Суверенитет и формы его правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Данная тема является актуальной для науки конституционного права, так как эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции. В настоящее время в нашей стране под маской суверенитета народа регионы нескрываемо противятся централизму и инерции административно-управленческого мышления, добиваясь политической и экономической самостоятельности. А поскольку советская традиция безнадежно девальвировала понятие "автономия", немало отечественных политиков и экспертов отождествляют такую позицию местных властей с сепаратизмом. Россия переживает бурную децентрализацию. Из краев и областей выделились автономные области, провозгласившие себя республиками (Карачаево-Черкесская, Адыгея, Алтай, Хакасия и др.).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Общеправовые основы суверенитета народа
1.1 Понятие суверенитета народа…………………………………………… 5
1.2 Конституционные основы суверенитета народа………………………. 9
Глава 2. Формы осуществления суверенитета……………………………..12
2.1 Референдум и свободные выборы…………………………………………14
2.2 Осуществление суверенитета через органы государственной власти и местного самоуправления
Глава 3. Современные проблемы суверенитета народа в России……….22
3.1 Национальный вопрос и проблема равенства……………………………29
3.2 Конституционные проблемы суверенитета………………………………32
Заключение……………………………………………………………………...36
Библиографический список…………………………………………………37

Файлы: 1 файл

к.р. суверенитет и формы его правления.docx

— 63.69 Кб (Скачать файл)

Следует упомянуть п. 5 ст. 66 Конституции РФ, где указывается, что «статус субъекта… может  быть изменен по взаимному согласию РФ» и её субъекта «в соответствии с федеральным конституционным  законом». Предполагается, что статус субъектов различается, и они сами могут его изменять. Статус субъекта Федерации – установленные Конституцией РФ и конституциями и уставами субъектов права, обязанности и ответственность субъекта. Если же Конституция говорит о равноправии субъектов, то как может разниться их статус? Наша федерация продолжает базироваться на двух основных принципах: национально-государственном и территориальном. За последние годы значительно уменьшилось неравенство между субъектами, но полностью уравнять в правах республики и народы не удаётся, возможно, этого делать и не надо, т. к. гораздо проще и безопаснее наделять их только специфическими правами, связанными с особенностями национального состава и национальных отношений (право на второй государственный язык, на национальную культуру), но отнюдь не социально-экономическими и политическими правами и тем более льготами и привилегиями. В связи с этим, следует учесть, что вслед за Татарстаном особый статус рано или поздно придётся предоставить и Чечне (об этом уже идут даже переговоры с чеченским правительством) как субъекту РФ, не подписавшему Федеративный договор; здесь уже придётся вносить изменения в Конституцию.

Подписанный в конце марта 1992 г. Федеративный договор явился компромиссом центробежных и центростремительных  сил в нашем государстве. С  одной стороны, он позволил сохранить  единство России, открыть начало развитию федеративных отношений, с другой –  договор юридически закрепил разнотипность  и неравенство различных субъектов  РФ. В Федеративном договоре выделили только 2 группы предметов ведения: федерального центра и совместные, оставив автоматически все остальные  полномочия в ведении субъекта Федерации. Сам процесс «дележа предметов  ведения» не имел под собой серьёзной  аналитической и научно проработки. Это был скорее политический торг, в ходе которого, полномочия, которые  одна сторона не хотела передавать другой, «сбрасывались» в общую корзину, называемую «совместными предметами ведения». Как результат, многие предметы ведения  сформулированы крайне общо, неконкретно, что позволяет их толковать расширительно. Получилось так, что если не нравится кому-то федеральный закон – заключай двусторонний договор с федеральным  центром и живи по договорному  праву. 14

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог, необходимо отметить, что суверенитет народа, или народный суверенитет, это первоисточник власти. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной власти. В силу естественного права, заложенного в понятие народного суверенитета, народ вправе оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя.

Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами  человека и гражданина. В этом его  гуманистическая сущность. Верховную  власть народа нельзя себе представить  иначе, как власть, осуществляемую отдельными людьми. Народ осознает себя носителем  суверенитета только в отдельные  периоды общественного развития — лучше, когда это происходит в конституционно обусловленных  формах (референдум, выборы), хуже, когда  возникают взрывы возмущения против насилия гили массовое сопротивление  несправедливой власти, чреватые кровопролитием и гражданской войной. Народ никогда  не бывает, един в своих целях, ибо различны интересы социальных групп, поэтому отличать реализацию суверенитета народа от эгоистических устремлений к власти опыт демагогов часто бывает очень трудно, юридические принципы здесь помогают лишь в небольшой степени.

Отсюда исключительная важность правовой детализации принципа народного  суверенитета, создания надежных гарантий для реализации этого принципа в  жизни. Развитие и защита прав человека и гражданина — самая важная из этих гарантий.

 

 

 

 

 

Библиографический список:

  1. Конституция РФ. 1993г.
  2. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 13 апреля 1999 г.)
  3. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30 марта 1999 г.)
  4. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изм. и доп. от 22 июня 1998г.)
  5. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Окунькова Л.А. М.: Юрид литература, 2010.
  6. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000г.)
  7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2009.
  8. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. – М. 2009.
  9. Государственное право Российской Федерации. Учебник/ Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юрид литература , 1996.
  10. Коваленко А.И. Конституционное право России. Учебник. – М.: Закон и правопорядок, 2007.
  11. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2008.
  12. Конституционное право России. Учебник. – Под ред. В.Г. Стрекозова, Ю.Д. Казанчева. – М.:  2011.
  13. Конституционное право. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Новый юрист. 2010
  14. Конституция РФ: Научно-практический комментарий. /Под ред. акад. Б.Н. Топорина. – М.: 2011.
  15. Мацкевик Е.Г. «Суверенитет? Проблемы сепаратизма в России» / Российская газета 30.11.2000
  16. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю.Тихомирова. – М.: 2012.
  17. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2008.
  18. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Окунькова Л.А. М.: Юрид литература, 2008
  19. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Окунькова Л.А. М.: 2007.
  20. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации".

1 Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изм.. и доп. от 22 июня 1998г.)

2 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2009.

3 Конституция РФ 1993 ч.2 ст.3

4 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Окунькова Л.А. М.: Юрид литература, 2008

5 Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 13 апреля 1999 г.)

6 Чиркин В.Е. Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2008.

7 Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изм. и доп. от 22 июня 1998г.)

8 Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"

9 Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"

10 Конституционное право России. Учебник. – Под ред. В.Г. Стрекозова, Ю.Д. Казанчева. – М.:  2011.

11 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Окунькова Л.А. М.: Юрид литература, 2010.

12 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. – М. 2009.

13 Чиркин В.Е. Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2008

14 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Окунькова Л.А. М.: 2007.

 


Информация о работе Суверенитет и формы его правления