Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:06, курсовая работа
Цель данного исследования – дать ответ на вопрос «Что такое суверенитет государства в современных условиях?».
При подготовке работы поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию суверенитет;
- проанализировать тенденции развития государственного суверенитета;
- изучить основы государственного суверенитета Российской Федерации.
Введение ………………………………………………………….…...........3
Основная часть......................................................................................... 5
1 Суверенитет государства и народа.......................................................5
1.1 Понятие суверенитета, его юридические свойства ……………......5
1.2 Суверенитет народа ……………………………………………........9
1.3 Государственный суверенитет России ….………………….……....11
2. Проблемы суверенитета РФ................................ …...........................14
2.1 Проблема суверенитета в федеративном государстве ………….....14
2.2 Россия – субъект государственного суверенитета ……….……...…17
2.3 Основные направления, способы осуществления государственного суверенитета Российской Федерации. Формы защиты государственного суверенитета ……………………………………………………….......................22
Заключение …………………………………………………………..…...29
Глоссарий ……………………………………………………………..….31
Список использованных источников ……………………………….…..36
Приложения............................................................................................
Государственный суверенитет включает такие основные принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое нибудь иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или принуждает его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.
Выступая признаком государства, суверенитет обозначает его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.
Суверенитет является
полным и исключительным, одним
из неотъемлемых свойств
1.2 Суверенитет народа
Особенно важной основой конституционного строя России признается принцип суверенитета народа (ст. 3). Его смысл в том, что народ (постоянно проживающее население страны, имеющее избирательные права) является важнейшим субъектом государственного права и государственной власти. Воля народа должна быть главным источником государственной власти и его решений.
Само понятие “суверенитет” дословно “ верховная власть” значит единство, независимость власти какого-либо социального целого (субъекта). В науке этим термином обычно охватывают три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. С учетом того, что Конституция РФ определяет “человека, его права и свободы высшей ценностью”, политологи, философы и социологи стали говорить о суверенитете личности. В органическом сочетании характерных особенностей любого из видов суверенитета место в центре принадлежит суверенитету народа. Принцип суверенитета народа означает, что только народ определяет судьбу и характер своего государства, придает своим решениям обязательную (и для самого государства) силу и форму закона (референдум), создаёт конституцию страны и важные органы государственной власти (выборы). В Конституции установлено, что “носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3). Это значит, что власть государства ограничивается не только действующим правом, но и волей народа, которая, будучи выраженной, в формах, установленных конституцией, становится правом. Народ любой страны имеет не одну нацию. Всякий народ как носитель суверенитета может составлять социальную общность, проживающую на определенной территории, имеющую свои традиции, историю, культуру, государственность. Именно поэтому, как носитель государственного суверенитета народ всегда многонационален. Социальная миграция на Земле привела к тому, что в двадцатом веке понятия “суверенитет народа” и “национальный суверенитет”, как и “суверенитет нации” имеют сходное значение. Государство, особенно демократическое, признающее естественные права человека, охраняет свободы любого индивида независимо от его национальности. И поэтому расовый, этнический, национальный признак не должен становиться критерием государственной власти. В Конституции России “многонациональный народ” применено, чтобы усилить акцент на неделимость власти по национальному признаку, несмотря на то, что внешние признаки государственности, образуемому, поэтому признаку, еще остались в российском, федеративном устройстве в виде республик в составе РФ, автономной области и автономных округов.
Народ как субъект
конституционного права применя
1) Президент Российской
2) Парламент РФ - Федеральное Собрание РФ;
3) законодательные органы
4) руководители исполнительной власти субъектов РФ;
5) народные заседатели и
6) представительные органы
Наиважнейшей формой осуществления суверенитета народа России является всенародное принятие или утверждение Конституции. Также народ вправе формировать важнейший учредительный орган - Конституционное Собрание, способный решать судьбу Конституции страны.
Таким образом, суверенитет народа - это право народа решать важнейшие вопросы установления принципов власти и государства. Во всех кризисных ситуациях власть обязана обращаться к народу.
1.3 Государственный суверенитет России
К основам конституционного
строя относят принципы внутрен
Сама суть принципа государственного суверенитета, закрепленного ст. 4 Конституции РФ, состоит в единстве и верховенстве государственной власти и распространении ее на всю территорию России. Принцип этот означает обязательность актов федеральных органов власти для всех субъектов права на территории Российской Федерации: Верховенство центральной (федеральной) власти в отношении к власти субъектов федерации. Правовое выражение верховенства суверенитета Российской Федерации, есть верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ч.2 ст. 4). Конституция обязательна для исполнения абсолютно всеми субъектами права на территории России, она имеет высшую юридическую силу по отношению к федеральным законам, законам субъектов федерации и любым подзаконным актам органов государственной власти, а также нормативным актам органов местного самоуправления.
Важный принцип внутреннего построения демократической государственной власти - это разделение властей. В России этот принцип признан только в 1990 г. в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.
Идея разделения властей состоит в относительной самостоятельности и независимости различных структур (частей) государственного механизма - исполнительных, законодательных, судебных и иных, например надзорных органов. Целями такой системы построения власти являются: 1) создание гарантии от ее произвола и сосредоточения в руках одного лица или какого-либо органа или группы органов; 2) обеспечение высоким профессионализмом и эффективностью в выполнении различных и весьма специфических функций власти; 3) наиболее широкое представление во власти интересов различных слоев и групп населения.
