квартиру в какой-либо одной стране и множество филиалов и совместных предприятий (последние открываются там, где филиал не имеет статуса юридического лица) во многих странах мира, что резко повышает ее конкурентоспособность и дает дополнительные возможности в бизнесе по сравнению с компаниями, действующими в пределах национальных границ. При этом влияние головной компании на мировом рынке не ограничивается только контролем за деятельностью филиалов и совместных предприятий, а простирается значительно шире, так как большинство филиалов и совместных предприятий «обрастают» значительным количеством дочерних компаний. Для повышения их управляемости нередко создаются региональные отделения, которые контролируют деятельность всех предприятий ТНК, расположенных на конкретных территориях.

    ТНК имеет тенденцию к централизованному  контролю над каждым своим филиалом и совместным предприятием. Она проявляется в том, что головная компания всегда назначает руководителей филиалов и своих представителей в советы директоров совместных предприятий. С другой стороны, во многих ТНК существуют правила, что тот из служащих, кто стремится получить высокую менеджерскую должность в головной компании, должен обязательно поработать хотя бы непродолжительное время во всех основных региональных отделениях. Считается, что только в этом случае приобретаются необходимые знания и специфический опыт, которые и позволяют успешно управлять и контролировать всю сеть предприятий, входящих в состав данной предпринимательской структуры. Не случайно многие западные эксперты считают, что ТНК, успешно преодолевая межгосударственные барьеры, становятся сегодня наиболее важным фактором развития мировой экономики.

    Подводя итоги, следует сказать, что феномен предпринимательства имеет сложную экономическую природу и динамично развивается в по мере развития производительных сил и появления новых экономических возможностей.  Важное значение, при этом имеет развитии необходимых условий и выявление факторов развития предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности субъектов предпринимательской деятельности. Это станет основой для либерализации белорусской экономики, повышения ее конкурентоспособности в различных сферах экономической деятельности с участием различных организационно-правовых и организационно-экономических форм хозяйствования.

Информация о работе Сущность предпринимательской деятельности