Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:06, курсовая работа
Цель данного исследования – дать ответ на вопрос «Что такое суверенитет государства в современных условиях?».
При подготовке работы поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию суверенитет;
- проанализировать тенденции развития государственного суверенитета;
- изучить основы государственного суверенитета Российской Федерации.
Введение ………………………………………………………….…...........3
Основная часть......................................................................................... 5
1 Суверенитет государства и народа.......................................................5
1.1 Понятие суверенитета, его юридические свойства ……………......5
1.2 Суверенитет народа ……………………………………………........9
1.3 Государственный суверенитет России ….………………….……....11
2. Проблемы суверенитета РФ................................ …...........................14
2.1 Проблема суверенитета в федеративном государстве ………….....14
2.2 Россия – субъект государственного суверенитета ……….……...…17
2.3 Основные направления, способы осуществления государственного суверенитета Российской Федерации. Формы защиты государственного суверенитета ……………………………………………………….......................22
Заключение …………………………………………………………..…...29
Глоссарий ……………………………………………………………..….31
Список использованных источников ……………………………….…..36
Приложения............................................................................................
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Южно-Сахалинский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Теория государства и права |
Тема |
Суверенитет государства в современных условиях |
Фамилия студента |
Кузнецов |
Имя студента |
Ярослав |
Отчество студента |
Олегович |
№ контракта |
0540012400101030 |
Введение
………………………………………………………….…......
Основная
часть.........................
1
Суверенитет государства и
1.1 Понятие суверенитета, его юридические свойства ……………......5
1.2
Суверенитет народа ……………………………
1.3
Государственный суверенитет
2.
Проблемы суверенитета РФ......
2.1
Проблема суверенитета в
2.2
Россия – субъект
2.3 Основные направления, способы осуществления
государственного
суверенитета Российской
Федерации. Формы защиты государственного
суверенитета ……………………………………………………….........
Заключение …………………………………………………………..…...29
Глоссарий ……………………………………………………………..….31
Список использованных источников ……………………………….…..36
Приложения....................
Понятие «государственный
суверенитет» сложилось в
Государственный суверенитет – это независимость государственной власти от любой другой власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать свои дела.
Суверенитет - это собирательный признак государства. Он концентрирует в себе наиболее существенные черты государственной организации общества. Государственный суверенитет может объединяться с народным и национальным суверенитетом. Демократическое государство, в котором нации и народности осуществляли свое право на национальное самоопределение, представляет собой суверенное государство во всех вышеуказанных значениях, то есть, включая народный и национальный суверенитет.
Под влиянием научно-технического развития и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитие государства образовалась новая закономерность – сближение различных государств, их взаиморазвитие в результате взаимодействия. Таким образом, в свое время западные страны в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Российская Федерация учится у западных государств разделению властей, парламентской культуре, строительству правового государства. Под влиянием этой закономерности уходят в прошлое острые конфронтации, идеологические войны, недоверие и подозрительность.
Сейчас проблема суверенитета в современном мире, особенно актуальна. Примером тому может служить ситуация с провозглашением независимости сербской провинции Косово.
Поэтому цель данного исследования – дать ответ на вопрос «Что такое суверенитет государства в современных условиях?».
Объектом исследования являются как внешние так и внутренние взаимоотношения государства, а предметом – суверенитет государства.
При подготовке работы поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию
- проанализировать тенденции развития государственного суверенитета;
- изучить основы
В процессе выполнения
работы были использованы
- изучение научной литературы;
- анализ и обобщение отечественн
- анализ нормативно – правовых
документов регулирующих
Практическая значимость работы определена тем, что Россия является многонациональным государством. И хотя пик «парада суверенитетов» отдельных регионов нашей страны уже давно прошёл, определённые разногласия по вопросам суверенитета республик Северного Кавказа, входящих в состав Российской Федерации остались. Да и ситуация у наших ближайших соседей не может не вызывать озабоченностей. Речь идет о взаимоотношениях Украины и Крыма, Молдавии и Приднестровья, Грузии и Абхазии.
1.1 Понятие суверенитета, его юридические свойства
Суверенитет (от английского sovereignty и французского souverainete) – это верховная власть. Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноценно осуществлять внутриполитические и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти[1].
Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Выдающимся выражением верховенства государственной власти является главенство на всей территории государства конституции и иных законов, издаваемых высшими органами государственной власти.
Главенство государственной власти России как признак суверенитета Российской Федерации установлено в ст.4 Конституции РФ, которая гласит: “Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации”.
Главенство государственной власти делает ее единственной политической властью, исключая этим возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо другой политической власти.
Единая государственная власть, как свойство государственного суверенитета, выражается в наличии системы органов или единого органа, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства государственной власти заключается в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, вбирает в себя все полномочия, нужные для осуществления функций государства, а разнообразные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.
Согласно ст.11 Конституции РФ в Российской Федерации государственная власть обеспечивается системой, в которую входят федеральные государственные органы – Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы субъектов Федерации.
Единая система государственной власти – одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. В то же время это единство выступает как одно из самых наиважнейших проявлений суверенитета Российской Федерации.
Важнейшим свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает, что государство, по отношению к другим государствам, самостоятельно.
Верховенство и независимость государственной власти выражаются в следующем:
- в универсальности –
- в прерогативе –это возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления иной общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)
- в наличии специализированных средств воздействия, которых нет ни у какой другой общественной организации.
Но всё же вышеперечисленные юридические свойства суверенитета не имеют абсолютного характера. Уже в начале двадцатого века появляются суждения, что “власть каждого государства ограничена и обусловлена из вне – зависимостью его от международного общения, изнутри – от разнообразных общений, из которых оно стало слагаться”[2], то есть в современном мире суверенитет ни в одном государстве не означает, что оно не связано ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом.
Всякое демократическое государство, в том числе и Россия, внутри страны зависит от мнения граждан, социальных групп и их негосударственных образований. Основопологающими в деятельности органов государственной власти Российской Федерации являются права и свободы человека и гражданина (ст.18 Конституции РФ). В международных отношениях государство берет на себя обязательства соблюдать общепризнанные нормы международного права, с заключенными им договорами. Так, согласно п.4 ст.15 Конституции РФ “Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”.
Суверенитет государства, то есть государственный суверенитет, происходит от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ “Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия”. Это значит государственный и народный суверенитет “настолько взаимосвязаны, что невозможна реализация народом суверенитета без наличия государства, (еще Гегель писал о том, что народы, не образовавшие государства, не принадлежат к истории) и наоборот, развитие и процветание демократического государства, не признающего тем или иным образом суверенитета своего народа. Сейчас народный и государственный суверенитеты неразрывно сосуществуют в государственной и общественной жизни”.
Как пишет И.А. Умнова, сочетание народного и государственного суверенитетов – это “ способность и свойство государства самостоятельно определять свою внешнюю и внутреннюю политику при соблюдении прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств и соблюдений норм международного права”.
Понимание государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет является правом наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве это право закреплено в ст.5 Конституции РФ.
Но всё же следует отметить что, в многонациональных государствах, образованных посредством добровольного объединения наций, суверенитет осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной только нации. Всё зависит от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение – путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый этим многонациональным государством, обязан гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это обеспечивается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций достигается путем охраны автономии национальных государств. Однако в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.
Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимы нарушения прав человека, интересов каждой нации. Народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации. Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантирует гражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, образования, развития языка, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 Конституции РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.
Итак, государственный суверенитет - это свойственное государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
Информация о работе Суверенитет государства в современных условиях