Суверенитет и формы его правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Данная тема является актуальной для науки конституционного права, так как эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции. В настоящее время в нашей стране под маской суверенитета народа регионы нескрываемо противятся централизму и инерции административно-управленческого мышления, добиваясь политической и экономической самостоятельности. А поскольку советская традиция безнадежно девальвировала понятие "автономия", немало отечественных политиков и экспертов отождествляют такую позицию местных властей с сепаратизмом. Россия переживает бурную децентрализацию. Из краев и областей выделились автономные области, провозгласившие себя республиками (Карачаево-Черкесская, Адыгея, Алтай, Хакасия и др.).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Общеправовые основы суверенитета народа
1.1 Понятие суверенитета народа…………………………………………… 5
1.2 Конституционные основы суверенитета народа………………………. 9
Глава 2. Формы осуществления суверенитета……………………………..12
2.1 Референдум и свободные выборы…………………………………………14
2.2 Осуществление суверенитета через органы государственной власти и местного самоуправления
Глава 3. Современные проблемы суверенитета народа в России……….22
3.1 Национальный вопрос и проблема равенства……………………………29
3.2 Конституционные проблемы суверенитета………………………………32
Заключение……………………………………………………………………...36
Библиографический список…………………………………………………37

Файлы: 1 файл

к.р. суверенитет и формы его правления.docx

— 63.69 Кб (Скачать файл)

_____________________________________________________________

Курсовая работа

Суверенитет и формы его правления




 

 

__________________________________________________

                                                           




 

 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Общеправовые основы суверенитета народа

1.1 Понятие суверенитета  народа…………………………………………… 5

1.2 Конституционные основы  суверенитета народа………………………. 9

Глава 2. Формы  осуществления суверенитета……………………………..12

2.1 Референдум и свободные  выборы…………………………………………14

2.2 Осуществление суверенитета  через органы государственной  власти и местного самоуправления

Глава 3. Современные  проблемы суверенитета народа в России……….22

3.1 Национальный вопрос  и проблема равенства……………………………29

3.2 Конституционные проблемы суверенитета………………………………32

Заключение……………………………………………………………………...36

Библиографический список…………………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема моей курсовой работы: «Суверенитет народа и формы его  реализации».

Данная тема является актуальной для науки конституционного права, так как эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции.

В настоящее время в  нашей стране под маской суверенитета народа регионы нескрываемо противятся централизму и инерции административно-управленческого  мышления, добиваясь политической и  экономической самостоятельности. А поскольку советская традиция безнадежно девальвировала понятие "автономия", немало отечественных политиков  и экспертов отождествляют такую  позицию местных властей с  сепаратизмом. Россия переживает бурную децентрализацию. Из краев и областей выделились автономные области, провозгласившие  себя республиками (Карачаево-Черкесская, Адыгея, Алтай, Хакасия и др.). Некоторые  регионы получили статус свободных  экономических зон. Подписано около  трех десятков договоров, устанавливающих  особые отношения между Центром  и субъектами Федерации. Фактически вышла из России Чечня.

Объектом исследования в  моей работе выступает суверенитет  народа, предметом исследования является Конституция РФ и целый ряд  нормативно-правовых актов, регламентирующих правое закрепление данной категории  конституционного права России, а  также различные точки зрения авторов по данной проблеме, которые  будут рассмотрены в ходе работы.

Цель работы всестороннее изучение проблемы суверенитета народа и форм его правления.

При написании работы мною был поставлен ряд задач:

Во-первых, рассмотреть общеправовые аспекты суверенитета народа, с этой целью мною будут рассмотрено  понятие суверенитета и конституционные  основы суверенитета народа.

 

Во-вторых, проанализировать формы осуществления суверенитета, изучив референдум и свободные выборы, а также через органы государственной  власти и местного самоуправления.

В-третьих, изучить современные  проблемы суверенитета народа в России.

Исходя из задач, я выбрала следующую структуру работы:

В первой главе речь пойдет об общеправовых основах суверенитета народа.

Вторая глава посвящена  формам правления суверенитета.

В третьей главе будут  затронуты современные проблемы суверенитета в России.

