Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:06, курсовая работа
Цель данного исследования – дать ответ на вопрос «Что такое суверенитет государства в современных условиях?».
При подготовке работы поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию суверенитет;
- проанализировать тенденции развития государственного суверенитета;
- изучить основы государственного суверенитета Российской Федерации.
Введение ………………………………………………………….…...........3
Основная часть......................................................................................... 5
1 Суверенитет государства и народа.......................................................5
1.1 Понятие суверенитета, его юридические свойства ……………......5
1.2 Суверенитет народа ……………………………………………........9
1.3 Государственный суверенитет России ….………………….……....11
2. Проблемы суверенитета РФ................................ …...........................14
2.1 Проблема суверенитета в федеративном государстве ………….....14
2.2 Россия – субъект государственного суверенитета ……….……...…17
2.3 Основные направления, способы осуществления государственного суверенитета Российской Федерации. Формы защиты государственного суверенитета ……………………………………………………….......................22
Заключение …………………………………………………………..…...29
Глоссарий ……………………………………………………………..….31
Список использованных источников ……………………………….…..36
Приложения............................................................................................
Что касается вопросов кадровых, в целях установления контроля за деятельностью государственного аппарата, как одного из направлений реализации государственного суверенитета, Президент России в соответствии с Конституцией РФ по предложению Председателя Правительства России назначает на должность и освобождает от должности федеральных министров (п. “д” ст. 83). Как верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ Президент своим решением назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил РФ (п. 1 ст. 83).
Представительными органами государственной власти обеспечивается правовая основа государственного суверенитета, посредством создания принятия законов, раскрывающих суть и направление государственного суверенитета.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации таким органом в России является Федеративное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
В законодательной сфере Федеральное Собрание Российской Федерации Конституцией РФ наделено правом законодательной инициативы, в целях обеспечения верховенства государственного закона на всей территории России (ч. 1 ст. 104), правом принятия законов. В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Федеральные законы принимаются Государственной Думой и передаются на рассмотрения Совета Федерации.
Федеральное Собрание наделено правом принятия государственного бюджета страны, в области защиты единой экономической системы России, как суверенного государства. Так, согласно ст. 106 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, финансового, валютного, таможенного регулирования, кредитного, денежной эмиссии и подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. “Для реализации контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, порядок и состав деятельности которой определяются федеральным законом (п. 5 ст. 101 Конституции РФ).
В целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности, как одного из направления осуществления государственного суверенитета Федеральное Собрание наделено полномочиями в сфере безопасности и обороны страны. Так, к компетенции Совета Федерации относятся утверждение Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения (п. “б” ст. 102 Конституции РФ), подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам защиты и статуса государственной границы, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ).
Помимо этого, Федеральное Собрание РФ осуществляет деятельность по обеспечению нормального функционирования системы налогов и финансов, нормального функционирования аппарата управления в целях защиты государственного суверенитета России. В связи с этим, Конституцией РФ отнесено принятие федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сборов к компетенции Федерального Собрания. Федеральное Собрание имеет право принятия на должность и освобождения от должности лиц высших органов государственной власти (судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и др. лиц согласно Конституции РФ). К компетенции Государственной Думы относится дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (п.п. “а” п. 1 ст. 103 Конституции РФ).
Если же Президент России как глава государства осуществляет руководство внутренней и внешней политикой в целях защиты государственного суверенитета, Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий через систему органов управления на местах организует реализацию внутренней и внешней политики государства, организует исполнение федеральных законов на всей территории России. Правительство РФ, обеспечивая защиту единой экономической системы страны, осуществляет управление федеральной собственностью (п. “г” ст. 114 Конституции РФ). Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ в целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности (п. “д” ст. 114 Конституции РФ).
Защита Российской Федерации и ее государственного суверенитета реализуется в различных формах: дипломатической, военной, государственными органами власти и управления, в результате осуществления своих полномочий, предоставленных им Основным Законом России и федеральными законами, правоохранительными органами.
Военная функция защиты государственного суверенитета России осуществляется Вооруженными Силами Российской Федерации.
