Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:06, курсовая работа
Цель данного исследования – дать ответ на вопрос «Что такое суверенитет государства в современных условиях?».
При подготовке работы поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию суверенитет;
- проанализировать тенденции развития государственного суверенитета;
- изучить основы государственного суверенитета Российской Федерации.
Введение ………………………………………………………….…...........3
Основная часть......................................................................................... 5
1 Суверенитет государства и народа.......................................................5
1.1 Понятие суверенитета, его юридические свойства ……………......5
1.2 Суверенитет народа ……………………………………………........9
1.3 Государственный суверенитет России ….………………….……....11
2. Проблемы суверенитета РФ................................ …...........................14
2.1 Проблема суверенитета в федеративном государстве ………….....14
2.2 Россия – субъект государственного суверенитета ……….……...…17
2.3 Основные направления, способы осуществления государственного суверенитета Российской Федерации. Формы защиты государственного суверенитета ……………………………………………………….......................22
Заключение …………………………………………………………..…...29
Глоссарий ……………………………………………………………..….31
Список использованных источников ……………………………….…..36
Приложения............................................................................................
Республики входящие в состав Российской Федерации своим правом свободного выхода из состава этой Федерации не пользуются. Вот поэтому они не могут даже теоретически рассматриваться в качестве суверенных. В следствии чего объявление этих республик суверенными государствами – не констатация действительного положения вещей, а дань времени, имеющему название “парад суверенитетов”, и политическим играм разного рода, ведущимся как на федеральном так и региональным уровнях.
2.2 Россия – субъект государственного суверенитета
Как уже отмечалось выше на основе Декларации “О государственном суверенитете РСФСР”, принятой первым съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года, Россия признается субъектом государственного суверенитета. Согласно Конституции РФ 1993 года, на всю территорию Российской Федерации распространяется ее суверенитет. Конституция Российской Федерации и её федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация гарантирует целостность и неприкосновенность ее территории. Государственный суверенитет Российской Федерации формируется по волеизъявлению единого многонационального народа, а также по волеизъявлению субъектов Российской Федерации, самоопределившихся в Российскую Федерацию народов.
Характеристика конституционного суверенитета, закрепляя территориальное верховенство Российской Федерации, обязывает пресекать любую попытку посягательства на единство и верховенство государства, защищать его целостность федеральными органами государственной власти. Данная формула подтверждается решением от 31июля 1995 года Конституционного Суда Российской Федерации. “По проверке конституционности указов президента №2137 “О восстановлении конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики” и №2166 “О мерах пресечения действий незаконных вооруженных формирований в Чеченской республике и в зоне осетино-ингушского конфликта” и постановления правительства РФ от 9 декабря 1994 года №1360. Это именно в защиту государственного суверенитета РФ, национального самосохранения чеченского народа, прав и свобод граждан России и Чечни происходят антитеррористические мероприятия на Северном Кавказе, и ни одно государство не имеет права указывать суверенному государству, как оно должно реализовывать внутренний суверенитет.
Государственный суверенитет РФ– сложная категория и не сводится лишь к компетенции властных структур государства, т.е. комплекс суверенных прав не есть полное выражение сущности суверенитета. Но сумма полномочий властных органов имеет большое вес в теории суверенитета: он представляет собой фундамент реализации государственного суверенитета. Дальше перечислены суверенные права как неприкосновенная область ведения суверенной политической единицы, минимум без которого не представляется возможным осуществление государственного суверенитета:
- право формирования и конституционного закрепления системы высших и местных органов государственной власти;
- право самостоятельного осуществления учредительной власти;
- право самостоятельного
осуществления всех форм
- право установления
- право территориального верховенства;
- право на политическое
объединение с другими
- право осуществления
Достаточно будет убрать одно из перечисленных суверенных прав и политическая единица лишится суверенного статуса, и больше не будет суверенной.
Из этого следует, что в Российской Федерации носителем суверенитета является вся Россия в целом, предметами исключительного ведения которой являются все вопросы общегосударственного значения (ст.71 Конституции РФ); все другие более или менее важные вопросы создают область совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (ч.1, ст.72 Конституции РФ), т.е. без федерального центра не решаются.
Таким образом, субъекты Российской Федерации не представляют собой суверенные политические организмы, но являются носителями суверенных прав.
Выделяют десять важнейших элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации как суверенного федеративного государства: 1) учредительный характер федеральной государственной власти; 2) федеральная конституционно-правовая система; 3) территориальное верховенство; 4) легитимные федеральные властные структуры; 5) федеральная государственная собственность; 6)федеральное гражданство; 7) универсальная международная правосубъектность; 8) единые вооруженные силы Российской Федерации; 9) государственный язык Российской Федерации; 10) государственная символика.
Спорным является
суждение о наделении
В условиях распространения государственного суверенитета России на всей территории страны субъекты Российской Федерации самостоятельны и “верховны” в пределах только исключительных своих полномочий (ст.76 Конституции РФ), но и их не достаточно для того, чтобы говорить о суверенности в целом субъектов Федерации. Стоит согласиться с Р.А. Мюллерсоном, который считает, что “субъекты федерации, даже обладающие большими полномочиями, не являются суверенными образованиями”.
