Сущность предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:54, реферат

Описание работы

Понятие предпринимательства, его содержание и функции.
Условия и факторы развития предпринимательства.
Виды, субъекты и формы предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

Тема 1.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

     8) Экономическое  стимулирование к  участию в развитии  бизнес-среды субъектов  предпринимательской  деятельности частной  формы собственности,  общественных объединений, в том числе предпринимательских союзов (ассоциаций);

    9) Исключение излишнего  вмешательства в  регулирование рынка  труда и создание  эффективной национальной  системы делового  образования;

    10) Создание правовой  основы для стимулирования развития в Республике Беларусь механизмов государственно-частного партнерства.

    11) Обеспечение стабильности  законодательства  и повышение качества  подготовки нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

    Таким образом, создание перечисленных выше условий ведет к раскрепощению деловой инициативы и творческого потенциала граждан, что в свою очередь способствует:

    - формированию развитой конкурентной  среды;

    - внедрению новых производственных  и управленческих технологий;

    - развитию инновационной деятельности;

    - созданию новых рабочих мест;

    - насыщению рынка товарами и  услугами;

    - увеличению налоговых поступлений  в бюджет государства;

    - повышению благосостояния и качества  жизни населения.

    В заключении второго вопроса мы рассмотрим отдельные факторы, выступающие движущей силой развитие предпринимательства в нашей стране и определяющие его характер и отдельные черты.

    1. Прежде всего, это повышение материального и культурного уровня потребителей, что ведет к расширению круга их интересов и запросов, рождает потребность в товарах и услугах индивидуального характера, которую более качественно и оперативно могут удовлетворить малые предпринимательские структуры.

    Мобильность и оперативность частных малых  предприятий дает им возможность  более гибко реагировать на требования моды, быстрее осваивать новые изделия и услуги, внедрять прогрессивную технологию, полнее учитывать в них индивидуальные вкусы отдельных потребителей.

    2. Второй фактор – рост личных денежных сбережений населения.

    Предпринимательство в данном случае выступает одним из каналов, позволяющих уравновесить или сбалансировать доход населения и его товарное обеспечение посредством организации частных унитарных предприятий, кооперативов, ООО и ОДО, основанных на частных вкладах населения.

    3. Развитие товарно-денежных отношений, которые на взаимовыгодной основе предприниматель заинтересован устанавливать с субъектами хозяйствования и, прежде всего, с организациями и предприятиями, работающими в сфере высоких технологий, что способствует инновационному развитию экономики.

    4. Развитие внешнеэкономических связей.

    Предприниматели способствуют переливанию капитала в те сферы, где существует недостаток нужной продукции и есть возможность получить высокую прибыль. В конечном итоге это способствует продвижению соответствующих товаров, подрыву монополии отдельных предприятий, снижению цен за счет массового производства и конкуренции производителей. 

    5. необходимость эффективного использования средств производства.

    Производственные  мощности во многих отраслях народного хозяйства используются недостаточно эффективно. На ремонте и обслуживании основных фондов занято едва ли не половина работающих в народном хозяйстве и используемого оборудования. В малом бизнесе с самого начала не теряется связь производителя со средствами производства, а поэтому и эффективность их использования значительно выше.

    6. Необходимость создания и развития конкурентной среды.

    7. Объединение интересов науки и производства.

    Небольшие предприятия более чуткие к новшествам и поэтому активно занимаются внедрением новинок, поставкой их потребителям и крупным предприятиям, не заинтересованным в собственном производстве небольших серий изделий.

    8. Желание западных партнеров иметь дело с предприятиями негосударственной формы собственности.

    Таким образом, обеспечение необходимых условий и учет факторов развития предпринимательства усилит роль предпринимательства в нашей стране, реально повысит его вклад в формирование темпов экономического роста и обеспечит высокую эффективность функционирования белорусской экономики на основе максимального использования частной инициативы.

    3

    Поскольку любой бизнес в той или иной степени связан с основными фазами воспроизводственного цикла — производством продукции и услуг, обменом и распределением товаров, их потреблением — можно выделить четыре главных сферы предпринимательства – производственную, коммерческую, финансовую и сферу потребления, в  рамках которых можно выделить соответствующие виды предпринимательской деятельности.

    Производственное предпринимательство является ведущим видом предпринимательской деятельности и связано с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг и созданием определенных духовных ценностей.