Рассмотрим подробнее данную форму защиты суверенитета России. На мой взгляд, военная форма защиты, в настоящее время является наиболее актуальной для Российской Федерации и носит злободневный характер. Согласно п.3 ст.4 Конституции РФ Российская Федерация, как суверенное государство, гарантирует обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории.
Территориальная неприкосновенн
В этом случае надо отметить тот факт, что после распада СССР, значительные изменения произошли в системе вооруженных сил. Создание суверенных государств, составлявших ранее единое союзное государство, привело практически к разрушению Вооруженных Сил Российской Федерации, в результате чего сильно ослабла военная защита государственного суверенитета России.
Образовалась парадоксальная ситуация: государства, входившие в состав великой Федерации, абсолютно надежно защищавших её государственную независимость, в процессе борьбы за создание своего собственного суверенитета вне этой Федерации оказались абсолютно безоружными, неспособными защитить свой государственный суверенитет в случае агрессии против каждого из них.
Вся система военных округов, создававшихся по стратегическим направлениям с учетом территориального начала, а не по количеству союзных республик, обеспечивающего мобилизационные возможности, была полностью разрушена. А ведь только военные округа являлись надежной основой обороны всей страны. Семь военных округов, в том числе три на Украине, по одному в Прибалтике, Белоруссии, Закавказье и Средней Азии, с распадом СССР одновременно перестали существовать.
Очень важным шагом вперед, в деле защиты государственного суверенитета России, является решение вопроса о Байконуре. В результате решения этого вопроса, Россия арендует у Казахстана космодром и город Ленинск на 20 лет, с пролонгацией данного соглашения еще на 10 лет. Предусмотрено обслуживание космодрома военнослужащими Военно-космических сил (ВКС) России а также пребывание на нём российских граждан.
Решение вопроса о Байконуре - это, наверное на данном этапе один из самых позитивных моментов военной формы защиты государственного суверенитета Российской Федерации.
Дипломатическая форма защиты государственного суверенитета Российской Федерации реализуется Президентом и Правительством России, которые федеральными законами и Конституцией РФ наделяются широкими полномочиями в области международных отношений. Только Президент РФ представляет Россию как суверенное государство в международных отношениях (ч. 4 ст.80 Конституции РФ).
В целях защиты и сохранения государственного суверенитета России, для обеспечения реализации функций Президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности. Указом Президента РФ был образован Совет безопасности РФ №547 от 3 июня 1992 г..
Наиболее важная роль в охране государственного суверенитета России отводится правоохранительным органам. Только на правоохранительные органы государством возложены полномочия по применению специальных средств воздействия в случае неисполнения актов государственной власти и управления: “Судебная власть –способность и возможность, занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) влиять на поведение людей и социальные процессы”[5].
Особая роль в обеспечении верховенства государственной власти, на всей территории, как одного из главных юридических свойств государственного суверенитета, а так же и защите суверенитета России отведена Конституционному Суду РФ, который разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и других нормативных актов органов государственной власти и управления РФ; уставов субъектов РФ, конституций, их законов и других нормативных актов, изданных по вопросам ведения органов государственной власти РФ и совместного ведения органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ.
Выявление и анализ повторяющихся, то есть закономерных связей, влияющих на ход развития государства, позволяют и увидеть настоящее, и заглянуть в будущее этого феномена. Государству как относительно самостоятельному явлению присущи свои закономерности развития. Но главные импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с активно развивающимся обществом. Однако из основных закономерностей развития государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации и развития демократии оно преобразуется из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где интенсивно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей. Демократически развивающееся общество испытывает нужду в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развитие общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь начало новой закономерности развития современного государства – возрастание его роли в жизни общества. Данная закономерность проявилась в полной мере во второй половине 20 века. Государство начало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через заного создаваемые учреждения и органы – министерства экономики, культуры, труда, образования и др. От воздействия научно-технической революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитии государства появилось новая закономерность – сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Таким образом, в свое время западные государства в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сейчас Россия учится у западных государств разделению властей, парламентской культуре, построению правового государства. Под влиянием этой закономерности остаются в прошлом острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и подозрительность.