В системе разделения
властей одна ветвь
Обратим внимание на два обстоятельства. Первое, система властей в государствах, конституции которых провозглашают разделение, не исчерпывается только тремя перечисленными ветвями власти. Каждая национальная система разделения властей владеет своими особенностями. В государствах, где президентская власть отделена от исполнительной (т. е. президент не является главой исполнительной власти), но наделена большими полномочиями, система разделения властей включает самостоятельную четвертую власть. Самостоятельной и независимой является иногда и контрольно-надзорная власть (органы прокуратуры и др.). Второе, в федеральных государствах суверенная власть государства разделена по другому признаку между центральными (федеральными) органами и органами субъектов федерации.
В России государственная власть представлена, с одной стороны, федеральной властью, полномочия которой закреплены ст. ст. 71, 72 Конституции РФ, а также властью субъектов федерации - республик, областей, краев, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, действующих согласно ст. ст. 72, 73 в пределах своей компетенции, с другой стороны - президентской, законодательной, исполнительной и судебной.
Президент России может влиять на законодательную власть с помощью: 1) права законодательной инициативы, внося законопроекты в законодательную палату парламента - Государственную Думу; 2) используя право законодательного вето - возможности оспорить принятый парламентом закон (ст. ст. 104, 107); права в указанных в законе случаях распустить Государственную Думу (ст. ст. 111, 117). Федеральная законодательная власть, представленная российским парламентом - Федеральным Собранием РФ может преодолеть вето президента (ст. 107), а в определенных законом случаях даже отрешить его от должности (ст. 93).
Судебная власть в Российской Федерации представлена системой общих судов, возглавляемых Верховным Судом РФ, системой экономических судов во главе с Высшим арбитражным судом РФ, Конституционным судом РФ и другими федеральными судами (например, военными). Система федеральных судов, с одной стороны, зависит от Президента РФ и законодательной власти, потому что эти органы формируются по согласованному решению главы государства и одной из палат парламента (ст. 83), с другой стороны, Конституционный суд владеет правом отменять неправомерные акты Президента и парламента, а Верховный и Конституционный суды РФ принимают участие в процессе отрешения Президента от должности (ст. ст. 125, 93).
Принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ, утверждается в главах 3, 4, 5, 7, 8 при определении статуса Президента, Федерального Собрания, судебной власти и иных систем государственных органов местного самоуправления. В то же время разделение полномочий между различными системами органов подразумевает не только их определенную самостоятельность и взаимосвязь, но и тесное взаимодействие (например, назначение главы правительства, отрешение Президента от должности, решение проблем федерального бюджета, введение чрезвычайных режимов и многое другое).
Так, ст. 4 Конституции РФ является одной из основных статей, входящих в главу 1 “Основы конституционного строя”. Смысл части первой статьи 4 состоит в провозглашении суверенитета. Этот суверенитет предполагает главенство и единство власти Федерации, и обязательность актов ее органов для всех граждан и физических лиц на территории Российской Федерации. А принцип разделения властей, установленный в общей форме в статье 10 Конституции РФ, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус и компетенцию Федерального Собрания, Президента, Правительства и судов Российской Федерации.
2.1 Проблема суверенитета в
Проблемой суверенитета в федеративном государстве является как в его признании (непризнании) за определенными субъектами, так и в сочетании разных подходов к нему.
В соответствии с конституциями республик в составе Российской Федерации, а также названии и преамбуле Федеративного договора – Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 года (с протоколом к нему) –республики являются суверенными государствами.
Нет фрагментарного, сокращенного, относительного, ограниченного, раздельного суверенитета. Можно признать справедливым высказывание К. Маркса о том, что “две суверенные власти не могут одновременно, друг с другом, функционировать в одном государстве; это – несуразица вроде квадратуры круга”. Объективно невозможно действие двух верховных и при этом независимых властей на одной и той же территории. В федеративном государстве носителем суверенитета является сама Федерация.
Откровенно говоря, проблема суверенитета в федеративном государстве в истории человечества появлялась неоднократно. Еще при создании американской федерации встал вопрос о том, могут ли входящие в нее штаты оставаться государствами, если над ними стоит внешняя союзная власть, или они низводятся тем самым до положения обычных подчиненных провинций унитарного государства, а само союзное государство в этом случае неизбежно превратится в унитарное государство, складывающееся из подчиненных провинций.
Авторы американской конституции думали поначалу решить эту проблему с помощью учения о делимости суверенитета. Как они думали, суверенную власть осуществляют и штаты, и федерация в целом одинаково. Правда, в этом случае в границах одной и той же федеральной территории оказывалось несколько верховных суверенных властей. Но в этом не видели ничего особенного, поскольку если власти не были разграничены территориально, то разграничивались по предметам ведения. В конце концов и федеральная власть, и власти штатов действовали на одной и той же территории, но каждая делала свои дела и в сфере своего ведения была одинаково суверенна.
Оценивая эту теорию,
русский государствовед Н.М. Коркунов
писал: “Теория делимости
Намного позже, при возникновении Союза ССР, его субъекты – союзные республики также были провозглашены суверенными государствами, и снова возникли проблемы сочетания суверенитета Союза ССР и суверенитета его субъектов – союзных республик. В тот период главенствующей была точка зрения, по которой возможно сочетание суверенитета СССР и суверенитета союзных республик. Основным фактором, обуславливающим возможность такого сочетания, объявлялась единая социалистическая природа как Союза ССР, так и составляющих его союзных республик. На практике союзные республики, разумеется, никаким суверенитетом не обладали, а когда они попробовали им реально воспользоваться, союзное государство распалось на отдельные суверенные государства. Таким образом, в действительности суверенитет союзных республик в лучшем случае носил лишь потенциальный характер и реализовать его субъекты Союза ССР, могли, только воспользовавшись принадлежащем им правом свободного выхода из состава СССР.
Информация о работе Суверенитет государства в современных условиях