    Коммерческое  предпринимательство характеризуется операциями и сделками по купле-продаже товаров и услуг. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации.

    Товарная  биржа — это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. Цель такой биржи — создать механизм управления свободной конкуренцией и с ее помощью с учетом изменения спроса и предложения выявить реальные рыночные цены.

    Особым  видом предпринимательской деятельности является финансовое (или финансово-кредитное) предпринимательство. Сфера его деятельности — обращение и обмен стоимостей. Финансовое предпринимательство проникает в производственную и коммерческую сферу и может выступать самостоятельно, через систему финансово-кредитных учреждений.

    Основным  полем деятельности финансового предпринимательства являются   коммерческие банки и фондовые биржи.

    Коммерческий  банк — это финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиентов. Источником доходов коммерческого банка является разница между процентными ставками депозитных (привлеченных) и ссудных средств.

    Под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов. Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и предложения. На фондовой бирже проводятся так называемые котировки ценных бумаг. Они состоят в регулярной оценке курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через биржу.

    В последние годы в Беларуси становится популярным консультативное предпринимательство или консалтинг, которое заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, финансов, бухгалтерского учета, юриспруденции, технологии и т.д.

    Сопоставляя уровень развития консалтинга в нашей стране с другими развитыми странами, можно сделать вывод, что в ближайшие годы консалтингу предстоит стремительно развиваться.

    Еще одним видом предпринимательства, который проникает во все предыдущие, является инновационное предпринимательство. В его основе лежит новаторство, как элемент, основанный на изобретательности и творческом подходе. Став символом предпринимательства ХХ века, новаторство является неотъемлемой составляющей предпринимательской активности в нынешнем столетия. Инновационное предпринимательство связано, прежде всего, с практической реализацией предпринимательской идеи, с коммерциализацией технических, технологических, организационных и иных достижений.

    В научной литературе можно встретить  различные классификации предпринимательской деятельности, каждая из которых акцентирует внимание на тех или иных признаках. Помимо уже рассмотренного признака классификации в зависимости от сферы деятельности, выделяют также такие признаки как отношение к собственности, количество собственников, масштабы производства и численность работников, отраслевая принадлежность, территориальный признак  и другие. Не вдаваясь в подробности подобных классификаций следует сказать, что принципы предпринимательской деятельности могут и должны использоваться в государственном (общественном) секторе экономики. То есть можно говорить о двух видовых формах предпринимательской деятельности: частной и государственной.

    Если  частное предпринимательство – это форма осуществления предпринимательской деятельности, основанная на частной собственности и осуществляемая частными лицами в своих интересах.

    То  государственное предпринимательство – есть форма осуществления предпринимательской деятельности, при которой принятие стратегических решений в отношении целей и способов предпринимательской деятельности принадлежит государству, а использование ее результатов имеет общественный характер. Государственное предпринимательство реализуется через органы управления, которые уполномочены управлять государственным имуществом (государственное предприятие) или органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

    Выбор вида предпринимательской деятельности всегда зависит от самого субъекта предпринимательства. Остановимся подробнее на содержании данного понятия.

    Субъектами  предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров.

    Частные лица как субъекты предпринимательства выступают в этом качестве обычно путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд.

    Объединения партнеров как  субъекты предпринимательства могут выступать в форме хозяйственных ассоциаций, в качестве которых могут выступать хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и другие объединения партнеров.

    Субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно определяют форму ее осуществления в зависимости от личных мотивов и целевых устремлений, масштабности предпринимательского проекта, объемов участия и ответственности по своим обязательствам.

    В этой связи, предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц).

    Если  предпринимательство осуществляется в виде индивидуальной трудовой деятельности, то это предпринимательство без образования юридического лица. Если же предпринимательство осуществляется в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц), то это предпринимательство с образованием юридического лица.

    С принятием Указа Президента Республики Беларусь № 255 от 21 мая 2009 г. “О некоторых  мерах государственной поддержки  малого предпринимательства”, который вступил в силу с 1 января 2011 года, малое предпринимательство в Беларуси представлено в двух формах:

    - индивидуальные предприниматели;

    - юридические лица – субъекты малого предпринимательства, к которым относятся микроорганизации и малые организации;

    микроорганизации – это коммерческие организации со средней численностью работников до 15 человек включительно;

    малые организации – это коммерческие организации со средней численностью работников от 16 до 100 человек включительно.

Информация о работе Сущность предпринимательской деятельности