Даже если свести содержание суверенитета к компетенции (что и делается со стороны республик; вспомним, например, заявление Президента РФ Б.Н. Ельцина “Субъекты федерации могут брать себе суверенитета, сколько смогут”), то и субъекты федерации будут считаться суверенными. Уже не раз отмечали, если не исказим суть суверенитета (не доведем до автономии), под суверенитетом субъектов Российской Федерации должны подразумеваться их возможность считаться по своему усмотрению с федеральным центром, их право решать по собственному усмотрению любые вопросы без какого-либо политического ограничения, включая право изменения политического статуса, оформления в независимое государство.
Субъекту Федерации, именно право на сецессию придает суверенный государственно-правовой статус.
Не смотря на это, даже гипотетически трудно представить, что каждый из 89 “равноправных” субъектов Российской Федерации может провозгласить верховенство своих актов над федеральными, право сецессии и другие прерогативы государственного суверенитета. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, ни один субъект Федерации не обладает этим правом: территория Российской Федерации неприкосновенна (ч.3, ст.4 Конституции РФ); “федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, … равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации” (ч.3, ст.5 Конституции РФ) (а не за ее пределами). В связи с этим совершенно неприемлемо положение Конституции Республики Тыва допускающее ее право на сецессию в1992 году.
Так, в России не может быть никаких суверенных политико-территориальных единиц с формально-юридической точки зрения, даже если они называются республиками (государствами) (ч.1, ст.5 Конституции РФ). Кроме того, в октябре 1995 года на конституционном совещании подчеркивалось, что Конституция Российской Федерации не зафиксировала “суверенитет республик” (о суверенитете других субъектов Российской Федерации речь не шла) и это значит окончательное отрицание идеи о наличии внутри федеративного государства других суверенных государств (т.е. государств).
Следовательно, только Россия является суверенной, а составляющие ее территориальные субъекты имеют лишь комплекс исключительных полномочий, в пределах которых они самостоятельны.
Надо отметить, что изложенное выше представление о сути суверенитета Российской Федерации опирается в основном на конституционные нормы. Но, как об этом свидетельствует практика, у данного вопроса есть и другая – фактическая сторона; как уже отмечалось раньше в виде “парада суверенитетов” отдельных субъектов Российской Федерации. Первой республикой, провозгласившей о своем суверенитете уже через неделю после принятия Декларации в 1990 году “О государственном суверенитете РСФСР” была Северо-Осетинская АССР. После президентского заявления о том, что “субъекты федерации могут брать себе суверенитета сколько могут”, “ суверенизационный джин уже был выпущен из бутылки”, и конечно субъекты стали “более настойчиво требовать своей доли льгот у Центра”. Почти все республики в составе РФ (за исключением некоторых) приняли устанавливающие суверенный статус конституционные нормы и декларации о государственном суверенитете, юридическая сила которых закреплялась на Федеральном уровне Федеративным договором. Конституция РФ 1993 года, может ничего и не говорит о суверенитете республик, но в ч.2 ст.5 определяет их “государствами”. Исходя из этого зафиксированный в Федеративном договоре “республиканский суверенитет” не противоречит ст.5 Конституции РФ, но находится в прямом противоречии со ст.4 Конституции РФ.
Объективной причиной этого конституционного “противоречия” в основном стало социально-экономическое и особенно политическое положение конца 90-х годов, в связи с чем в жертву достижению “неотложных” политических целей – спасению государственного единства, были принесены четкость и определенность конституционных положений.
Одностороннее принятие деклара
2.3 Основные направления, способы осуществления государственного суверенитета Российской Федерации. Формы защиты государственного суверенитета
В соответствии с нормами общего конституционного права, основными направлениями осуществления государственного суверенитета являются:
- обеспечение верховенства государственного закона на всей территории государства;
- обеспечение территориальной целостности;
- защита экономической системы;
- обеспечение нормального
- обеспечение нормального
Осуществление государственного суверенитета происходит посредством деятельности судебных и исполнительно-распорядительных органов на всей территории государства.
В Российской Федерации
государственную власть на
Как уже отмечалось в предыдущей главе Основной Закон России, Федеративный и иные договоры предусматривают разделение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях сохранения единства и верховенства государственной власти, защиты суверенитета России, относя при этом наиболее важные вопросы общегосударственного значения к ведению Российской Федерации в лице ее высших органов государственной власти, такие как принятие и изменение Конституции РФ, федеральных законов, контроля за их соблюдением, федеративное устройство и территория РФ, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экологического, экономического, социального, культурного и национального развития России, вопросы обороны и безопасности страны, а также другие вопросы, определяемые основными направлениями осуществления государственного суверенитета.
Так, по принципу разделения
предметов ведения к ведению
Российской Федерации отнесено
Президент России, являясь главой государства, наделяется Основным Законом страны полномочиями “по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности” (ст. 80 Конституции РФ). Вступая в должность, Президент РФ клянется в своей торжественной присяге “защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства” (ч.1 ст. 82 Конституции РФ). Только Президент РФ, согласно Конституции РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики России, осуществляя это в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (ч.3 ст.80). Только Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой России (п. “а” ст. 86). Президент России в сфере оборонной политики государства является верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации (ч. 1 ст. 87), формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации (п. “з” ст. 83). В случае агрессии против Российской Федерации, или непосредственной её угрозы Президент РФ вводит на территорию страны или в отдельных ее местностях военное положение, немедленно сообщая об этом палатам Федерального собрания (ч. 2 ст. 87).
Информация о работе Суверенитет государства в современных условиях