Правда, названные закономерности являют собой общие тенденции, главные линии развития государств нашей планеты. Развитие конкретного государства зачастую бывает весьма противоречивым. Зигзаги, повороты назад, непредсказуемые шараханья из крайности в крайность, особенно когда государственная власть используется в личных, групповых, клановых интересах, подчиняются узкопартийным целям и задачам, иной раз делают это развитие весьма противоречивым.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Государственная территория |
Часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. Составными частями Т.г. являются сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства, а также приравненные к ней объекты. |
2 |
Интеграция |
(От лат. integer - целый). Объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая И. происходит и на уровне национальных хозяйств стран, и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. |
3 |
Компетенция |
(От
лат. Competens - соответствующий) - совокупность
полномочий, которыми обладает или
должны обладать определенные
органы и лица согласно |
4 |
Конвенции |
(От лат. Conventio - соглашение) - международные договоры на уровне правительств стран, предусматривающие соблюдение общих, согласованных правил торговли, денежного обращения, трудовых отношений, взимания налогов и пошлин, ценообразования на экспортируемую и импортируемую продукцию (товары и услуги). |
5 |
Конфликт |
Несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать др. стороне сделать то же самое. |
6 |
Монополия |
(От греч. monas - один и poleo - продаю). 1) Исключительное право одного или группы лиц, государства на что-либо (например, на землю), на производство или приобретение чего-либо, торговлю определенными товарами. |
7 |
Научно-технический прогресс |
Использование передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей. Термин широко использовался в советской экономической науке наряду с близким к нему по значению "научно-техническая революция". В современной экономической теории научные достижения, используемые в экономике и технике, чаще называют инновациями. |
8 |
Национальное богатство |
Совокупность созданных трудом материальных благ, накопленных обществом за весь период предшествующего развития, а также природных ресурсов, вовлеченных в хозяйственный оборот. |
9 |
Политика |
Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями |
10 |
Ратификация |
Утверждение верховным органом государственной власти международного договора, подписанного уполномоченным представителем государства. |
1 |
Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие (ГРИФ) – М.: Проспект, ТК Велби. 2008. 152с. – ISBN 978-5-482-01898-9 |
2 |
Бабаев В.К. Теория государства и права Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. (Серия: «Institutiones») (ГРИФ). – М.: Юристь. 2006. 637с. – ISBN 5-7975-0781-1 |
3 |
Исаев И.А. История государства и права России: Учебное пособие (ГРИФ) – М.: Проспект, ТК Велби. 2008. 336с. – ISBN 978-5-482-01909-2 |
4 |
Катков Д.Б. Конституционное право России: Учебное пособие / Катков Д.Б. Корчиго Е.В. Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. – М.: Юриспруденция, 2004. 288 с. – ISBN 5-8401-0007-2 |
5 |
Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебник (ГРИФ) / Кулапов В.Л. Малько А.В. – М.: НОРМА. 2008. 384с. – ISBN 978-5-468-00155-4 |
6 |
Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. 520с. – ISBN 5-7357-0123-1 |
7 |
Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: Учебное пособие. – М.: Проспект ТК, Велби. 2008. 144с. – ISBN 978-5-482-01959-7 |
8 |
Матузов Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ. 2005. 776с. – ISBN 5-7975-0269-0 |
9 |
Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник – («Основы наук») (ГРИФ). – М.: Высш. обр. 2008. 379с. – ISBN 978-5-9692-0230-6 |
10 |
Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов – («Высшее образование») (ГРИФ). – М.: РИОР. 2008. 463с. – ISBN 978-5-369-00254-4 |
11 |
Упоров И.В. Теория государства и права. Курс лекций Учебное пособие для вузов. (Серия: «Курс лекций») // Упоров И.В., Старков О.В., Рассказов Л.П. – М.: Экзамен. 2005. 320с. – ISBN 5-472-01188-4 |
А |
Форма государственного устройства: Унитарная и Федеративная. К унитарным относятся: Децентрализованные и Централизованные государства. К Федеративным: Административные и Национальные федерации.
|
Информация о работе Суверенитет государства в современных условиях