При написании работы я  использовала методы исследования анализа  и систематизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общеправовые основы суверенитета народа

1.1 Понятие суверенитета  народа

Суверенитет относится к  числу обязательных исходных принципов  любой демократической конституции, хотя, оказалось бы, в наше время  в цивилизованном мире ее уже никто  не оспаривает. Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов  против феодального абсолютизма (XVII—XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как  на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разработанное еще в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.

Позже, в XX в. возникло понятие "суверенитет нации", которое  отождествлялось с неким полновластием  нации или правом нации на самоопределение  вплоть до создания национального государства. По своей природе и скрытому смыслу это не юридическое понятие, ибо  ни одно многонациональное государство  не станет закреплять "право" на разрушение своего единства. Европейское сообщество, стремясь поставить барьер опасным  тенденциям национализма и сепаратизма, выдвинуло и закрепило в Заключительном акте Хельсинкского Совещания принцип  территориальной целостности и  нерушимости границ государств европейского континента. С позиций здравого смысла нетрудно понять, что в многонациональном  обществе государство не может позволить  себе быть однонациональным, без риска  вызвать национальную рознь. Демократическое  правовое государство исключает  дискриминацию по национальному  признаку и обеспечивает гражданам  всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов. Политические формы для этого  — автономия, федерация и конфедерация. И только безответственные националисты, и сепаратисты, в сущности, добивающиеся национальных привилегий и тем самым отвергающие равенство, могут в наше время выдвигать требования раскола существующих и создания новых государств на основе "права наций на самоопределение". Это особенно опасно в такой стране с этнически смешанным населением, как Россия, национальный сепаратизм здесь напрямую ведет к межнациональной розни и гражданской войне.

Конституция РФ дает достаточные  основания для разрешения противоречия "двух суверенитетов". В ст. 3 говорится: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации  является ее многонациональный народ". 1 Народ, следовательно, понимается как единый и неделимый субъект — источник права. Любая нация реализует свои национальные интересы в рамках этого конституционного понятия, она, безусловно, защищена от любой формы дискриминации, а тем более угнетения со стороны кого бы то ни было. Однако это не означает, что любая нация вправе создать свое государство, суверенитет по смыслу ст. 3 Конституции  принадлежит не отдельным частям населения, а российскому народу в целом, а, следовательно, любые сепаратистские решения окажутся в противоречии с Конституцией. Необходимо учитывать, что понятие "многонациональный народ" радикально меняет свое содержание в демократическом обществе с правовым государством. Если в тоталитарном государстве под разговоры о народовластии были возможны репрессии в отношении целых наций, то гуманистическая трактовка понятия "народ" как равных граждан с гарантированными для всех правами и свободами это полностью исключает.

В конституционной теории развитых стран понятия "нация" и "народ" фактически отождествляются. В некоторых конституциях о суверенитете народа или нации вообще не упоминается (США), в других закрепляется суверенитет  народа (Италия), в третьих есть упоминание о "национальном суверенитете" (Франция), но трактовка этого термина сливается с понятием "суверенитет народа". При любых формулировках или их отсутствии считается необходимым признать первоисточник власти, из чего никак не вытекает какой-либо легитимизации сепаратизма или, наоборот, национальной дискриминации.

Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами  человека и гражданина. В этом его  гуманистическая сущность. Верховную  власть народа нельзя себе представить  иначе, как власть, осуществляемую отдельными людьми — здесь коренится и  определенная возможность манипулирования  интересами и волей народа со стороны  ложных пророков и потенциальных  тиранов. Народ осознает себя носителем  суверенитета только в отдельные  периоды общественного развития — лучше, когда это происходит в конинституционно обусловленных формах (референдум, выборы), хуже, когда возникают взрывы возмущения против насилия гили массовое сопротивление несправедливой власти, чреватые кровопролитием и гражданской войной. Народ никогда не бывает, един в своих целях, ибо различны интересы социальных групп, поэтому отличать реализацию суверенитета народа от эгоистических устремлений к власти опыт демагогов часто бывает очень трудно, юридические принципы здесь помогают лишь в небольшой степени. 2

Отсюда исключительная важность правовой детализации принципа народного  суверенитета, создания надежных гарантий для реализации этого принципа в  жизни. Развитие и защита прав человека и гражданина — самая важная из этих гарантий.

