Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:44, курсовая работа
Данная тема является актуальной для науки конституционного права, так как эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции. В настоящее время в нашей стране под маской суверенитета народа регионы нескрываемо противятся централизму и инерции административно-управленческого мышления, добиваясь политической и экономической самостоятельности. А поскольку советская традиция безнадежно девальвировала понятие "автономия", немало отечественных политиков и экспертов отождествляют такую позицию местных властей с сепаратизмом. Россия переживает бурную децентрализацию. Из краев и областей выделились автономные области, провозгласившие себя республиками (Карачаево-Черкесская, Адыгея, Алтай, Хакасия и др.).
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Общеправовые основы суверенитета народа
1.1 Понятие суверенитета народа…………………………………………… 5
1.2 Конституционные основы суверенитета народа………………………. 9
Глава 2. Формы осуществления суверенитета……………………………..12
2.1 Референдум и свободные выборы…………………………………………14
2.2 Осуществление суверенитета через органы государственной власти и местного самоуправления
Глава 3. Современные проблемы суверенитета народа в России……….22
3.1 Национальный вопрос и проблема равенства……………………………29
3.2 Конституционные проблемы суверенитета………………………………32
Заключение……………………………………………………………………...36
Библиографический список…………………………………………………37
______________________________ |
Курсовая работа |
Суверенитет и формы его правления |
______________________________ |
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общеправовые основы суверенитета народа
1.1 Понятие суверенитета народа…………………………………………… 5
1.2 Конституционные основы суверенитета народа………………………. 9
Глава 2. Формы
осуществления суверенитета…………
2.1 Референдум и свободные выборы…………………………………………14
2.2 Осуществление суверенитета через органы государственной власти и местного самоуправления
Глава 3. Современные проблемы суверенитета народа в России……….22
3.1 Национальный вопрос
и проблема равенства…………………………
3.2 Конституционные проблемы суверенитета………………………………32
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………37
Введение
Тема моей курсовой работы: «Суверенитет народа и формы его реализации».
Данная тема является актуальной для науки конституционного права, так как эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции.
В настоящее время в
нашей стране под маской суверенитета
народа регионы нескрываемо противятся
централизму и инерции
Объектом исследования в моей работе выступает суверенитет народа, предметом исследования является Конституция РФ и целый ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих правое закрепление данной категории конституционного права России, а также различные точки зрения авторов по данной проблеме, которые будут рассмотрены в ходе работы.
Цель работы всестороннее изучение проблемы суверенитета народа и форм его правления.
При написании работы мною был поставлен ряд задач:
Во-первых, рассмотреть общеправовые аспекты суверенитета народа, с этой целью мною будут рассмотрено понятие суверенитета и конституционные основы суверенитета народа.
Во-вторых, проанализировать
формы осуществления
В-третьих, изучить современные проблемы суверенитета народа в России.
Исходя из задач, я выбрала следующую структуру работы:
В первой главе речь пойдет об общеправовых основах суверенитета народа.
Вторая глава посвящена формам правления суверенитета.
В третьей главе будут затронуты современные проблемы суверенитета в России.
При написании работы я использовала методы исследования анализа и систематизации.
Глава 1. Общеправовые основы суверенитета народа
1.1 Понятие суверенитета народа
Суверенитет относится к
числу обязательных исходных принципов
любой демократической
Позже, в XX в. возникло понятие
"суверенитет нации", которое
отождествлялось с неким
Конституция РФ дает достаточные основания для разрешения противоречия "двух суверенитетов". В ст. 3 говорится: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". 1 Народ, следовательно, понимается как единый и неделимый субъект — источник права. Любая нация реализует свои национальные интересы в рамках этого конституционного понятия, она, безусловно, защищена от любой формы дискриминации, а тем более угнетения со стороны кого бы то ни было. Однако это не означает, что любая нация вправе создать свое государство, суверенитет по смыслу ст. 3 Конституции принадлежит не отдельным частям населения, а российскому народу в целом, а, следовательно, любые сепаратистские решения окажутся в противоречии с Конституцией. Необходимо учитывать, что понятие "многонациональный народ" радикально меняет свое содержание в демократическом обществе с правовым государством. Если в тоталитарном государстве под разговоры о народовластии были возможны репрессии в отношении целых наций, то гуманистическая трактовка понятия "народ" как равных граждан с гарантированными для всех правами и свободами это полностью исключает.
В конституционной теории развитых стран понятия "нация" и "народ" фактически отождествляются. В некоторых конституциях о суверенитете народа или нации вообще не упоминается (США), в других закрепляется суверенитет народа (Италия), в третьих есть упоминание о "национальном суверенитете" (Франция), но трактовка этого термина сливается с понятием "суверенитет народа". При любых формулировках или их отсутствии считается необходимым признать первоисточник власти, из чего никак не вытекает какой-либо легитимизации сепаратизма или, наоборот, национальной дискриминации.
Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущность. Верховную власть народа нельзя себе представить иначе, как власть, осуществляемую отдельными людьми — здесь коренится и определенная возможность манипулирования интересами и волей народа со стороны ложных пророков и потенциальных тиранов. Народ осознает себя носителем суверенитета только в отдельные периоды общественного развития — лучше, когда это происходит в конинституционно обусловленных формах (референдум, выборы), хуже, когда возникают взрывы возмущения против насилия гили массовое сопротивление несправедливой власти, чреватые кровопролитием и гражданской войной. Народ никогда не бывает, един в своих целях, ибо различны интересы социальных групп, поэтому отличать реализацию суверенитета народа от эгоистических устремлений к власти опыт демагогов часто бывает очень трудно, юридические принципы здесь помогают лишь в небольшой степени. 2
Отсюда исключительная важность правовой детализации принципа народного суверенитета, создания надежных гарантий для реализации этого принципа в жизни. Развитие и защита прав человека и гражданина — самая важная из этих гарантий.
Суверенитет народа, или
народный суверенитет, это первоисточник
власти. Воля народа, выраженная в юридически
релевантных формах, является подлинным
и единственным базисом государства,
от нее исходит мандат на устройство
и любые изменения формы
Угроза суверенитету народа носит скрытый характер. В наше время трудно представить какую-либо политическую силу, которая бы открыто отрицала его, тем более это верно для политических движений, основанных на идеях либерализма, неоконсерватизма, социал-демократии, которые органически слиты со свободой народа и его полновластием. Однако по-другому обстоит дело с идеологиями левого и правого радикализма, которые на словах признают и возносят народный суверенитет, а на практике стремятся подменить его вождизмом и однопартийной диктатурой. Следовательно, суверенитет народа нуждается в защите, и эта защита обеспечивается всем конституционным строем государства.
Право на сопротивление — это "палка о двух концах", а потому оно упоминается в конституциях довольно редко. Но такие случаи все же есть: в Основном Законе ФРГ прямо записано, что граждане "имеют право на сопротивление каждому, кто попытается устранить этот строй, если другие средства невозможны".
Аналогичное право
записано в конституционных
1.2 Конституционные основы суверенитета народа
Согласно ч.1 ст.3 Конституции РФ Многонациональный народ Российской Федерации провозглашен единственным носителем суверенитета (властного верховенства - государственного, народного, национального) и единственным источником государственной власти в стране. Это означает, что все конституционные правомочия государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) в Российской Федерации исходят от народа через его свободно выражаемую волю. 4
Разумеется, эта воля не безгранична. Существует и признается суверенитет каждой человеческой личности. Человек, его права и свободы по Конституции - высшая ценность, поэтому Конституция ограничивает государственную власть, обязывая ее признавать, соблюдать и защищать эти права и допуская их ограничение или даже отмену только временно и в особо предусмотренных Конституцией исключительных случаях. Провозглашая и закрепляя некоторые объективно необходимые принципы политического, экономического, социального и юридического характера, Конституция предусматривает различные варианты, формы и методы реализации каждого из них государственной властью, но не допускает отказа от них.
Речь идет об объективно
необходимых требованиях жизни
и деятельности современного цивилизованного
гражданского общества и государства
(права и свободы человека и
гражданина как высшая ценность; демократизм,
федерация, господство права; республиканский
строй, социальный и светский характер
государства; рыночная экономика, разделение
властей, эффективное и рациональное
использование и охрана природных
ресурсов и всей окружающей среды).
Вне признания, соблюдения и защиты
этих принципов жизнь и деятельность
современного цивилизованного общества
невозможны, хотя история знает немало
примеров, когда "воля народа" вела
к огульному отрицанию этих принципов.
Взятые в комплексе, перечисленные
принципы и нормы призваны быть гарантией
того, что народный суверенитет не
превратится вновь в декларацию
тоталитарного или