Суверенитет народа, или  народный суверенитет, это первоисточник  власти. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является подлинным  и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной  власти. В силу естественного права, заложенного в понятие народного  суверенитета, народ вправе оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя. Чтобы поставить преграду попыткам узурпации власти и ущемления воли народа, Конституция фиксирует четкий принцип: "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону" (ч. 2 ст. 3). 3   Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталитаризму, установлению единоличной диктатуры. Народ недвусмысленно заявляет о своей приверженности конституционным порядкам и неприятии любой власти, основанной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия — составные элементы народного суверенитета.

Угроза суверенитету народа носит скрытый характер. В наше время трудно представить какую-либо политическую силу, которая бы открыто отрицала его, тем более это верно для политических движений, основанных на идеях либерализма, неоконсерватизма, социал-демократии, которые органически слиты со свободой народа и его полновластием. Однако по-другому обстоит дело с идеологиями левого и правого радикализма, которые на словах признают и возносят народный суверенитет, а на практике стремятся подменить его вождизмом и однопартийной диктатурой. Следовательно, суверенитет народа нуждается в защите, и эта защита обеспечивается всем конституционным строем государства.

Право на сопротивление —  это "палка о двух концах", а  потому оно упоминается в конституциях довольно редко. Но такие случаи все  же есть: в Основном Законе ФРГ прямо  записано, что граждане "имеют  право на сопротивление каждому, кто попытается устранить этот строй, если другие средства невозможны".

 Аналогичное право  записано в конституционных документах  США, Франции и ряда других  стран, оно признается как важный  элемент естественного права. И в этом своем качестве, безусловно, должно рассматриваться как свойство суверенитета российского народа, хотя Конституция РФ об этом праве не упоминает. Формула Конституции "захват власти преследуется по закону" в значительной мере утопична, ибо трудно себе представить, чтобы, захватив власть, узурпатор не использовал эту власть для отмены законов, направленных против него. Однако это не может перечеркнуть заложенного в самой Конституции и праве в целом правила: отказ от конституционных форм правления в пользу идеологической целесообразности есть государственный переворот, дающий народу основание для использования права на сопротивление.

 

 

1.2 Конституционные  основы суверенитета народа

 

Согласно ч.1 ст.3 Конституции РФ Многонациональный народ Российской Федерации провозглашен единственным носителем суверенитета (властного верховенства - государственного, народного, национального) и единственным источником государственной власти в стране. Это означает, что все конституционные правомочия государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) в Российской Федерации исходят от народа через его свободно выражаемую волю.  4

Разумеется, эта воля не безгранична. Существует и признается суверенитет  каждой человеческой личности. Человек, его права и свободы по Конституции - высшая ценность, поэтому Конституция  ограничивает государственную власть, обязывая ее признавать, соблюдать  и защищать эти права и допуская их ограничение или даже отмену только временно и в особо предусмотренных  Конституцией исключительных случаях. Провозглашая и закрепляя некоторые  объективно необходимые принципы политического, экономического, социального и юридического характера, Конституция предусматривает различные варианты, формы и методы реализации каждого из них государственной властью, но не допускает отказа от них.

Речь идет об объективно необходимых требованиях жизни  и деятельности современного цивилизованного  гражданского общества и государства (права и свободы человека и  гражданина как высшая ценность; демократизм, федерация, господство права; республиканский  строй, социальный и светский характер государства; рыночная экономика, разделение властей, эффективное и рациональное использование и охрана природных  ресурсов и всей окружающей среды). Вне признания, соблюдения и защиты этих принципов жизнь и деятельность современного цивилизованного общества невозможны, хотя история знает немало примеров, когда "воля народа" вела к огульному отрицанию этих принципов. Взятые в комплексе, перечисленные  принципы и нормы призваны быть гарантией  того, что народный суверенитет не превратится вновь в декларацию тоталитарного или авторитарного  режима. Поскольку государственная  власть существует не только на федеральном  уровне, но и в каждом из 89 ее субъектов - в республиках и в равноправных с ними краях, областях, городах федерального значения и автономиях, власть в  каждом их них принадлежит его  народу. Народ осуществляет свою власть не только через органы государственной  власти названных двух уровней (федерального и регионального), но и через органы местного самоуправления.5 Таким образом, народ выступает как носитель власти как минимум на трех уровнях: как многонациональный народ всей России, как народ (возможно, также многонациональный) каждого из субъектов Российской Федерации и как народ (население) территориальных единиц, где действует местное самоуправление.

Информация о работе Суверенитет и формы его правления